Термин | Определение |
1. Онтология | 1. Система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно способный вселить ужас. |
2. Гносеология | 2. Цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, исток, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры |
3. Мировоззрение | 3. Религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. |
4. Философия | 4. Философское учение о знании, о возможности познания, и его природе, о границах и многом другом. |
5. Антропоцентризм | 5. Философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения. |
6. Монотеизм | 6. Одна из важнейших категорий китайской философии, истолковывается как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. |
7. Античность | 7. Одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. |
8. Эпоха Просвещения | 8. Учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. |
9. Дао | 9. Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. |
10. Вера | 10. Эта школа предлагала специфическое мировоззрение, которое предполагало категорическое непринятие потребительских ценностей и рабовладельческих взглядов, законов, морали, традиций и обычаев, которые царили в обществе. Учение было направлено на упрощение жизни, достижение равноправия, продвижение космополитических взглядов. |
11. Космоцентризм | 11. Особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира |
12. Этика | 12. Спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи. |
13. Эпикуреизм | 13. Одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. |
14. Карма | 14. Система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. |
15. Кинизм | 15. Понятие, обозначающее наличие явлений и предметов — самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. |
16. Идеализм | 16. Философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных. |
17. Буддизм | 17. Принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала. |
18. Разум | 18. Принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. |
19. Аскетизм | 19. Религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога. |
20. Бытие | 20. Философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность. |
Термин | Определение |
1. Аксиология | 1. Понятие, обозначающее наличие явлений и предметов — самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. |
2. Политеизм | 2. Повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. |
3. Мировые религии | 3. Понятие, обозначающее наличие явлений и предметов — самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. |
4. Средневековье | 4. Философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. |
5. Гуманизм | 5. Учение о непознаваемости мира. |
6. Логос | 6. Промежуточная эпоха между средневековьем и Новым временем. |
7. Миф | 7. Учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. |
8. Стоицизм | 8. Религии, распространившиеся среди народов различных стран и континентов, объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. |
9. Теоцентризм | 9. Изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. |
10. Агностицизм | 10. Термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). |
11. Каста | 11. Система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. |
12. Эпоха Возрождения | 12. Эта школа предлагала специфическое мировоззрение, которое предполагало категорическое непринятие потребительских ценностей и рабовладельческих взглядов, законов, морали, традиций и обычаев, которые царили в обществе. Учение было направлено на упрощение жизни, достижение равноправия, продвижение космополитических взглядов. |
13. Конфуцианство | 13. В центре рассуждений школы не понятие счастья, а понятие долга. Долг понимается как стремление к нравственному совершенству, которое достигается, когда человек живет в соответствии с природой и подчиняется судьбе. Человек, не может сделать этот мир совершенным, но он может устроить совершенный мир в самом себе, приобрести гордое достоинство, и следовать высоким требованиям морали. Внутренняя свобода достигается путем познания необходимости следовать требованиям непререкаемого долга. |
14. Материализм | 14. Название социальных групп, на которые исторически разделялось индийское общество. |
15. Сансара | 15. Этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни. |
16. Космос | 16. Философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом. |
17. Кинизм | 17. Исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. |
18. Бытие | 18. Круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии |
19. Онтология | 19. Понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Противопоставлялся хаосу. |
20. Буддизм | 20. Центральными проблемами являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый |