"Формирование технических навыков игры у начинающих пианистов"
"Формирование технических навыков игры у начинающих пианистов"
Трудным и наиболее ответственным этапом фортепианного обучения является подготовительный период и первые шаги юного музыканта, когда происходит становление игрового аппарата и важной его составляющей – фортепианной техники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование технических навыков игры у начинающих пианистов"»
Осипенко Екатерина Василиевна
преподаватель фортепиано
МАУ «Школа искусств»
город Когалым
Ханты-Мансийский автономныйокруг
Открытый урок
Тема « Формирование технических навыков игры у начинающих пианистов».
Цель: Организация пианистического аппарата начинающего пианиста. Знакомство с основными техническими формулами.
Задачи:
Образовательная:
Ознакомить ученика с основными техническими формулами
Научить владеть своим телом.
Развивающая:
Развивать умение слушать и слышать себя в процессе исполнения за инструментом.
Воспитывающая:
1. Воспитать у ученика правильное отношение к фортепиано, как к поющему инструменту.
Форма урока: индивидуальный урок
Тип урока: урок - закрепления полученных навыков.
Методы работы:
Наглядный;
Практический;
Словесный.
План урока:
Организационный момент.
Вступительное слово.
Основная часть урока.
Заключение.
Оборудование:
Фортепиано;
Ноты;
Дидактический материал.
Ход урока:
Организационный момент, сообщение темы, вступительное слово преподавателя.
Трудным и наиболее ответственным этапом фортепианного обучения является подготовительный период и первые шаги юного музыканта, когда происходит становление игрового аппарата и важной его составляющей – фортепианной техники. Если упустить этот период, то в дальнейшем, при игре на фортепиано у ребенка появится зажатость пианистического аппарата, и как следствие пропадет желание заниматься музыкой. Неслучайно вопросам подготовительного периода посвящены труды ведущих педагогов – музыкантов таких как : Г.Г. Нейгауз, А.Д. Алексеев ,А.А. Шмидт – Шкловская, А.Н. Щапов и др.
Для развития фортепианной техники на начальной стадии обучения большое значение имеет организация игрового аппарата. Организацию движений ученика мы строим таким образом, чтобы воспитать правильное отношение к клавиатуре - струнам, отношение к фортепиано как к « поющему инструменту».
С первых занятий необходимо использовать интересный, занимательный, яркий материал, избегая сухих дидактических рекомендаций. Необходимо провести показ и словесные пояснения конкретными, наглядными, доступными для ребенка приемами.
В нашем классе на начальной стадии обучения игре на фортепиано мы используем упражнения, изложенные в работе А.А. Шмидт – Шкловской « О воспитании пианистических навыков». Анна Абрамовна предлагает гимнастику для активизации и укрепления мышц. Они помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата. Работа над упражнениями не является самоцелью – ее следует рассматривать как средство воспитания не механической, а музыкально – осмысленной техники. Упражнения связаны с музыкой (они охватывают различные виды техники и всевозможные приемы звукоизвлечения) и постоянно переходят в работу с произведением.
Недавно мы открыли для себя сборник упражнений для начинающих пианистов Золотницкой. Все упражнения имеют названия и текст. Это дает ученику эмоциональный настрой, помогает найти точные прикосновения к клавишам, ощущение своего тела, рук и пальцев.
И так начнем наш урок с ученицей 1 класса.
Начнем мы с разминки. Для ощущения своего тела, мышц, чтобы научиться управлять им.
Дыхательные упражнения (вдох – выдох). Дышим спокойно, ровно. Очень важно во время игры дышать спокойно и бесшумно, не задерживать дыхание. Условие нормального дыхания – правильная осанка (ровная спина, плечи опущены).
Повороты головы. Для освобождения мышц.
«Кукла сломалась» (постепенное расслабление и освобождение рук, начиная от кисти и заканчивая всем корпусом).
Важно делать эти упражнения не только на уроке, но и дома, чтобы не потерять ощущения свободы, расслабления.
Педагог: Настя, ты молодец, постаралась выполнить упражнения как надо, руки расслабляла. Настя, я хочу показать тебе картинки, где изображены дети, которые сидят за инструментом. Посмотри внимательно и скажи, кто сидит за фортепиано правильно.
Ученица: Вот здесь правильно.
Педагог: Почему ты так решила?
Ученица объясняет свой выбор.
Педагог: Молодец. Теперь я попрошу сесть тебя за инструмент.
Ученица садится за инструмент, проверяем правильную посадку.
Следующим этапом являются упражнения за инструментом.
Смена уровня опоры: руки спокойно лежат на коленях. На счет «раз» положить их на крышку фортепиано. «Два» - руки на пюпитре; «три» - опять на крышке; «четыре» - на коленях. Все движения выполняются просто и естественно. При подъеме рук следить за локтями. Необходимо почувствовать руку как единый рычаг от корпуса до кончика пальца, работающий «от плеча».
Пальчиковые игры:
«Здравствуй пальчик». Каждый палец «здоровается» с первым пальцем. Ладонь сохраняется широкой, ощущение «купола». (Как вариант упражнение «Катаем хлебные шарики» - ощущение кончика пальца, развитие активности пальцев).
Зацепиться кончиком пальца за инструмент (палец педагога). Ощущение кончика пальца.
Упражнение «Радуга». Исполняем упражнение 3-м пальцем правой и левой рукой ноты расположенные через октаву подряд и обратно.
Педагог: Настя, постарайся сыграть ноты мягко с хорошей амплитудой, рисуя над клавиатурой радугу. Все ли у тебя получилось?
Ученица:
Педагог: Попробуй еще раз, постарайся исправить замечания. Молодец.
Упражнение «Висячий мост». Способствует укреплению свода, постановке 1 пальца и развитию его самостоятельности. Опора в кончиках пальцев, руки раскачиваются, «пружинят».
Педагог: Настя, как ты себе представляешь висячий мост. Конечно. Вот представим, что наша рука и есть висячий мост. И звук по нему течет свободно.
Настя, сейчас усложним задачу, исполним это упражнение двумя руками, но при этом сохраним ощущения свободы в руках. Пробуем.
Ученица выполняет упражнение успешно, проверяя руки покачиванием локтя.
Педагог: Молодец, Настенька.
Упражнение «Квинты». Для ощущения купола, опоры пальцев.
Педагог: Настя, скажи, что такое квинта?
Ученица: Квинта – это интервал, который состоит из 5 ступеней. А интервал – это расстояние от ноты до ноты.
Педагог: Молодец. Пробуем сыграть. Звук слушаем, чувствуем, как он течет по всей руке, как бы из спины. Берем дыхание и мягко, глубоко погружаемся в звук. Обязательно слушаем ушками.
Ученица выполняет упражнение хорошо, 1 и 5 пальцы ставит на кончики, остальные спокойно, не напрягаясь, лежат на клавишах.
Педагог: Настя, давай попробуем сыграть квиты по – разному. Начнем с легких квинт как облачко, прозрачно. Но обязательно звучат 2 звука.
Ученица выбирает высокий регистр и играет квинту резким звуком.
Педагог: Получилось у тебя? Представь себе это маленькое облачко, легкое, воздушное.
Ученица пробует. На этот раз получается.
Педагог: Молодец. Теперь пробуем сыграть мужественно, про героя. Подумай, какой регистр лучше для этого выбрать.
Ученица выбирает средний регистр и играет квинту в характере, заданном учителем.
Педагог: Попробуй сурово, мрачно.
Педагог: А теперь таинственно, загадочно.
Педагог: Настя, все ли у тебя получилось?
Ученица:
Педагог: Когда исполняешь в характере нужно представить себе, нарисовать картинку в своем воображении. И тогда все получится. Ты молодец!
Педагог: Сейчас играем аккорды. Настя, сыграй квинту, слушаем ее и добавляем терцию. Затем играем все три звука вместе. Настя, помни, что аккорды – это фундамент, основание для будущего строительства, гармоническая поддержка мелодии. Аккорды должна звучать стройно.
Ученица играет аккорды, слушает.
Педагог: Молодец.
Педагог: Следующим этапом развития техники начинающего пианиста является игра гамм. Но прежде чем играть гамму, мы повторим упражнение « Лоза».В этом упражнении мы учимся переносить руку через первый палец. Мелодия здесь как гибкий стебель винограда завивается, мелодия нигде не прерывается. Пробуем, слушаем ушками, контролируем себя. Настя, все ли у тебя получилось?
Ученица: Не все. 1 палец был тяжелый и звук выбивался из мелодии.
Педагог: Давай попробуем еще раз и проследим за нашим 1 пальчиком. В конце упражнения очень хорошо звуками изображена стрекоза: легкая, шустрая. Вот и ты исполни так, чтобы мы поняли, что это стрекоза. Молодец.
А теперь переходим к гамме До – мажор. Исполним гамму сначала правой рукой, затем левой. Помним про аппликатуру. . Следим за первым пальцем , он должен быть уверенным, кисть не ныряет во время подкладывания 1 пальца. Движение мелодии плавное, кисть ведет, стремление к верхнему звуку.
Педагог: А сейчас исполним гамму двумя руками. Все что делали каждой рукой отдельно, здесь все сохраняется.
Педагог: И в завершении нашего урока Настя исполнит этюд.
Этюд – это инструктивная музыкальная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков игры на инструменте.
Ученица исполняет «Этюд» М. Хорак.
Педагог: Спасибо, Настя. Здесь мы видим с тобой движение мелодии по звукоряду от разных нот. Каких? ДО, СОЛЬ, ДО – движение вверх. Первую нотку выделили галочкой, акцент, т.е. от первой нотки нужно оттолкнуться. Всю гамму нужно сыграть плавно, ровно, чтобы ни один звук не вылез. И это мы делаем ушами, т.е. слушаем, голова дает команду пальцам. Пробуем.
Ученица исполняет этюд , учитывая все пожелания и замечания педагога.
Педагог: Настя, ты сегодня молодец, на уроке мы с тобой проделали большую работу. Научились чувствовать, управлять своим телом. Работала над упражнениями, слушали интервалы, освоили технические формулы. Все это тебе пригодится и в дальнейшем знакомстве, исполнении музыки, музыкальных произведений.
Конечно, работа в классе специального фортепиано над развитием фортепианной техники не ограничивается начальным периодом, а продолжается на протяжении всего обучения в школе искусств. Но основа, база закладывается именно на первом году знакомства с музыкальным инструментом – фортепиано. И главное не забывать, что мы занимаемся, прежде всего, музыкой и развивая технические навыки начинающего пианиста необходимо развивать его музыкальность.
Список литературы.
А.А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков».