1. В.А. Родичев. Тракторы. Учебник длс СПО/М: Изд. центр «Академия», 2014.-288 с.
Дополнительная:
1. Богатырев А. В. «Тракторы и автомобили». М. КолосС. 2017
Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие общие и профессиональные компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ПК 4.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.
ПК 4.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
Место проведения занятия:
Учебная лаборатория.
Ход занятия (структура и содержание).
№
Элементы занятия и условные вопросы.
Методы
обучения.
Время
Приме-чание.
1.
Организационный момент.
Контроль посещаемости и готовности
студентов к уроку.
Диалогический.
3 мин.
2.
Сообщение темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности.
Вопросы:
Классификация, общее устройство и принцип работы двигателей. Основные механизмы, системы двигателей и их назначение. Основные понятия и определения, принцип работы дизельных двигателей.
Монологический.
2 мин.
3.
Актуализация опорных знаний
Монологический
с элементами
диалогического.
5 мин.
4.
Порядок изучения материала.
Самостоятельная работа.
Монологический.
Тихое обсуждение.
Элементы
диалогического.
Рассказ.
245 мин
5.
Закрепление изученного материала.
Опрос.
Громкое
обсуждение.
33 мин.
6.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Монологический.
Беседа.
1 мин.
7.
Задание на дом. ДИ 1. Стр. 35…40.
ЭОР 1, ЭОР 2
Рассказ.
1мин.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛПЗ
Практическое занятие № 1
Изучение КШМ.
Цель: Сформировать практические навыки по частичной разборке и сборке двигателей внутреннего сгорания. Рассмотреть кривошипно-шатунный механизм. Закрепить теоретические знания.
Время: 2 часа.
Оборудование и материалы.
1.Двигатели Д 240, СМД 62.
2.Комплект инструментов.
3.Поршневая группа.
4.Обтирочный материал
5. Плакаты по устройству изучаемых деталей.
6. Учебная литература.
Теоретический обзор.
Рисунок – Кривошипно-шатунный механизм
а – в сборе; б – гильза; в – поршень с шатуном в сборе
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования прямолинейного поступательного движения поршня в такте расширения во вращательное движение коленчатого вала, а в остальных тактах – вращательное движение коленчатого вала в прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня.
Кривошипно-шатунный механизм в сборе представлен на рис.
Цилиндр вместе с поршнем и головкой ограничивает объем, который называется камерой сгорания. Цилиндры изготовляют в виде отдельной отливки, укрепляемой на картере, или в виде сменной гильзы 8, вставляемой в вертикальные гнезда блок-картера. Материалом для цилиндров служит легированный чугун с обработанной внутренней поверхностью, называемой зеркалом цилиндров.
В поршне 7 из алюминиевого сплава различают днище, головку (уплотняющую часть), юбку (направляющую часть) и бобышки (внутренние приливы). В зависимости от принятого на двигателе способа смесеобразования, расположения клапанов и форсунок (или свечей зажигания) днище поршня бывает плоским, фасонным с выемкой или выпуклым (у пусковых двигателей).
Все детали КШМ условно делят на две группы: шатунно-поршневую группу и группу коленчатого вала. В состав первой группы входят следующие основные детали:
На внешней поверхности поршня проточены канавки для установки компрессионных (уплотняющих)и маслосъемныхколец. По окружности канавок под маслосъемные кольца просверлены сквозные отверстия для отвода излишек масла в картер двигателя.
На внутренней поверхности поршня имеется два прилива — бобышки, в отверстия которых устанавливают поршневой палец 6 и стопорные кольца32. Палец 6 соединяет поршень 7 с шатуном 5.
Шатун5 изготовляют из высококачественной стали двутаврового сечения в виде стержня с двумя головками: верхняя головка неразъемная, а нижняя - разъемная. Съемную часть называют крышкой 14. Ее крепят шатунными болтами 15.
Для обеспечения уравновешенности двигателя комплект поршней с шатунами в сборе подбирают с минимальной разностью помассе. Разность масс поршней с шатунами в пределах комплекта не должна превышать нормируемого значения. Например, у дизеля Д-240 не более 15 г, СМД-60 не более 17 г, А-41 не более 30 г.
В состав второй группы входят:
Коленчатый вал через шатуны воспринимает усилия от поршней и преобразует их во вращающий момент, который передается через трансмиссию на ведущие движители (колеса или гусеницы), а также используется для привода различных механизмов и устройство двигателя (распределительного вала механизма газораспределения, масляного, топливного и водяного насосов, генератора, вентилятора и др.). Коленчатый вал штампуют из высококачественной стали или отливают из высокопрочного чугуна. Вал состоит из коренных 2 и шатунных шеек 4, щек, носка 23 и хвостовика. К щекам могут быть прикреплены или отлиты вместе с валом противовесы.
Маховик 13 – это массивный чугунный диск, который во время работы ДВС накапливает кинетическую энергию, необходимую для вращения коленчатого вала в течение трех подготовительных тактов.
Задание.
1.Вынуть поршень первого цилиндра вместе с шатуном.
2. Изучить устройство кривошипно-шатунного механизма.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Порядок выполнения работы.
Выньте поршни первого цилиндра в сборе с шатуном, предварительно выполнив следующее:
поверните коленчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра находился в н. м. т.;
расшплинтуйте болты крепления крышек шатунов;
отверните торцовым ключом болты у СМД-62;
снимите крышки нижних головок шатунов, слегка постукивая по ним молотком; обратите внимание на метки; указывающие порядковый номер шатуна и крышки его нижней головки.
Выньте поршень вместе с шатуном.
Предварительно ознакомившись с соответствующей литературой, изучите путем внешнего осмотра и сравнения с плакатами устройство кривошипно-шатунного механизма
Соберите кривошипно-шатунный механизм в обратном порядке.
Контрольные вопросы:
1.Назначение кривошипно-шатунного механизма.
2.Из какого материала изготавливаются цилиндры?
3.Из каких частей состоит поршень?
4.Что входит в шатунно-поршневую группу?
5. Назначение коленчатого вала.
8.Укажите и назовите на рисунке составляющие детали кривошипно-шатунного механизма.