Просмотр содержимого документа
«Финансирование и материально-техническое обеспечение в путевом хозяйстве.»
Финансирование и материально-техническое обеспечение в путевом хозяйстве.
Железнодорожный транспорт финансируется за счет средств, получаемых от реализации перевозок и других услуг, и функционирует как обычное рыночное коммерческое предприятие.
Финансы любого железнодорожного предприятия (в том числе и дистанции пути) представляют собой систему экономических отношений формирования, распределения и контроля использования денежных средств на производственные и хозяйственные нужды.
Финансовая работа предприятия ведется в трех направлениях, каждое из которых реализуется через три основные функции финансов: формирование финансовых ресурсов предприятия; распределение финансов по направлениям и объемам производственной и хозяйственной деятельности; контроль правильности и эффективности расходования финансовых средств.
Основное предприятие железнодорожного транспорта железная дорога. Именно на уровне железной дороги формируются основные ресурсы транспорта доходы от перевозок.
Финансирование железных дорог происходит следующим образом.
В конце каждого месяца железные дороги (филиалы ОАО «РЖД») представляют планы доходов и расходов на предстоящий период в отдел контроля Департамента финансов ОАО «РЖД», который готовит проекты лимитов финансирования и платежного баланса и согласовывает их с каждой железной дорогой.
Управление железной дороги устанавливает для каждого отделения дороги лимит финансирования, который передается на расчетные счета отделений. Отделения дороги финансируют отраслевые линейные предприятия (в том числе и дистанции пути) в соответствии с характером их продукции и расчетами за нее.
Отраслевые линейные предприятия в настоящее время не являются юридическими лицами, а в соответствии с Гражданским кодексом РФ имеют статус обособленных структурных подразделений, что позволяет им иметь в банке текущие расчетные счета. На эти счета зачисляются денежные средства от финансирования отделения дороги, денежные средства от собственной подсобно-вспомогательной деятельности, от подсобно-вспомогательной деятельности других структурных подразделений в порядке перераспределения.
Доход дистанции пути складывается из следующих источников: часть доходов, полученных от отделения железной дороги (по текущему содержанию пути и искусственных сооружений, по снего водо- и пескоборьбе и другим видам эксплуатационной деятельности); доходы от подсобно-вспомогательной деятельности (средства ремонтного фонда, доходы от производства товаров народного потребления и оказания платных услуг населению, выручка от реализации материалов верхнего строения пути и стрелочных переводов, от оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту подъездных путей промышленных предприятий, доходы от реализации выращенных саженцев плодовых деревьев и т.п.).
Эти средства расходуются на выплату заработной платы и приравненных к ней платежей, на финансирование служебных командировок, на расчеты по другим текущим расходам, связанным с финансово-производственной деятельностью предприятия.
Финансирование эксплуатационной деятельности дистанций пути производится по праву на доходы, которое определяется по праву на расходы с учетом фактического уровня рентабельности железной дороги. Право на расходы отражает предельный размер затрат ресурсов и определяется с учетом следующих положений: расходы на амортизацию и снего водо- и пескоборьбу принимаются в фактических размерах; расходы на одиночную замену элементов верхнего строения пути в фактических размерах, но в пределах годовых ассигнований.
Отделение дороги, учитывая достигнутое дистанцией пути качество содержания пути, может принять решение об определении права дистанции пути на расходы по одиночной замене элементов верхнего строения пути в фактических размерах, не ограничивая дистанцию годовыми ассигнованиями. Все остальные расходы устанавливаются в пределах плана.
Финансирование расходов по снего водо- и пескоборьбе проводится по фактически произведенным затратам отдельной статьей расходов в соответствии с представленными счетами.
Отделение дороги не позднее второго числа каждого месяца переводит на расчетный счет дистанции пути аванс в размере 1/6 от общей суммы эксплуатационных расходов, предусмотренных планом текущего квартала.
Расчет с отделением дороги по плану эксплуатации за месяц производится при оплате счета, предъявляемого дистанцией не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным.
Окончательный расчет отделения дороги с дистанцией пути производится по квартальным балансам.
Финансирование капитального ремонта основных фондов происходит следующим образом. Управление железной дороги с расчетного или особого счета оплачивает выполненные работы по капитальному ремонту и платежные требования поставщиков материалов верхнего строения пути. Дважды в месяц управление дороги переводит на расчетные (или особые) счета отделений дорог, предприятий и организаций, подчиненных непосредственно управлению дороги, средства, необходимые для финансирования капитального ремонта основных фондов.
С расчетного (или особого) счета отделение дороги оплачивает выполненные работы по капитальному ремонту основных фондов отделения, а также дважды в месяц перечисляет средства на расчетные счета хозяйственных единиц для покрытия затрат по капитальному ремонту.
На все виды капитальных путевых работ составляют проект и калькуляцию, на остальные путевые работы калькуляции. Источником финансирования служит ремонтный фонд, образуемый за счет себестоимости продукции по установленным нормативам.
Для усиления контроля за расходованием средств по капитальному ремонту установлен следующий порядок оплаты выполненных капитальных работ. Служба пути с особого счета оплачивает счета дистанций пути и путевых машинных станций. Работы, выполненные в первой половине месяца, оплачиваются по промежуточным счетам. Окончательный расчет производится не реже одного раза в месяц. К счетам на работы, выполненные дистанцией пути и ПМС, прикладывают акт приемки и исполнительную калькуляцию.
Исполнительная калькуляция составляется обязательно на каждый километр пути на основании покилометрового перечня работ и уложенных в путь материалов. Один из трех экземпляров исполнительной калькуляции остается на предприятии, второй и третий прилагаются к счету (для службы пути и банка).
Счета за работы, выполненные дистанцией пути и ПМС, предъявляют на сумму, указанную в исполнительной калькуляции. В отдельной строке счета указывают стоимость материалов и сумму, выплаченную в первой половине месяца по промежуточному счету.
Разрешается предъявлять счета за выполненные однородные работы на нескольких километрах, но к ним обязательно прикладывают акты приемки, покилометровый перечень работ и материалов, уложенных в путь (форма ПУ 48), и исполнительную калькуляцию.
Для бесперебойного снабжения материалами необходим гарантийный запас материалов, установленный в размере до 20 % текущего запаса.
Финансирование ПМС производится службами пути железных дорог за счет средств ремонтного фонда в соответствии с планом ремонтных работ.
Контроль правильного расходования средств и выполнения плана капитальных путевых работ, а также оплату счетов производит служба пути дороги, которая выступает одновременно и в роли заказчика, и в роли плательщика за выполненный объем работ. Такой метод организации ремонтных работ называют внутриподрядным.
Порядок формирования плановой себестоимости ремонта зависит от способа организации работ и расчетов за капитальный ремонт.
Плановую и фактическую себестоимости ремонта определяют соответственно на основе его плановой и фактической сметной стоимости. Сметную стоимость работ рассчитывают исходя из плановых объемов ремонта в физических единицах по всем видам работ и сметной стоимости единицы соответствующего ремонта согласно утвержденным калькуляциям.
Фактическую себестоимость ремонта определяют по сумме фактических затрат, учтенных на счете «Капитальный ремонт строительного характера, выполняемый внутриподрядным способом». Ремонт финансируется по исполнительной калькуляции. По ней оплачивается фактически уложенное количество материалов верхнего строения пути.
Общий доход ПМС включает в себя, кроме средств ремонтного фонда, доходы, планируемые по прочей деятельности: за выполнение работ в карьерах, от производства товаров народного потребления, оказания платных услуг населению, реализации товарно-материальных ценностей ит.п.
Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, которые представляют собой экономическую категорию с двумя функциями фискальной и экономической. С помощью фискальной функции (от лат. fiscus «государственная казна») формируется государственный бюджет, с помощью экономической государство оказывает влияние на процесс воспроизводства.