Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок, 2 класс Тема: Периодика для младших школьников. »
Автор: Болотова Нина Ивановна
Зав. библиотекой МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края
Библиотечный урок, 2 класс
Тема: Периодика для младших школьников.
Цель: Ознакомить детей с понятием «периодические издания», видами этих изданий, их многообразием.
предметные:
знакомство с понятием «периодические издания», видами этих изданий, их многообразием.
личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Этап
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
Деятельность учеников
Формируемые УУД
Организационный этап.
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Приветствие.
- Проверим готовность. По каким критериям?
Вспоминают критерии , проверяют свою готовность.
Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время приветствия
Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность
Актуализация знаний
«открытия нового знания»
-Наверное, не найдется человека, которого не интересовали бы новости. Одних привлекает политика, других - открытие в области науки и техники, кому- то интересно новое в литературе и искусстве, а кому- то в человеческой жизни и природе.
Из каких источников мы можем узнать о новостях?
Предположения детей.
Коммуникативная: Слушать собеседника;
- Строить понятные для собеседника высказывания
Познавательная: Выделять существенную информацию.
Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;
-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,
Постановка учебной задачи
Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого
Об этих новостях сообщает нам периодическая печать или, проще говоря, газеты и журналы
-Какие вы знаете газеты и журналы?
-Какие газеты и журналы читают ваши родители
-Какие журналы или газеты читаете вы?
.
Предположения детей.
Регулятивная:
- Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
- Принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания
Познавательная:
-Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока;
- Слушают учителя;
- Отвечают на вопросы учителя
Коммуникативная: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме
Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Формулировка учебной задачи как темы урока.
Открытие «нового» знания
Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
Периодическими изданиями газеты журналы называются потому, что выходят они через определенные промежутки времени в определенные сроки. Газеты выходят чаще, журналы- реже. Внешне газета отличается от журнала. Газета выходит на больших листах без обложки, на более простой бумаге. Журнал же сброшюрован в книжечку имеет красочную обложку. Главная особенность газеты - ее оперативность. Она быстро откликается на все события в жизни людей и отражает их на своих страницах. Самые важные статьи помещаются на первой странице или полосе. Особенность журнала- не скорость подачи информации, а его основательность. Журнальные статьи подробны, там приводятся разные интересные примеры, дается оценка событий. Внутри журнал делится на рубрики,из номера в номер в каждой рубрике помещаются статьи по схожим проблемам или объединенные общей темой. У нас в республике издается большое количество детских журналов и газет. Многие из них в библиотеке получают и хранят в течение нескольких лет или постоянно. Друг от друга журналы отличаются не только названиями, но и назначением. Бывают литературно- художественные журналы, где печатаются рассказы, стихи, повести известных и пока еще неизвестных писателей и поэтов. Есть научно- популярные, познавательные. В них можно найти полезную и интересную информацию обо всем. Среди них выделяются специальные журналы. Там все статьи подчинены одной общей теме. Например, природе или технике, педагогике или изобретательству.
Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.
Регулятивная:
-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания
-Осуществлять взаимоконтроль.
Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).
- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательная:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,
Первичное закрепление
Построение способа действия
-Перед вами экземпляр газеты и журнала.
Физкультминутка
. Здравствуйте
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щёчки!
Пухленькие щёчки!
Здравствуйте, губки!
Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щёлк-щёлк-щёлк!
Здравствуй, мой носик!
Бип - бип -бип!
Здравствуйте, гости!
Привет!
Работа в парах . Знакомство с газетой и журналом
Сравнивают газету и журнал, делают вывод.
Высказывают свои варианты, обсуждают.
Регулятивная:
-– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания
-Осуществлять взаимоконтроль.
Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).
- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательная:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Составленный алгоритм нахождения родственных слов и единого написания корней родственных слов.
Практическая работа
Организация самостоятельной учебной деятельности с использованием периодических изданий
- Чем они схожи и в чем различие?
-Какие рубрики вы нашли в газете а какие в журнале?
Об этих многих других журналах и газетах можно сказать:
Чтоб ребята больше знали, Есть в газете и журнале, Всякие новости, И стихи и повести.
Современные газеты и журналы выходят ещё и в электронном виде, как на дисках так и на страницах интернета.
Дети читают газеты и журналы
Действуют согласно составленному алгоритму.
Регулятивные:
– действовать по инструкции в задании,
Познавательные:
– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
Коммуникативные:
– Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).
Выполненное задание.
Рефлексия.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
Читайте газеты и журналы, чтобы быть в курсе всех важных событий в своём городе, в своей стране и во всем мире Удалось ли нам познакомиться с периодическими изданиями? Назовите их?
Что понравилось на уроке?
Оцените себя с помощью таблицы.
Дают словесную оценку.
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности
Использованная литература
1. Библиотечно – библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: изд-во «Кн.палата», 1989. – 216с.
2. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24-28.
4. Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13.
5. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. – 2001. – № 8. – С. 16 - 25.