Деловое общение. Самопрезентация в деловом общении
Деловое общение. Самопрезентация в деловом общении
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков по ОП 06 Профессиональная этика и психология делового общения среди обучающихся по специальности (на базе рабочей профессии): 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деловое общение. Самопрезентация в деловом общении»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
на тему
«Деловое общение. Самопрезентация в деловом общении»
ДисциплинаОП 06. Профессиональная этика и психология делового общения
Специальность (на базе рабочей профессии): 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Группа СЗ-11
Разработала: преподаватель общепрофессионального и профессионального циклов
Пинчук Е.А.
Луганск, 2018
Тема урока «Деловое общение. Самопрезентация в деловом общении»
Цели и задачи:
Познакомить обучающихся с понятием «деловое общение» и его видами
Формировать умение обучающихся участвовать в дискуссиях и спорах
Формировать умение у обучающихся строить структуру самопрезентации
Отрабатывать навык эффективного участия в решении спорных вопросов
Развивать умение работать в группе.
Воспитывать у обучающихся терпимость, ответственность, доброжелательность, коммуникативные способности.
Тип урока :комбинированный.
Методы проведения урока:беседа, объяснение, показ презентации, просмотр видео сюжета, групповая работа обучающихся, самостоятельная работа учащихся, решение ситуационных задач
Оборудование: план-урока, мультимедиа, раздаточный материал для обучающихся
План урока:
Деловое общение и его виды.
Вербальные и невербальные средства делового общения.
Тема занятия «Деловое общение и его виды . Самопрезентация в деловом общении». Наша с Вами совместная цель сегодня – обобщить свои теоретические знания в области делового общения, рассмотреть деловое общение как коммуникационный процесс и практически представить навыки делового общения в своей самопрезентации.
Но прежде – учет посещаемости.
Мотивация учебной деятельности.
В жизни каждый человек большую часть времени проводит в деловой среде: в школе, на производстве, в учреждениях, общественных местах и т. п.
Люди постоянно общаются между собой – с начальниками и подчиненными, с учителями и родственниками, с продавцами, соседями и т.д. Мы постоянно пытаемся кого-то в чем-то убедить или разубедить, уговорить или отговорить.
Например, подсчитано, что ученик средней школы на протяжении своей учёбы вступает в деловые контакты с 25–30 учителями, присутствует на 10 тысячах уроков, каждый из которых — это урок делового общения.
А сколько сборов, собраний, всевозможных заседаний, деловых встреч в жизни каждого из нас!
Надеюсь, что сегодняшний урок даст ответы на эти и другие интересующие вас вопросы по теме «Деловое общение».
Контроль знаний:
Следующий этап нашего урока – контроль знаний. Сейчас мы проверим Ваши знания в сфере общения, которые Вы получили на уроках ранее.
II. Опрос обучающихсяпо пройденному материалу (10 мин.)
Письменно ответить на Вопросы:
Что такое общение?
Вербальная коммуникация - это…
Невербальная коммуникация – это..
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ
Деловое общение – вид общения, при котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи,которые требуют своего решения.
Функцииделового общения:
организация совместной деятельности;
формирование и развитие межличностных отношений;
познание людьми друг друга;
информативная, коммуникативная, воспитательная, нравственно-психолгическая и др.
Первое впечатление: не всегда верно, но всегда устойчиво
Как вы думаете: за какое время один человек составляет свое первое впечатление о другом? В течение первых 60 – 90 секунд в нашем подсознании создается образ человека. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.
Аксиома публичного выступления гласит: у оратора никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты. Исследования подтверждают, что в 75 % случаев первое впечатление оказывается верным.
Что фиксируется при формировании первого впечатления:
Внешний облик.
Оформление внешности.
Экспрессия, внешняя выразительность.
Выполняемые действия.
Предполагаемые качества личности.
Первое впечатление складывается на основе вербальных (то, что мы говорим), вокальных (то, как мы говорим) и визуальных (то, как мы при этом выглядим) компонентов общения.
О приемах установления контакта:
улыбка, доброжелательный взгляд;
приветствие, включающее рукопожатие и слова;
обращение к партнеру по имени-отчеству, с этой целью – представление, знакомство, обмен визитными карточками;
проявление дружеского расположения, использование для этогошутки, юмора, комплиментов, видимого участия;
подчеркивание значимости партнера, фирмы, которую онпредставляет, проявление уважения к нему, демонстрируемоесловами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственнойсреды;
открытое признание достоинств вашего партнера.
Вербальные компоненты – это смысл первых 10 слов, в число которых входят слова приветствия, представление себя, передача вашего отношения к встрече. Обязательно произносится и имя человека, на которого вы хотите произвести хорошее первое впечатление.
Вокальные компоненты – то, как мы говорим эти слова: скорость, интонация, тембр, громкость, ударение, ритмика. Для каждого слова существует только один способ его написания и более сотни различимых на слух и по смыслу вариантов его произнесения. Вокальная гибкость придает семантическое многообразие одним и тем же словам.
Например, обратите внимание на то, как меняется смысл.
"Я должен получить эту работу". (Я должен получить эту работу, а не вы.)
"Я ДОЛЖЕН получить эту работу". (Я должен получить эту работу, а не сделать что-то другое.)
"Я должен ПОЛУЧИТЬ эту работу". (Я должен получить эту работу, а не отклонять предложение или критиковать его).
"Я должен получить ЭТУ работу". (Именно эту, а не какую другую.)
"Я должен получить эту РАБОТУ". (Хотя она мне и не нравится.)
Задание 1
Произнесите фразу с разными интонациями.
1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно,
гневно)
2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением,
с гневом).
3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с
осуждением).
4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять
бестактность просьбы).
5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).
6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко,
безразлично).
7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно,
таинственно).
8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно,
неуверенно, решительно).
9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком,
доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).
К визуальным компонентам (то, как мы выглядим в процессе общения), на которые следует обращать внимание, относятся: мимика, взгляд, жесты, осанка, одежда. Многое из того, что вы хотите сказать, вы можете выразить своими жестами, одеждой и манерой поведения.
Внешний вид человека
Одежда, которую вы носите, говорит окружающим людям о многом.
Люди формируют свое мнение о вас в течение первых же секунд, просто бросив взгляд - даже до того, как вы откроете рот.
Устраиваете вы деловую презентацию, произносите речь, отвечаете на вопросы в телевизионном интервью, выступаете перед коллегами по работе - в любом случае очень важно, какое первое впечатление вы производите.
Если ваша внешность привлекательна, то вы можете склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесете первое слово. Точно так же можно оттолкнуть от себя людей, если ваш внешний вид, скажем мягко, не совсем уместен.
Задание 2
Важно, что самопрезентация происходит всегда, независимо от того, насколько оратор себе ее представляет и как к ней относится.
Например, два оратора собираются выступить на конференции. Впишите, какие качества демонстрируют выступающие.
Оратор 1
Оратор 2
Надевает лучший дорогой деловой
костюм, белую рубашку, модный
галстук
Демонстрирует
_________________________________
_________________________________
Надевает джинсы и старый свитер
Демонстрирует
________________________________
________________________________
Задание 3
Работа в микро группе по 4-6 участников. Группа помогает каждому найти
ответы на следующие вопросы:
1. В чем особенности вашего имиджа? Насколько он приемлем в деловом мире?
2. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваш имидж способствовал успеху в
деловом мире:
а) как улучшить внешнее впечатление;
б) какие деловые качества нужно приобрести, какие усовершенствовать, от
каких недостатков характера необходимо избавиться.
Виды делового общения.
Виды коммуникаций в деловом общении можно разделить на следующие группы.
Вербальные. В качестве таких коммуникаций используется человеческая речь, с помощью которой передается основная часть информации.
Невербальные коммуникации – это обмен информацией с помощью жестов и мимики. Они позволяют поддерживать психологический контакт между собеседниками. С помощью невербальных средств общения обмен информацией приобретает эмоциональную окраску. Такой вид коммуникаций в большинстве случаев не поддается контролю со стороны говорящего и реализуется на подсознательном уровне.
2. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
Приветственная речь;
Торговая речь (реклама);
Информационная речь;
Доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию деловое общение может быть разделено на:
Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
Когнитивное - обмен знаниями;
Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Жесты и их значение
Давайте посмотрим, как эмоциональное состояние человека отражается в его позах и жестах. Напоминаю, что анализировать их следует в совокупности, в контексте и в свете культурных традиций.
Открытые жесты
Открытые жесты - свидетельство психологической открытости, желания общения и продуктивных контактов. Проявляются в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног.
Руки:
1. Открытые ладони - честность, откровенность;
2. Ладонь, повернутая вверх - просящий жест, с такой позицией легче всего добиться выполнения просьбы, так как она не демонстрирует давления со стороны того, кто просит;
3. Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол), - властность. Со стороны того, кто использует подобную позицию, ощущается психологическое давление;
4. Руки сжаты в кулаки - агрессивное состояние.
Большой палец спрятан вовнутрь - боязнь или страх сделать что-либо такое, что вызовет критическую оценку.
Рукопожатия:
1. Ладонь, повернутая вверх - готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается;
2. Ладонь, повернутая вниз - стремление к доминированию, попытка взять под контроль ситуацию;
3. Ладонь ребром вниз - позиция равенства.
Ноги:
1. Носок ноги -показатель заинтересованности - своим направлением указывает на того, в ком человек заинтересован или кого находит привлекательным;
2. Широко расставлены ноги в позиции стоя - агрессия, в том числе и сексуальная;
3. Широко расставлены ноги в позиции сидя - уверенность, внутренняя расслабленность, демонстрация сексуальности.
Закрытые жесты
Закрытые жесты говорят о психологической закрытости, желании изолироваться, уйти от ситуации. Проявляются в виде скрещенных рук и ног.
Руки:
1. Руки, перекрещенные на груди - попытка спрятаться, отгородится от ситуации, негативная реакция;
2. Скрещенные на груди руки со сжатыми в кулаки ладонями - усиленный жест скрещенных рук. Враждебное отношение. Возможность психической атаки. Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья - негативно-подавленное отношение к ситуации;
3. Скрещенные руки с позицией больших пальцев, вертикально направленных вверх,- чувство защиты (перекрещенные руки), уверенность (демонстрация больших пальцев);
4. Одна рука перехватывает другую руку, вертикально идущую вдоль тела в области предплечья, локтя или плеча: более легкая форма перекрещенных рук - говорит о контролируемом напряжении;
5. Руки свободно опущены, но одна как бы пожимает другую - попытка сохранить эмоциональное спокойствие;
6. Одной рукой человек делает жест, будто поправляет пуговицу на рукаве другой руки, браслет часов, манжет или прическу - скрытая нервозность;
7. Человек двумя руками держит предмет в руках:
сумочку, карандаш, блокнот, букет цветов, чашечку с чаем или кофе - попытка скрыть внутреннее напряжение, нервозность;
8. Переплетенные пальцы, сцепленные руки - негативное отношение;
9. Пирамида (ладони направлены друг к другу, кончики пальцев смыкаются) - уверенность, уверенное отношение к чему-либо.
Руки за спиной:
1. Одна обхватывает другую в области ладони - самоуверенность, властность, чувство превосходства;
2. Одна рука обхватывает запястье другой - попытка самоконтроля;
3. Одна рука перехватывает верхнюю зону предплечья другой руки - попытка самоконтроля, но выраженная сильнее, чем в предыдущем случае;
4. Выставлен большой палец наружу - демонстрация агрессивности, силы, напора, чувства превосходства;
5. Руки в карманах, большие пальцы снаружи - уверенность, самомнение, атакующий жест. У женщин - агрессия, доминирующий характер;
6. Большие пальцы, торчащие из задних карманов,- доминирующий характер.
Ноги:
1. Перекрещивание ног (нога за ногу) - защита, тенденция к замкнутости. В целом, жест интерпретируется в зависимости от конкретной ситуации. Например, при чтении долгой и нудной лекции обучающиеся устают, и некоторые из них скрещивают ноги;
2. Перекрещенные руки и перекрещенные ноги - неодобрение, неприятие, усиленная защита;
3. Перекрещенные ноги и сплетенные пальцы на коленях - сосредоточение, замкнутость;
Коммуникативная культура -это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих таких личностных качеств, какэмпатия, конкретность, инициативность, открытость и др.
Нравственные требования к общению связаны с признанием ценности каждой личности и включают в себя:
Вежливость- это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости – грубость, в результате которой работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.
Корректность- умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных.
Тактичность- чувство меры, границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение.
Скромностьв общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.
Точностьвыполнения данных обещаний и взятых обязательств. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.
Предупредительность- это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
Особенности личности позволяет говорить об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры и способности к ее развитию в процессе социально-психологического обучения.
Задание 4:
Составить социально-психологический и морально-этическийпортретсовременного идеального учителя физической культуры
(какими качествами он должен обладать, чтобы преуспеть в деловом общении с учениками , коллегами, родителями):
(НАПРИМЕР: социально-психологический и морально-этическийпортрет предпринимателя )
1. Инициативность и способность вести поиск.
2. . Упорство и настойчивость.
3. Готовность к риску.
4. Ориентация на эффективность и качество.
5. Вовлеченность в рабочие контакты.
6. Целеустремленность.
7. Стремление быть информированным.
8. Умение систематически планировать и наблюдать
9. Способность устанавливать связи и убеждать.
10. Уверенность в своих силах и независимость.
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
Определение
Самопрезентация – это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее.
Самопрезентация – это вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.
Виды самопрезентации
1. «Природная самопрезентация» свойственна всем людям, приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек начинает формировать свой образ. Все это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований. Это природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания. Недостаток: человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации, т. е. индивидуум не выбирает, положительной ли будет его природная самопрезентация или же она будет носить негативный характер (бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя).
2. «Искусственная самопрезентация», главная цель которой – завоевание лояльности со стороны группы людей, значимой для «презентуемого». Иными словами, чтобы завоевать расположение важных для нас людей (и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас), мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с «потенциальной аудиторией».
Психология одежды рассматривает оформление внешности как многомерную информацию о личности. При формировании первого впечатления об ораторе одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности. Правильно одеться с позиции психологии восприятия значит грамотно управлять самопрезентацией.
3. Одежда при общении с людьми выполняет три функции: презентационную, регуляторную, информационную.
В одежде наиболее информативно:
Цена. Восприятие цены складывается из трех факторов – качество одежды, дефицитность, модность.
Силуэт. Чем больше силуэт одежды оратора приближен по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше его статус в глазах воспринимающих. Такому силуэту соответствует одежда делового стиля.
Цвет. В российской традиции ахроматические цвета (черный, белый, серый) поднимают статус. Подходят также «цвета экологии» – цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков растений и др.
Деловой этикет оратора
Деловой этикет – инструмент самопрезентации, построения отношений с аудиторией. Хорошие деловые манеры оратора проявляются в следующем:
Обращение со временем: начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя.
Четкое определение темы, плана и регламента выступления в начале, а также четкое соблюдение регламента
Специально отведенное время для ответов на вопросы.
Умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушателей – показатель мастерства и общей культуры оратора.
Комплименты аудитории – часть этикетной культуры. Например, вначале выступления можно сказать: «Я рад, что мне представилась возможность выступить перед такими специалистами, как вы», «Выступать перед вами – большая честь для меня» и т. п.
Речь оратора: стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и прочего зависят от особенностей аудитории. С разными целевыми группами необходимо говорить «на разных языках» (каждая из них требует адаптации речи к своей специфике, например, аудитория, состоящая из топ-менеджеров, обучающихся, пенсионеров). Однако в любой аудитории одобряется правильный литературный язык. Грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора и буквально выдает происхождение оратора и историю его жизни.
Специфика речи оратора
Продумывайте свою речь, избавьтесь от жаргонизмов, слов- паразитов и сленга, от профессиональных терминов.
Постарайтесь убрать из своей речи отрицательные слова и высказывания. Ваш образ должен содержать только позитив.
Алгоритм самопрезентации
1. Анализ потенциальной аудитории, на которую направлен процесс самопрезентации.
2. Выстраивание, основываясь на первом этапе, стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом самопрезентации и временным промежутком ее реализации.
3. Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией.
