kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок спланирован по программе «Рукоделие». Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира. Для повышения  интереса учеников к изучаемому материалу предполагается посещение этнографического отдела краеведческого музея. Школьники погружаются в мир творчества и фантазии, развивая художественно-эстетическое восприятие. Урок «Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа» органически вписывается в раздел творческих работ по рукоделию. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа»

Методическая разработка урока в музее

« Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа»

                              Автор:  учитель технологии

                      МБОУ СОШ № 4

г. Ставрополя

Ильиных Анна Анатольевна

2016 г.

Урок-экскурсия

Пояснительная записка

Урок спланирован по программе «Рукоделие». Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира. Для повышения интереса учеников к изучаемому материалу предполагается посещение этнографического отдела краеведческого музея. Школьники погружаются в мир творчества и фантазии, развивая художественно-эстетическое восприятие. Урок «Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа» органически вписывается в раздел творческих работ по рукоделию. Это первый урок раздела.

Тип урока: комбинированный, экскурсия

Класс: 6 класс

Раздел: «Декоративно-прикладное искусство»

Тема:  Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа

Цели экскурсии:

  • Образовательная – познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства народов северного Кавказа;

  • Развивающая – расширить кругозор учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству.

  • Воспитательная – способствовать совершенствованию эстетического вкуса; прививать качества аккуратности, собранности, усидчивости, трудолюбия; воспитывать у учащихся любовь к труду;

Подготовка к экскурсии: В период подготовки учитель посещает этнографический отдел краеведческого музея, знакомится с тематикой предлагаемых экскурсий, договаривается с экскурсовода, разрабатывает с ним план проведения экскурсии и дату её проведения.

Подготовка учащихся к экскурсии проводится на предыдущем уроке, где учитель сообщает цель, план предстоящей экскурсии и вопросы, на которые учащиеся должны дать ответ после экскурсии в своём отчёте.





Ход экскурсии

I. Организационный момент

II. Экскурсия

а) Вводная беседа о правилах поведения в зале этнографии. Вводный рассказ экскурсовода о культуре и быте коренного кочевого и горского населения Северного Кавказа, казаков, русских и украинских крестьян-переселенцев.

б) Экскурсовод показывает учащимся особенности национальной одежды коренного кочевого, горского населения (ногайцы, туркмены, калмыки, карачаевцы, осетины, черкесы, абазины, кабардинцы и т.д.) и одежды казаков и русских крестьян переселенцев (терцы, кубанцы, казаки-некрасовцы, Курская, Воронежская, Нижегородская, Полтавская, Киевская губернии, мордва и т.д.), а также их хозяйственную утварь и орудия домашнего производства, серебряные женские украшения.

в) Учащиеся в группах по 3-4 человека знакомятся с экспозициями и готовят сообщение о традиционных видах декоративно-прикладного искусства следующих этнических групп:

  • Кочевники степей Предкавказья вXIX веке – ногайцы, туркмены и калмыки. Их образ жизни воссоздается с помощью модели разборной юрты, подлинных предметов одежды и быта, экспонатов, имеющих отношение к религиозным верованиям данных этносов (исламу и буддизму).

  • Традиционная бытовая культура оседлых земледельцев - горцев Северного Кавказаказаков, крестьян-переселенцев из внутренних губерний России и Малороссии, немецких колонистов. Которая включает реконструкцию их типовых жилищ и деталей интерьера, орудия труда, домашнюю утварь, народные костюмы.

  • Казаки-некрасовцы. Потерпев поражение в крестьянском восстании под предводительством Кондратия Булавина, они покинули Россию и вернулись на Родину лишь в 1962 году, сохранив, при этом, специфику языка, вероисповедания и жизненного уклада.

г) Заключительная беседа.

  1. Какие группы этнического населения представлены в музеи?

(Предполагаемые ответы кочевники степей, оседлые земледельцы - горцы Северного Кавказа, казаки, крестьяне-переселенцы, казаки-некрасовцы)

  1. Какие виды декоративно-прикладного искусства мы видим?

(Предполагаемые ответы: вышивка, лоскутное шитьё, кружевоплетение, резьба по дереву, вязание… )

  1. Какие орудия домашнего производства здесь представлены

(Предполагаемые ответы: прялка, ткацкий станок, чесальные гребни.)

  1. Понравилась ли вам экскурсия?

(Предполагаемые ответы: да, очень.)

III. Подведение итогов экскурсии учителем.

Сегодня мы посетили этнографическую экспозицию, которая отражает культуру и быт коренного кочевого и горского населения Северного Кавказа, казаков, русских и украинских крестьян-переселенцев, а также их хозяйственную утварь и орудия домашнего производства. Мы с вами увидели творческие работы мастериц различных этнических групп.

Какой вид декоративно-прикладного искусства понравился вам больше всего? Возьмете ли вы его за основу своей проектной работы?

Выскажите мнение о том, какие произведения декоративно-прикладного искусства можно изготовить из ниток и тканей.



IV. Домашнее задание

Учащиеся получают распечатки с вопросами.

Подготовить письменный отчёт об экскурсии, ответив на следующие вопросы:

  • Какие виды декоративно-прикладного искусства традиционны для нашего региона?

  • Какие имеются народные промыслы?

  • Впечатление об экскурсии.

(Примечание: подведение итогов происходит на следующем уроке технологии после сдачи учащимися письменных отчётов.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа

Автор: Ильиных Анна Анатольевна

Дата: 08.06.2016

Номер свидетельства: 333456


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства