Просмотр содержимого документа
«Блок «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» Тема: «УРОКИ АЙБОЛИТА» (ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ).»
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект занятия
по дополнительной общеразвивающей
программе воспитательной работы
«Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
Блок «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Тема: «УРОКИ АЙБОЛИТА» (ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ).
Разработчик: воспитатель Омельянчук С.Н.
с. Великовечное
Тема: «Уроки Айболита» (понятие здоровье и болезнь).
Цель:
- дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах); научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Задачи:
- формирование у детей знаний как возникают болезни;
- развитие умений у детей как вести себя во время болезни;
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Ход занятия:
Водная часть.
Здравствуйте, ребята!Скажите, что самое ценное для человека? (то, что не купишь за деньги)
- Здоровье.
В рассказе Катаева "Цветик – семицветик" девочка Женя потратила все шесть лепестков на исполнение желаний, которые не принесли ей радости, а значит – впустую. И вот когда остался один лепесток, Женя увидела грустного мальчика Витю – у него болели ноги. Витя не мог бегать и играть с детьми. Жене стало жалко Витю. Она оторвала последний лепесток и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по – моему вели, -
Вели, чтобы Витя стал здоров!
И в ту же минуту Витя стал здоровым. Что такое здоровье? От чего мы с вами болеем, в чем причина? (одеваемся не по погоде, едим снег, сосем сосульки, находимся рядом с заболевшими детьми) Что такое болезнь? Что является признаком болезни? (боль) Что первое начинает болеть?
2. Основная часть.
Следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Это связано с тем, что болезнь может передаваться от одного человека к другому по воздуху или от прикосновения. Например, чихая и кашляя, человек разбрызгивает большое количество капелек слюны, которые разлетаются на большое расстояние. Они могут долго находиться в воздухе, потом опускаются на пищу, другие предметы, их вдыхают находящиеся рядом люди.
Если ребенок или взрослый нездоров, то окружающие могут от него заразиться, так как в капельках слюны находятся микробы, поэтому при кашле и чиханье надо прикрывать рот и нос рукой или носовым платком.
В нашей крови есть лейкоциты, которые борются с проникшими в организм микробами.
Как вы думаете, почему во время болезни у человека поднимается температура тела?
Когда в кровь поступает слишком много вредных микробов, лейкоциты вступают с ними в борьбу. В месте "боя" лейкоцитов с микробами сразу становится жарко, и тогда повышается температура. Возможно, дети и сами замечали, что сильно расцарапанное место краснеет и воспаляется, становится горячим. А если микробы все – таки прорвутся глубже, то борьба распространяется дальше и поднимается температура всего тела. Вот почему, придя к больному, врач прежде всего справляется о его температуре.
Врач лечит заболевших людей, помогает им побороть болезнь и снова стать здоровым.
Врач дает лекарства, которые борются с микробами. Запомните, что вы должны принимать только те препараты, которые дает вам врач.
Правила оказания первой помощи:
порезали палец – поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым;
закружилась голова на солнце – скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых;
сильно озябло лицо на морозе – растереть его легонько шарфом, руковичкой, но не снегом;
промочили ноги – переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.
Полезные советы.
Чтобы не простудиться, никогда не ходи с мокрыми ногами или в мокрой одежде. Если выходишь на улицу в дождливую или холодную погоду, одевайся так, чтобы не замерзнуть и не промокнуть. А если ты неожиданно попал под дождь и промок, беги скорее домой, чтобы просушиться.
Держись подальше от того, кто кашляет или чихает. Иначе сам можешь заразиться.
Если простудился, постарайся не заразить родных и друзей. Для этого, когда кашляешь или чихаешь, прикрывай рот и нос платком, в крайнем случае ладонью. Не играй с друзьями, пока родители не разрешат этого. Не ходи ни в детский сад, ни в гости, пока не поправишься.
Одевайся по погоде.
Если на дворе тепло,
Солнце с неба припекло
И дождя не будет вроде -
Одевайся по погоде!
Куртку на меху отложим!
Плащ тебе не нужен тоже!
Будешь бегать и играть
И на солнце загорать !
Надо всем всегда стараться
По погоде одеваться!
Физминутка.
Кран откройся – нос умойся, Мойтесь сразу оба глаза, мойтесь ушки, мойся шейка, шейка мойся хорошенько. Мойся, мойся, умывайся, грязь – смывайся, грязь – смывайся!
Отгадайте загадки.
Что на свете дороже всего? (Здоровье).
Что без языка, а сказывается (Болезнь).
Чего хочешь, того не купишь? (Молодость и старость).
Гладко и душисто, моет чисто (мыло)
Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы)
Хожу, брожу не по лесам, а по усам и волосам, И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (Расческа)
Есть в комнате портрет во всем на вас похожий. Засмейся - и в ответ он засмеется тоже. (Зеркало)
На стене висит, болтается, всякий за него хватается. (Полотенце)
Костяная спинка, на брюшке щетинка. По частоколу прыгала, всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)
Продолжи пословицы.
Здоровье сгубишь – новое не ….(купишь).
Было бы здоровье, а счастье … (найдется).
Не рад больной и золотой … (кровати).
Здоров будешь – все … (добудешь).
Деньги – медь, одежда – лен, а здоровье – всего … (дороже).
3. Заключительная часть.
Подведение итогов:
Что сегодня нового мы узнали и повторили на нашем занятии? (ответы учащихся)
Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех членов общества.
Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю, и характер человека.
- Ребята, скажите если знать все правила сохранения и укрепления здоровья, то будешь ли здоров?
(Важно не только знать, но и выполнять эти правила постоянно.)
Рефлексия:
Теперь мы знаем, что обязательно нужно мыть с мылом руки, умываться и беречь своё здоровье.
Список используемой литературы:
1. Борисова Н.В., Федорова Н.В. Об отношении педагогов к здоровьесберегающим технологиям// Народная школа. – 2004 – №1.
2. Лаптев А.К.. Тайны пирамиды здоровья. М., 2002 г.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003 г.
4. Шанцева Н.Н. «Наш выбор - здоровье», досуговая программа
разработки мероприятий, рекомендации – Волгоград: Учитель, 2009 –184с.