4. Реализация «природной самопрезентации» вне контекста «искусственной». Помните, что Вы и есть ваше лицо, «бренд», «имидж», «фирменный стиль» и все понятия, с этим связанные. И в Ваших руках возможность корректировать, изменять Вас же самих, если, конечно, Вы видите смысл в «искусственной самопрезентации».
Самопрезентация на собеседовании
Собеседование – это наилучший способ продемонстрировать работодателю свои лучшие качества. Собеседование – более гибкая форма проверки работника, чем, например, анкетирование или тестирование. Необходимо использовать эту гибкость с пользой для себя.
Один из лучших способов снизить волнение – хорошо подготовиться к собеседованию. Узнайте о компании, в которую собираетесь устраиваться. Проведите пару тренировочных занятий с друзьями. Пусть они сыграют роль злобных и хищных работодателей.
Очень многие кандидаты забывают старую истину, что лучший экспромт – это заранее подготовленный экспромт. Список вопросов, наиболее часто задаваемых на собеседовании, не так велик. Совсем не трудно заранее подготовить ответы на них, чтобы во время интервью чувствовать себя спокойно и уверенно.
Язык тела
При подготовке к интервью проанализировать особенности своего поведения:
Как Вы используете свою улыбку?
Стоите (или сидите) ли Вы прямо?
Есть ли у Вас зрительный контакт с собеседником?
Не выглядите ли Вы нервным?
Как Вы используете свои руки?
Как Вы входите в комнату?
Является ли Ваше рукопожатие сильным и деловым?
Стоите ли Вы слишком близко или слишком далеко к людям, когда говорите с ними?
Дотрагиваетесь ли Вы к человеку, когда говорите с ним?
Положительные сигналы
Сидите (стоите) прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса.
Во время разговора спокойно и уверенно смотрите на говорящего.
Фиксируете на бумаге ключевые моменты беседы.
Когда Вы слушаете, у Вас «открытая поза»: руки на столе, ладони вытянуты вперед.
Используете «открытые жесты»: руки открыты или подняты вверх, словно Вы растолковываете какую-то мысль своим коллегам.
Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение.
Отрицательные сигналы
Ерзаете на стуле.
Смотрите не на говорящего, а разглядываете потолок или вывески за окном.
Чертите бессмысленные линии.
Отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом.
Скрещиваете руки на груди и закладываете ногу за ногу (защитная поза).
Используете закрытые, угрожающие жесты, например, машете указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение.
Сидите с безучастным видом, ворчите или скептически ухмыляетесь.
Домашнее задание «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ »
Цель: научиться преодолевать страх перед выступлением, самовыражаться, заинтересовать своей неповторимой личностью.
Задание Составьте и произнесите РЕЧЬ «Я».
Тема её – вы сами.
Подсказка .
Ваше выступление – это ваша визитная карточка. Цель её – познакомить с собой, представить себя, заинтриговать собой, по возможности обаять аудиторию. Найдите для такого хорошо знакомого вам предмета разговора, как информация о себе, своём характере, увлечениях, достоинствах и недостатках, неожиданный приём, ассоциацию, чтобы не только сообщить свои анкетные данные, но и наиболее искренне и полно представить свой внутренний мир. Итак, «заговори, чтобы я тебя познал», понял и заинтересовался тобой. (Русская пословица: конь узнается по езде, а человек по разговору).
На подготовку двух-, трёхминутной речи потратьте не более 10 минут. Вы впервые получили задание сочинить свое собственное выступление. И здесь и в дальнейшем, произнося тренировочные речи, руководствуйтесь следующим советом: написанный текст держите перед собой, лишь изредка заглядывая в него. Избегайте механического чтения. Внимание и сосредоточенность помогут вам удержать в памяти и воспроизвести написанное вами близко к тексту. Особенно важно не терять связь со слушателями, публично мыслить и активно выполнять свою действенную задачу.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое самопрезентация?
2. Каковы виды самопрезентации?
3. Какую информацию можно узнать по внешности оратора?
4. Что подразумевает деловой этикет оратора?
5. Что такое невербальная коммуникация в деловом общении?
6. Каковы правила самопрезентации на собеседовании?