kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование языковой компетенции на уроках французского языка.doc

Нажмите, чтобы узнать подробности

До

 

Основная цель обучения иностранному языку заключается в формировании и развитии у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой для участия в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение языка заключается непосредственно в освоении данного материала путём овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение фонетическому, грамматическому и лексическому аспекту французского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, можно утверждать, что процесс обучения лексике и грамматике является для учащихся основополагающим. Работа со словом начинается с ознакомления. Значение нового слова раскрывается при показе картинки, предмета или при совершении действия. Яркие, многоцветные карточки с картинками вызывают интерес и внимание учащихся и, воздействуя на их эмоциональную память, способствуют прочному овладению лексикой. Возможно использование карточек на начальном этапе обучения при ознакомлении со словами. Учитель готовит набор картинок по количеству учащихся. На одной стороне рисунок, а на другой стороне название предмета на французском языке. Каждому ученику даётся одна карточка. Эту карточку он держит так, чтобы картинку видели все, а слово только он. Каждый ученик спрашивает только то слово, которое он не запомнил. Итак, мы ознакомили учащихся с новыми словами. Теперь нам нужно сформировать правильный звуковой образ  слова. С этой целью учащиеся должны многократно проговорить слово изолированно. Для активизации изученной лексики учащимся предлагается:

а) соотнести произносимое учителем слово с картинкой или предметом. Учитель показывает предмет, называет его (может неправильно), а учащиеся говорят на французском языке: «Да» или «Нет»;

б) прослушать слова и повторить вслух знакомые;

в) прослушать несколько знакомых слов, постараться запомнить их порядок и повторить;

Очень важно, чтобы уроки французского языка не были скучными, а для этого наряду с разнообразной наглядностью надо использовать много игр, так как игры содержат большие потенциальные возможности. В игре все равны, игра посильна даже слабым ученикам. В ходе игры у учащихся формируются произносительные, лексические, грамматические навыки, учащиеся приобретают опыт речевого общения. Надо стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах урока французского языка и создавал общую игровую атмосферу. Например, если на уроке нужно отработать употребление будущего времени, то урок можно начать так: «Отгадайте, что мы будем делать на уроке?» Ответы учеников: «Мы будем читать, мы будем писать». То есть на уроке выясняется план работы и тренируется будущее время. Игры используются во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу. Лексические и грамматические игры создают возможность для перехода к активной речи учащихся. Данные игры преследуют цели:

- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- развивать речевую реакцию учащихся;

- познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Чтобы слова и выражения запомнились прочно, их надо много раз повторять, а чтобы повторение не наскучило ребёнку, при обучении лексике целеобразно использовать игры на карточках, картинках. В качестве примера использования игр в учебной деятельности при изучении французского языка приведу несколько:

«Je connais cinq prénoms des garcons…». Эту игру я использую для формирования элементарных лингвистических представлений детей на доступном языковом материале. Ученики по цепочке называют 5 слов по различным темам. Игра способствует развитию памяти, внимания, активности, быстроте реакции.

« Vole – ne vole pas» (Летает – не летает). Учитель называет слова, знание которых ему необходимо проверить, вперемешку с иными, и при каждом слове поднимает руку. Если названное слово относится к нужной группе, дети тоже поднимают руку, если нет – просто сидят. Эту зримую форму контроля можно использовать при совершенствовании фонетических навыков ( на различие звуков).

«Machine à écrire» (Пишущая машинка). Сначала учитель раздаёт буквы алфавита – каждый ученик получает свою букву. Затем учитель называет слово из изучаемой темы. Ученики должны в быстром темпе «отпечатать его на машинке»: владельцы подходящих букв, из которого состоит слово, друг за другом делают хлопок в ладоши. Упражнение способствует обучению навыков письменной речи, умениям адекватно построить в письменном виде лексическую единицу.

«La feuille intelligente» (Умный листок). По трём рядам с последней парты передают вперёд лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно слово по заданной теме. Выигрывает команда, справившаяся быстрее и точнее остальных.

Нельзя недооценивать огромную практическую ценность использования в процессе обучения французскому языку фразеологизмов, пословиц, поговорок для обучения фонетике, лексике и грамматике. Фразеологизмы как нельзя лучше способствуют автоматизации и активизации  грамматических форм и конструкций. Так, повелительное наклонение выполняет в общении побудительную функцию, и с его помощью можно выразить просьбу, совет, предложения, пожелания, разрешения, запрещения, предостережения, которые заключаются в пословицах. Пример упражнений. Le niveau intermédiaire: Поставить глаголы в повелительном наклонении (2 л. ед.ч): (Aider)-toi, le ciel t'aidera. (Dire)-moi qui tu hantes, je te dirai qui tu es. (Faire)-toi agneau, le loup te mangera. Le niveau avancé: Раскрыть скобки и поставить глагол в future simple Un tien vaut miex que deux tu l’(avoir) Aide-toi, le ciel t'(aider). Dis-moi qui tu hantes, je te (dire) qui tu es. Лексико-грамматическая насыщенность пословиц и поговорок позволяет также использовать их и для обогащения лексического запаса. Знание французских пословиц и поговорок помогает учащимся усвоить образный строй языка, развивает память, приобщает к народной мудрости. Кроме того, в коротких, ёмких предложениях обычно легче запоминаются новые слова. Например, работа по изучению числительных безусловно будет интереснее и эффективнее, если призвать на помощь пословицы и поговорки, так как в образном контексте цифры запоминаются быстрее. Un taxi attaque six taxis. Trois tortues trottaient sur un trottoir. Cinq chiens chassent six chats. Douze douches douces. Пословицы и поговорки могут употребляться в упражнениях на развитие речи, как устной, так и письменной, где они используются в качестве стимула. Приведем примеры заданий. 1.Ученикам предлагается из данных слов составить знакомую пословицу или поговорку. Такой вид работы можно предложить в электронном варианте, чтобы дети самостоятельно выполняли задания на компьютерах (с помощью мышки переставлять слова). 2.Учащиеся отгадывают пословицу по одному названному слову. Выполняя данное задание можно использовать технологию кооперативного обучения - работа в группах. Поделить класс на 2-3 группы (в зависимости от количества учащихся). Одна группа загадывает слово из пословицы или скороговорки, а вторая группа отгадывает. И так по очереди. Такой материал можно использовать как разминочные или релаксирующие упражнения на любом этапе урока

Таким образом, если тренировочные упражнения, направленные на формирование лексико-грамматических навыков увлекательны и интересны, то они хорошо запоминаются и у учащихся появляется чувство определённого достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему изучению французского языка.

Просмотр содержимого документа
«Формирование языковой компетенции на уроках французского языка.doc»

Формирование языковой компетенции на уроках французского языка


Добрынина Елена Павловна

МБОУ «СОШ №1» г. Мариинска, почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель иностранного языка.


Основная цель обучения иностранному языку заключается в формировании и развитии у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой для участия в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение языка заключается непосредственно в освоении данного материала путём овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение фонетическому, грамматическому и лексическому аспекту французского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, можно утверждать, что процесс обучения лексике и грамматике является для учащихся основополагающим. Работа со словом начинается с ознакомления. Значение нового слова раскрывается при показе картинки, предмета или при совершении действия. Яркие, многоцветные карточки с картинками вызывают интерес и внимание учащихся и, воздействуя на их эмоциональную память, способствуют прочному овладению лексикой. Возможно использование карточек на начальном этапе обучения при ознакомлении со словами. Учитель готовит набор картинок по количеству учащихся. На одной стороне рисунок, а на другой стороне название предмета на французском языке. Каждому ученику даётся одна карточка. Эту карточку он держит так, чтобы картинку видели все, а слово только он. Каждый ученик спрашивает только то слово, которое он не запомнил. Итак, мы ознакомили учащихся с новыми словами. Теперь нам нужно сформировать правильный звуковой образ слова. С этой целью учащиеся должны многократно проговорить слово изолированно. Для активизации изученной лексики учащимся предлагается:

а) соотнести произносимое учителем слово с картинкой или предметом. Учитель показывает предмет, называет его (может неправильно), а учащиеся говорят на французском языке: «Да» или «Нет»;

б) прослушать слова и повторить вслух знакомые;

в) прослушать несколько знакомых слов, постараться запомнить их порядок и повторить;

Очень важно, чтобы уроки французского языка не были скучными, а для этого наряду с разнообразной наглядностью надо использовать много игр, так как игры содержат большие потенциальные возможности. В игре все равны, игра посильна даже слабым ученикам. В ходе игры у учащихся формируются произносительные, лексические, грамматические навыки, учащиеся приобретают опыт речевого общения. Надо стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах урока французского языка и создавал общую игровую атмосферу. Например, если на уроке нужно отработать употребление будущего времени, то урок можно начать так: «Отгадайте, что мы будем делать на уроке?» Ответы учеников: «Мы будем читать, мы будем писать». То есть на уроке выясняется план работы и тренируется будущее время. Игры используются во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу. Лексические и грамматические игры создают возможность для перехода к активной речи учащихся. Данные игры преследуют цели:

- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- развивать речевую реакцию учащихся;

- познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Чтобы слова и выражения запомнились прочно, их надо много раз повторять, а чтобы повторение не наскучило ребёнку, при обучении лексике целеобразно использовать игры на карточках, картинках. В качестве примера использования игр в учебной деятельности при изучении французского языка приведу несколько:

«Je connais cinq prénoms des garcons…». Эту игру я использую для формирования элементарных лингвистических представлений детей на доступном языковом материале. Ученики по цепочке называют 5 слов по различным темам. Игра способствует развитию памяти, внимания, активности, быстроте реакции.

« Vole – ne vole pas» (Летает – не летает). Учитель называет слова, знание которых ему необходимо проверить, вперемешку с иными, и при каждом слове поднимает руку. Если названное слово относится к нужной группе, дети тоже поднимают руку, если нет – просто сидят. Эту зримую форму контроля можно использовать при совершенствовании фонетических навыков ( на различие звуков).

«Machine à écrire» (Пишущая машинка). Сначала учитель раздаёт буквы алфавита – каждый ученик получает свою букву. Затем учитель называет слово из изучаемой темы. Ученики должны в быстром темпе «отпечатать его на машинке»: владельцы подходящих букв, из которого состоит слово, друг за другом делают хлопок в ладоши. Упражнение способствует обучению навыков письменной речи, умениям адекватно построить в письменном виде лексическую единицу.

«La feuille intelligente» (Умный листок). По трём рядам с последней парты передают вперёд лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно слово по заданной теме. Выигрывает команда, справившаяся быстрее и точнее остальных.

Нельзя недооценивать огромную практическую ценность использования в процессе обучения французскому языку фразеологизмов, пословиц, поговорок для обучения фонетике, лексике и грамматике. Фразеологизмы как нельзя лучше способствуют автоматизации и активизации грамматических форм и конструкций. Так, повелительное наклонение выполняет в общении побудительную функцию, и с его помощью можно выразить просьбу, совет, предложения, пожелания, разрешения, запрещения, предостережения, которые заключаются в пословицах. Пример упражнений. Le niveau intermédiaire: Поставить глаголы в повелительном наклонении (2 л. ед.ч): (Aider)-toi, le ciel t'aidera. (Dire)-moi qui tu hantes, je te dirai qui tu es. (Faire)-toi agneau, le loup te mangera. Le niveau avancé: Раскрыть скобки и поставить глагол в future simple Un tien vaut miex que deux tu l’(avoir) Aide-toi, le ciel t'(aider). Dis-moi qui tu hantes, je te (dire) qui tu es. Лексико-грамматическая насыщенность пословиц и поговорок позволяет также использовать их и для обогащения лексического запаса. Знание французских пословиц и поговорок помогает учащимся усвоить образный строй языка, развивает память, приобщает к народной мудрости. Кроме того, в коротких, ёмких предложениях обычно легче запоминаются новые слова. Например, работа по изучению числительных безусловно будет интереснее и эффективнее, если призвать на помощь пословицы и поговорки, так как в образном контексте цифры запоминаются быстрее. Un taxi attaque six taxis. Trois tortues trottaient sur un trottoir. Cinq chiens chassent six chats. Douze douches douces. Пословицы и поговорки могут употребляться в упражнениях на развитие речи, как устной, так и письменной, где они используются в качестве стимула. Приведем примеры заданий. 1.Ученикам предлагается из данных слов составить знакомую пословицу или поговорку. Такой вид работы можно предложить в электронном варианте, чтобы дети самостоятельно выполняли задания на компьютерах (с помощью мышки переставлять слова). 2.Учащиеся отгадывают пословицу по одному названному слову. Выполняя данное задание можно использовать технологию кооперативного обучения - работа в группах. Поделить класс на 2-3 группы (в зависимости от количества учащихся). Одна группа загадывает слово из пословицы или скороговорки, а вторая группа отгадывает. И так по очереди. Такой материал можно использовать как разминочные или релаксирующие упражнения на любом этапе урока

Таким образом, если тренировочные упражнения, направленные на формирование лексико-грамматических навыков увлекательны и интересны, то они хорошо запоминаются и у учащихся появляется чувство определённого достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему изучению французского языка.











3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование языковой компетенции на уроках французского языка.doc

Автор: Добрынина Елена Павловна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382237

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства