Просмотр содержимого документа
«ФОС по дисциплине "Экологические основы природопользования"»
Министерство образования Белгородской области
ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»
Утверждаю:
Директор ОГАПОУ «ААТ»
____________ А.А. Вишневецкий
Приказ № ___ от ______ 2023 г.
Фонды оценочных средств
Учебной дисциплины
ЕН.03 Экологические основы природопользования
в рамках средней профессиональной образовательной программы
для профессии (специальности)
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
г. Алексеевка
2023 год
Фонды оценочных средств
(по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения естественнонаучного учебного цикла ЕН 03 «Экологические основы природопользования» и профессиональной направленности по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Фонды оценочных средств разработаны с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1580 от 09.12.2016, зарегистр. Министерством юстиции рег. № 44904 от 22.12.2016г., локальными актами ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум». По окончании курса обучения и защиты дипломной работы присваивается квалификация: техник-механик.
Согласовано
Заместитель директора
______________С.В. Козьменко
«____»________________2023г.
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии
Естественнонаучных дисциплин
Протокол №__от_____________2023г.
Председатель _________ Тарарин В.В.
Разработчики:
ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум», преподаватель специальных дисциплин Карих О.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт фонда оценочных средств
1.1. Область применения
1.2. Результаты освоения предмета, подлежащие контролю
1.3 Система контроля и оценки освоения программы предмета
1.3.1 Формы промежуточной аттестации при освоении учебного предмета
1.3.2 Перечень оценочных средствдля текущего контроля знаний, умений обучающихся по учебному предмету
1.3.3 Перечень оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету
2. Фонд оценочных средств для оценки уровня освоения умений и знаний по предмету
2.1 Материалы текущего контроля
2.2 Материалы промежуточной аттестации
1. Паспорт фонда оценочных средств
1.1. Область применения.
Фонд оценочных средств предназначен для контроля и оценки результатов освоения обучающимися программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Фонд оценочных средств разрабатывается и доводится до сведения обучающихся в течение первых двух занятий от начала изучения предмета.
В программе используются следующие сокращения:
СПО – среднее профессиональное образование
ФГОС – федеральный государственный стандарт
Л – личностные
П – предметные
М – метапредметные
ФОС разработаны на основе ФГОС СПО для всех специальностей и рабочей программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования».
Фонд оценочных средств включает материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. Итогом дифференцированного зачета является оценка в баллах:
5- отлично;
4- хорошо;
3- удовлетворительно;
2- неудовлетворительно.
Срок проведения промежуточной аттестации – в соответствии с учебным планом.
Фонд оценочных средств позволяет оценивать умения и знания, направленные на формирование коммуникативной компетенции.
1.2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие контролю
В рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,ОК
Умения
Знания
ОК1-7, ОК9, ПК 3.1-3.4,
ЛР01, ЛР02, ЛР04, ЛР07, ЛР09, ЛР 13,
ЛР 14
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
методы экологического регулирования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
В результате освоения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС СПО следующим умениями, знаниями, которые формируют общие компетенции.
Коды формирования компетенций:
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 3.1 Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования
ПК 3.2 Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов
ПК 3.3 Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования
ПК 3.4 Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства
ЛР 01. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
ЛР 02. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире
ЛР 07. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
ЛР 09. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Ключевые предметные компетенции:
ценностно-смысловая компетенция (умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок);
общекультурная компетенция (владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; представление о системах этических норм и культурных ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многокультурном обществе; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, писателя);
учебно-познавательная компетенция(умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
информационная компетенция (владение навыками работы с различными источниками информации- книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач современные информационные технологии;
коммуникативная компетенция (владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос, корректно вести диалог и пр.);
компетенция личностного совершенствования(освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения)
1.3. Система контроля и оценки освоения программы учебного предмета.
1.3.1 Формы промежуточной аттестации при освоении учебного предмета
Основными формами проведения текущего контроля знаний на занятиях являются: сочинение, устный опрос по лексическим единицам, тестирование, выполнение лексико-грамматических заданий, заданий коммуникативной направленности, чтение, перевод текста (со словарем, без словаря), составление монологических и диалогических сообщений по теме; выполнение контрольных работ.
Оценка освоения учебного предмета «Экологические основы природопользования» предусматривает систему оценивания: результаты текущего, рубежного контроля, промежуточной аттестации.
Дифференцированный зачет проводится в сроки, установленные учебным планом, и определяемые календарным учебным графиком образовательного процесса.
Распределение проверяемых результатов обучения по видам контроля приводится в сводной таблице.
Результаты обучения по дисциплине
Текущий и рубежный контроль
Промежуточная аттестация
Устный опрос
Тестирование
Лексико-грамматические задания
Контрольные работы
Дифференц. зачет
Уметь
У1
+
+
У2
+
+
+
+
У3
+
+
+
+
+
Знать
З1
+
+
+
+
+
1.3.2. Перечень оценочных средств для текущего контроля знаний, умений обучающихся по учебному предмету.
№ п/п
Наименование
КОС
Краткая характеристика оценочного средства
Материалы для представления в ФОС
1
Тест по теме, разделу
Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.
Тест по теме, разделу
1.3.3. Перечень оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету
№ п/п
Наименование
КОС
Краткая характеристика оценочного средства
Материалы для представления в ФОС
1
Тестовые задания (по вариантам) для проведения дифференцированного зачета
Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося
Тестовые задания
по вариантам
2. Фонд оценочных средств для оценки уровня освоения умений и знаний по учебному предмету
2.1 Материалы текущего контроля успеваемости
Промежуточный (тематический) тест проводится в конце большой темы или раздела программы.
Целью проведения промежуточного теста- это контроль усвоения пройденного материала по теме (разделу) дисциплины «Экологические основы природопользования».
Данный тест позволяет измерить уровень знаний, сформированности умений, навыков, компетенций у обучающихся по теме (разделу),
проанализировать уровень динамики общего развития обучающихся. А также скорректировать процесс обучения с учётом полученных результатов.
Каждый вопрос содержит один правильный ответ. Оценка выставляется по количеству баллов.
Комплект материалов для проведения текущего контроля
Комплект материалов для проведения текущего контроля
Введение
Тест 1
Экология - это?
а) наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды
б) наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания в) наука о взаимодействии живых организмов и человека
г) наука о загрязнении окружающей среды
Раздел биологии, изучающий совокупность взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды — это
а) биология б) зоология
в) экология г) экономика
С каким материальным » домом «, где живёт человек, экология имеет дело?
а) биосферой б) литосферой
Экология требует знания каких наук? а) технических
б) социальных
в) атмосферой г) гидросферой
в) естественных г) а, б, в
За сколько поколений до нас появилось земледелие?
а) 10 – 20
б) 100 – 300
Тест 2
в) 50 – 60
г) более 600
«Этим рычагом человек овладел всем живым веществом на планете …». Каким?
а) земледелием б) торговлей
в) промышленностью г) скотоводством
Относительная недостаточность нефти наступила: а) в 70-е годы, во время "нефтяного кризиса"
б) 17 августа 1998 года
в) наступит, когда будут израсходованы все запасы нефти в мире
г) наступит, когда будут израсходованы все доступные запасы нефти в мире
Закономерное сочетание разных организмов, обитающих в определённом биотопе – это …
а) биоценоз б) биом
в) биота г) бентос
Как называются организмы, способные производить органическое вещество из неорганического, используя энергию света:
1. К основным источникам и причинам загрязнений воздуха в помещении НЕ относятся:
А) использование в интерьерах веществ (материалов) и оборудования, которые выделяют потенциально опасные испарения
Б) чрезмерная герметичность помещения, в которых загрязняющие вещества накапливаются до опасных уровней
В) Поступление радона в подвальные помещения и цокольные этажи Г) недостаточная освещённость помещений
2.Какого числа отмечается всемирный день окружающей среды?
А) 14 июля
Б) 23 мая
В) 5 июня
Г) 1 августа
3.Основными неорганическими (минеральными) загрязнителями пресных и морских вод НЕ является:
А) мышьяк Б) свинец В) ртуть
Г) кадмий
4.Возбудители каких заболеваний НЕ находятся в загрязнённой почве?
А) столбняка Б) ботулизма
В) газовой гангрены Г) гепатита
5.На сколько процентов зависит здоровье человека от состояния окружающей среды?
А) 45-55%
Б) 20-30 %
В) 5-10 %
Г) 65-75%
6.На показатели чьей смертности особенно сильно влияют загрязнения окружающей среды?
А) молодёжи
Б) престарелых людей
В) детей
Г) животных
7. К числу веществ, выделяемых естественными источниками загрязнений, поступающих в атмосферу НЕ относятся:
А) пыль растительного, вулканического и космического происхождения Б) пыль, возникающая при эрозии почвы
В) частицы морской соли Г) оксиды серы
Ключ к тесту 1
1
Г
2
В
3
Б
4
А, Б
5
В
6
А
7
В
Ключ к тесту 2
1
Г
2
В
3
Г
4
Г
5
Г
6
Г
7
В
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Теоретическиевопросыдлятекущегоконтролязнаний
Что означает слово «Экология»? Кто впервые предложил использовать понятие
«Экология»? Что составляет предмет изучения биологической, глобальной, социальной экологии?
Каковы плюсы и минусы промышленной революции?
Почему принято говорить о единстве организма и среды?
Какую роль играет вода в биосфере? Каковы основные источники загрязнения воды?
Что такое почва? Какие виды загрязнения почвы вам известны? Что такое эрозия почвы? Каковы её последствия?
Обоснуйте необходимость создания Красной книги, приведите примеры.
Стоит ли разрешать охоту на диких животных? Если да, то можно ли сделать так, чтобы охота не наносила урона популяции этих животных?
8 .Назовите основные причины ускоренного роста численности населения Земли. 9.Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень шума? 10.Каковы основные источники радиационного загрязнения?
Что такое рациональное и нерациональное природопользование.
Приведите примеры антропогенных воздействий на атмосферу, водную среду, почву. 13.Поясните, каким образом можно использовать энергию волн, ветра, солнца; приведите примеры.
Дайте определение основных видов охраняемых территорий.
Каково значение лесов в природе и в жизни людей?
Что такое экологический мониторинг? Охарактеризуйте виды и методы мониторинга. 19.Дайте определение экологического права. Какие организации осуществляют международное сотрудничество в области охраны окружающей среды?
Почему необходимо международное сотрудничество в деле охраны природы?
Природные ресурсы и рациональное природопользование
Устный опрос
Какое значение имеет природа в жизни человека?
Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?
Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?
В чем принципиальное отличие в решении проблем рационального использования и охраны природы в развитых и развивающихся странах?
Приведите примеры рационального и нерационального природопользования в Алтайском крае, России.
б) пищевой промышленности; г) целлюлозно-бумажной промышленности
Воздействие кислотных дождей приводит к: а) закислению водоемов
б) разрушению озонового слоя
в) повышению средней температуры на Земле г) увеличению количества СО2 н планете
Продолжите предложение:
Перевыпас скота на склонах гор может привести к образованию…
Установите последовательность действий возникновения глобального потепления климата:
а) таяние ледников б) вырубка леса
в) повышение средней температуры на Земле г) повышение содержания СО2 в атмосфере
Установите соответствие:
Природныйресурс Положениевклассификации
Почва А) Исчерпаемые
Полезные ископаемые Б) Неисчерпаемые
Солнечная энергия
Лесные ресурсы
Тест 2
Что является причиной истощения лесных ресурсов: а) кислотные дожди б) образование железняков в) лесные пожары г) нерациональная рубка леса
Что НЕ будет относиться к профилактике лесных пожаров: а) просеки;
б) пожарные вышки; в) встречные пожары;
г) противопожарная пропаганда среди населения
Установите соответствие:
Природныйресурс Положениевклассификации
Лесные ресурсы А) Возобновимые
Полезные ископаемые Б) Невозобновимые 3)Животный мир
4) Водные ресурсы
Какая ответственность предусмотрена для лиц нарушивших природоохранное законодательство:
а) уголовная б) социальная
Продолжите предложение:
в) административная г) экологическая
Основным последствием вырубки лесов на планете является увеличение количества…
Установите соответствие:
Загрязняющеевещество Воздействиезагрязнителя
углекислый газ А) разрушение озонового слоя
фреоны Б) глобальное потепление климата
тяжелые металлы В) кислотные дожди
оксиды серы и азота Г) мутации растений
Установите соответствие:
Источникэнергии Положениевклассификации
гелиоэнергетика А) Альтернативный способ
использование нефти Б) Традиционный способ получения энергии
геотермальная энергия
использование газа
Ключ к тесту 1:
1
Б
2
В, Б, Г, А
3
В
4
А
5
селевых потоков, селей
6
Б, Г, В, А
7
1А, 2А, 3Б, 4А
Ключ к тесту 2:
8
В, Г
9
В
10
1А, 2Б, 3А, 4А
11
А, В
12
углекислого газа, СО2
13
1Б, 2А, 3Г, 4В
14
1А, 2Б, 3А, 4Б
Критерииоценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Государственные и общественные мероприятия по предотвращению загрязнений
Тест 1
В каком году была принята Концепция перехода РФ к устойчивому развитию:
а) 1992 г.
б) 1996 г.
в) 1998 г.
г) Нет правильного ответа
Какой тип экономики характерен для слабого устойчивого развития:
а) Экологосбалансированный б) Устойчивый
в) Природоемкий
г) Нет правильного ответа
К какому виду программ можно отнести Базельскую конвенцию по трансграничной перевозке отходов:
а) Региональная
б) Международная
в) Глобальная
г) Нет правильного ответа
К какой группе программ относится программа радиационной реабилитации территории Уральского региона:
а) Локальная б) Глобальная
в) Региональная г) Нет правильного ответа
Какой тип развития соответствует современной мировой экономике:
а) Экологосбалансированный б) Техногенный
в) Устойчивый
г) Нет правильного ответа
В каком году была принята мировая программа устойчивого развития:
а) 1992 г.
б) 1995 г.
в) 1998 г.
г) нет правильного ответа
Когда проходила последняя международная конференция по устойчивому развитию:
а) 1992 г.
б) 1995 г.
Тест 2
в) 2002 г.
г) Нет правильного ответа
1.Какие международные финансовые институты в области охраны ОС действуют в мире:
а) Международный банк реконструкции и развития (МБРР) б) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
в) Всемирный банк (ВБ) г) Все перечисленные
2.Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
а) изменением климата
б) геологическими процессами
3.Природные ресурсы можно разделить на: а) исчерпаемые
б) неисчерпаемые в) заменимые
в) высокими темпами прогресса
г) незаменимые д) реальные
е) потенциальные
4.Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли:
а) углекислого газа б) сернистого газа
5.Что означает ЮНЕП?
а) Организация по защите животных
б) Программа ООН по окружающей среде в) Организация «Зеленый крест»
в) фреона
г) аэрозолей
6.Аэрозоли, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека, называются:
а) фоновыми б) антропогенными в) стратосферными.
7.Использование вторичного сырья для экосистем:
а) вредно б) безразлично
Ключ к тесту 1:
1
Б
2
В
3
Б
4
В
5
Б
6
А
7
В
Ключ к тесту 2:
8
Г
9
В
10
А, Б, В, Г
11
А
12
Б
13
Б
14
Б
Критерииоценки:
«5» - 100% правильных ответов
«4» - 99 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
Вариант 1
А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука
систематика
зоология
ботаника
экология
А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют
абиотическими факторами
биотическими факторами
экологическими факторами
движущими силами эволюции
А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор
ограничивающий
оптимальный
антропогенный
биотический
А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют
видовое разнообразие
биоценоз
биомасса
популяция
А 5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют
хемотрофы
продуцентами
редуцентами
автотрофами
А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)
биомасса
видовое разнообразие
плотность популяции
все перечисленное
А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются
консументами
продуцентами
редуцентами
гетеротрофами
А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания
пищевая сеть
пищевая цепь
трофическая цепь
цепь питания
А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы
пирамида численности
экологическая пирамида
пирамида энергии
пирамида массы
А 10. Самая низкая биомасса растений и продуктивность
в степях
в тайге
в тропиках
в тундре
А 11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется
плотностью популяции
продуктивностью популяции
саморегуляцией популяции
восстановлением популяции
А 12. Сигналом к сезонным изменениям является
температура
длина дня
количество пищи
взаимоотношения между организмами
А 13. В агроценозе пшеницу относят к продуцентам
окисляют органические вещества
потребляют готовые органические вещества
синтезируют органические вещества
разлагают органические вещества
А 14. На зиму у растений откладываются запасные вещества
белки
жиры
углеводы
все перечисленные вещества
А 15. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)
возникающий вид
развивающий вид
исчезающий вид
эндемичный вид
А 16. Основной причиной неустойчивости экосистемы является
неблагоприятные условия среды
недостаток пищевых ресурсов
несбалансированный круговорот веществ
большое количество видов
А 17. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется
сукцессией
флуктуацией
климаксом
интеграцией
А 18.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе
антропогенные и абиотические
антропогенные и биотические
абиотические и биотические
нет верного ответа
А 19.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется
экологической борьбой
экологическими последствиями
экологической ситуацией
экологическим мониторингом
А 20. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях
заповедник
заказник
ботанический сад
национальный парк
Вариант 2
А 1. Термин «экология» в 1866 году предложил
Ю. Сакс
Э. Геккель
И. Сеченов
Ф. Мюллер
А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания - фактор
биотический
антропогенный
абиотический
экологический
А 3. Ограничивающий фактор в биоценозе
свет
воздух
пища
почва
А 4. Группа популяций разных видов, населяющих определенную территорию, образуют
биоценоз
биогеоценоз
экосистему
фитоценоз
А 5. Продуценты в экосистеме дубравы
поглощают готовые органические вещества
образуют органические вещества
разлагают органические вещества
выполняют все перечисленные функции А 6.Самая высокая продуктивность
смешанные леса
лиственные леса
хвойные леса
тропические леса
А 7. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ
продуценты
консументы
редуценты
детритофаги
А 8. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему
пищевая цепь
пищевая сеть
пищевой уровень
пирамида численности
А 9.Закономерность, согласно которой количество энергии, накапливаемой на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается
правило экологической пирамиды
закон гомологических рядов
ограничивающий фактор
оптимальный фактор
А 10. В биогеоценозе дубравы биомасса консументов первого порядка определяется биомассой
микроорганизмов
растений
хищников
консументов 3-го порядка
А 11. Наиболее подвержены изменениям компоненты биоценоза
продуценты
консументы
редуценты
нет правильного ответа
А 12. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности
фотопериодизм
биологические ритмы
биологические часы
биотические факторы
А 13. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)
возникающий вид
развивающий вид
исчезающий вид
эндемичный вид
А 14.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года
зимний покой
зимняя спячка
остановка физиологических процессов
анабиоз
А 15. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории
флора
фауна
экосистема
сообщество
А 16 Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе
антропогенные и абиотические
антропогенные и биотические
абиотические и биотические
антропогенные, биотические, абиотические
А 17. Известно, что большое число видов в экосистеме способствует ее устойчивости
особи разных видов не связаны между собой
большое число видов ослабляют конкуренцию
особи разных видов используют разную пищу
в пищевых цепях один вид может быть заменен другим видом А 18. В биогеоценозе в отличие от агроценоза
круговорот не замкнутый
цепи питания короткие
поглощенные растениями элементы из почвы, со временем в нее возвращаются
поглощенные растениями элементы из почвы, не все в нее снова возвращаются
А 19. Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?
привлечение плотоядных животных
привлечение животных – редуцентов
внесение органических удобрений
уничтожение сорняков пропалыванием
А 20. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.)