kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что должен осмыслить учитель при подготовке и самоанализе проведенного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Цели урока на основе учета:

а) уровня обученности,

б) уровня обучаемости,

в) доминирующих интересов и способностей учащихся.

2. Отбор содержания обучения.

3. Выбор имеющихся в школе средств обучения и из­готовление недостающих.

4. Формы организации учебно-познавательной дея­тельности (фронтальные, коллективные, групповые, пар­ные, индивидуализированные, индивидуальные).

5. Методы и приемы обучения.

6. Полученный вариативный результат по каждой цели с ориентацией на отдельных учеников.

7. Вариативное (дифференцированное) домашнее задание.

Посещение уроков у разных учителей, независимо от типа школ, места их нахождения, выявило ряд типичных ошибок в организации современного урока. К ним мы относим:

- отсутствие ориентации урока на индивидуальное разви­тие учащихся; основной замысел урока заключается в запоминании предметного его содержания, решении уз­копредметных задач;

- несоответствие учебного материала целям индивидуаль­ного психического, личностного развития учащихся;

- недостаточное планирование времени на овладение уча­щимися способами учебно-познавательной деятельности;

- малый объем самостоятельных работ, непроработанность учителем методики организации самостоятельной (обу­чающей) работы;

- отсутствие индивидуальной работы с учащимися в зоне их ближайшего развития;

- слабая обратная связь с учащимися на этапе изучения нового материала, отсутствие работы по актуализации ранее полученных знаний, игнорирование мотивационно-потребностной сферы ученика;

- отсутствие мировоззренческой направленности урока;

- недостаточный практико-ориентированный характер урока;

- малый объем и однообразие творческих, исследователь­ских заданий на уроке;

- отсутствие системы в использовании межпредметных связей;

- преобладание оценивания результатов обучения над оценкой процесса познавательной деятельности учащихся;

- несоответствие используемых учителем форм организа­ции познавательной деятельности, а также методов и приемов обучения целям урока, его педагогическому за­мыслу;

- учитель - обучающий, но не организующий совместный процесс учения, познания;

- информационная перенасыщенность урока; 

- неоптимальный темп урока;                      

- "отчужденная" от учеников речь, эмоционально-языковая ограниченность;                             

- излишняя детализация объяснений;               

- гипертрафированность на уроке наглядности;         

- ориентация в подведении итогов урока на воспроизведе­ние действий учащихся при изучении материала, без учета реальных целей данного урока, каждого ученика, т.е. отсутствие работы с учениками по осмыслению (оце­ниванию) результатов собственного продвижения на уроке;

- отсутствие индивидуальной вариативности в даче до­машнего задания;

 - многообразие, калейдоскопность видов деятельности, не связанных между собой единой целью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что должен осмыслить учитель при подготовке и самоанализе проведенного урока »

Что должен осмыслить учитель при подготовке и самоанализе проведенного урока.


1. Цели урока на основе учета:

а) уровня обученности,

б) уровня обучаемости,

в) доминирующих интересов и способностей учащихся.

2. Отбор содержания обучения.

3. Выбор имеющихся в школе средств обучения и из­готовление недостающих.

4. Формы организации учебно-познавательной дея­тельности (фронтальные, коллективные, групповые, пар­ные, индивидуализированные, индивидуальные).

5. Методы и приемы обучения.

6. Полученный вариативный результат по каждой цели с ориентацией на отдельных учеников.

7. Вариативное (дифференцированное) домашнее задание.

Посещение уроков у разных учителей, независимо от типа школ, места их нахождения, выявило ряд типичных ошибок в организации современного урока. К ним мы относим:

- отсутствие ориентации урока на индивидуальное разви­тие учащихся; основной замысел урока заключается в запоминании предметного его содержания, решении уз­копредметных задач;

- несоответствие учебного материала целям индивидуаль­ного психического, личностного развития учащихся;

- недостаточное планирование времени на овладение уча­щимися способами учебно-познавательной деятельности;

- малый объем самостоятельных работ, непроработанность учителем методики организации самостоятельной (обу­чающей) работы;

- отсутствие индивидуальной работы с учащимися в зоне их ближайшего развития;

- слабая обратная связь с учащимися на этапе изучения нового материала, отсутствие работы по актуализации ранее полученных знаний, игнорирование мотивационно-потребностной сферы ученика;

- отсутствие мировоззренческой направленности урока;

- недостаточный практико-ориентированный характер урока;

- малый объем и однообразие творческих, исследователь­ских заданий на уроке;

- отсутствие системы в использовании межпредметных связей;

- преобладание оценивания результатов обучения над оценкой процесса познавательной деятельности учащихся;

- несоответствие используемых учителем форм организа­ции познавательной деятельности, а также методов и приемов обучения целям урока, его педагогическому за­мыслу;

- учитель - обучающий, но не организующий совместный процесс учения, познания;

- информационная перенасыщенность урока;

- неоптимальный темп урока;

- "отчужденная" от учеников речь, эмоционально-языковая ограниченность;

- излишняя детализация объяснений;

- гипертрафированность на уроке наглядности;

- ориентация в подведении итогов урока на воспроизведе­ние действий учащихся при изучении материала, без учета реальных целей данного урока, каждого ученика, т.е. отсутствие работы с учениками по осмыслению (оце­ниванию) результатов собственного продвижения на уроке;

- отсутствие индивидуальной вариативности в даче до­машнего задания;

- многообразие, калейдоскопность видов деятельности, не связанных между собой единой целью.

Схема самоанализа урока

1. Какова целевая направленность урока (постановка триединой задачи)?

2. Какие задачи по формированию знаний , умений и навыков ставишь на уроке перед учащимися?

3. Какое место занимает этот урок в системе уроков?

4. Как использованы воспитательные возможности учебного материала?

5. Как и все ли дети работали на уроке?

6. Как использовано время урока, насколько рационально и эффективно?

7. Как учащиеся усвоили материал (полно, глубоко, осмысленно)?

8. Какова степень практической направленности урока, его связи с жизнью?

9. Какие были недостатки и почему?

Методические основы педагогического анализа урока

Педагогический анализ урока:

- является основным инструментом индивидуального психолого-педагогического управления.

- шаг за шагом должен вводить учителя в режим развития и совершенствования.

- должен стать инструментом формирования убеждения у учителя необходимости пересмотреть свои методы работы, отношения с учащимися, если они оказались непродуктивными.

- сильнейший инструмент к мотивации учителя.

- важнейший и очень эффективный индивидуальный метод работы с учителем.

- является важнейшим способом соединения педагогической теории с практикой учебно - воспитательной работы.

- лежит в основе обобщения и, в определенной степени, распространения передового педагогического опыта.

- это возможность наиболее эффективно формировать и развивать связь преемственности.

- является способом определенной конкретизации управления учебно - воспитательным процессом.

- оказывает наиболее активное и непосредственное влияние на конечный результат учебно - воспитательного процесса.

- основывается на наблюдении за деятельностью педагога и ученика.

- способствует формированию целостного педагогического коллектива.

- способствует конструированию единства педагогических позиций.

- является действенным средством развития способности у учителя рефлексировать свой труд.

- является средством стимулирования самообразования педагога.

- должен строиться на выражении своей истинной веры в способности и успех учителя.

- является прекрасным инструментом формирования общих ценностей коллектива.

- должен быть выражением уважения к человеку и доверия к нему.

- лучшее средство воспитания сознательного отношения учителя к своей работе.

- способ выявления уровня воспитанности педагогического коллектива.


Рекомендации по оформлению наблюдения за ходом урока учителя


Этапы урока

Поведение учителя

Адекватность действий учащихся

Вопросы учителю

Оценочное мнение руководителя







Выводы:

- Общая оценка урока, его результативности.

- Краткая характеристика основных достоинств урока.

- Краткая характеристика явных упущений.

- Конкретные предложения по устранению недостатков.


Хронология - анализ урока _________________________ в _______ классе






Дата

Учитель


Ученики

Цель посещния

Тема урока

Время

Вид деятельности

Учитель

Ученики

Результат

Цели урока

Методы и приемы достижения целей


Постан. целей

Валеол. треб.

Обучение

Воспитание

Развитие

Вывод

Технологич.

рекомендац.



Кто провод.


Примерный перечень задач урока


1. Дидактические задачи:

- обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закреп­ление) основных понятий, теорий, фактов (конкретно);

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения, общеучебные умения, навыки (например, состав­лять план проведения опыта), навыки самоконтроля и др.

2. Воспитательные задачи:

- содействовать в ходе урока формированию мировоз­зренческих идей, воспитанию гражданственности;

- обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья, свобод­ного развития личности.

3. Задачи развития:

- развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обоб­щать, логически излагать свои мысли;

- развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого проблемные ситуации,-творческие задания, дискуссии, самостоятельное составление задач;,

- развивать эмоции учащихся, создавать на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занима­тельности, использовать яркие примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства ученика;

- развивать познавательный интерес школьников.

4. Побудительные - формировать потребности в до­полнительном, послеучебном познавательном труде.

5. Организующие - преднамеренная выработка у уча­щихся рационального общего и индивидуализированного стиля учебного труда.


Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов учителю

Самоанализ урока оказывает существенную помощь учителю

• Педагог лучше осознает систему своей работы, свои достижения, а также затруднения и недостатки.

• Он быстрее осваивает на практике методики выбора оптимальных методов, форм и средств обучения; ответственнее подходит к отбору учебного материала, выносимого на урок.

• Учитель нацеливается на улучшение планирования урока и системы уроков, руководствуясь при этом не формальными, а сущностными основаниями.

• Он чувствует себя более защищенным и уверенным в ситуации контроля своей деятельности.

Самоанализ урока учителем оказывает серьезную помощь руководителю.

• Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока).

• Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются учителю; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.


Памятка-алгоритм для самоанализа урока

Но прежде чем требовать от учителей умелого и грамотного самоанализа, необходимо ознакомить педагогический коллектив с его методикой. Памятка-алгоритм для самоанализа урока учителем предусматривает ответы на следу-ющие вопросы:

1. Каков замысел, план данного урока и почему он является таким?

1.1. Каково место урока в теме, разделе, курсе?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?

1.4. Каким образом были учтены программные требования к уроку?

1.5. Как были учтены особенности содержания урока при выборе форм, методов и средств обучения?

1.6. Почему был избран именно этот тип урока?

2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?

3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

4. Почему была избрана именно такая структура урока?

5. Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке?

6. Какие условия были созданы для проведения урока:

• учебно-материальные,

• морально-психологические,

• гигиенические,

• эстетические,

• временные (как осуществлялась экономия времени)?

7. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?

8. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся?

9. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?

10. Что в данном уроке стоило бы изменить, сделать по-другому?

11. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

12. Какова общая самооценка урока учителем?

Данный алгоритм может быть использован также как памятка для самоконтроля готовности учителя к уроку, как основа для подготовки методической разработки урока для методического фонда школы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что должен осмыслить учитель при подготовке и самоанализе проведенного урока

Автор: Зайнилова Ирина Валентиновна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234441

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Мастер-класс “Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС”."
    ["seo_title"] => string(75) "mastier-klass-rieflieksiia-kak-etap-sovriemiennogho-uroka-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "267424"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450371665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства