Воспитательный процесс в учреждениях образования и современная массовая культура: опыт культурологического анализа
Аленькова Юлия Васильевна
Теоретический анализ
массовой культуры
Массовая культура :
- система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и пр.);
- индустрия формирования имиджа (индустрия красоты);
- индустрия досуга: бульварная литература, конферанс и разговорные жанры;
- культуры соучастия (фанаты, виддеры, блогеры, геймеры) и пр.
«Если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
Збигнев Казимеж Бжезинский
Хосе Ортега-и-Гассет
«Особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные души, не обманываясь насчёт собственной заурядности, безбоязненно утверждают своё право на неё и навязывают её всем и повсюду».
Хосе Ортега-и-Гассет
Герберт Маркузе
«Мы можем различать истинные и ложные потребности.
“ Ложными” являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления…
Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат именно к этой категории ложных потребностей».
Герберт Маркузе
Вальтер Беньямин
«Массы – это матрица, из которой в настоящий момент всякое привычное отношение к произведениям искусства выходит перерождённым».
Вальтер Беньямин
Маршалл Мак-Люэн
«Вместо того, чтобы превратиться в колоссальную Александрийскую библиотеку, мир стал компьютером, электронным мозгом…
И по мере того как наши чувства выходят наружу, Большой Брат проникает вовнутрь. Поэтому если мы не сумеем осознать эту динамику, то в один прекрасный день окажемся погружёнными в атмосферу панического страха, приличествующую тесному мирку племенных барабанов с его всеобщей взаимозависимостью и вынужденным сосуществованием».
Вальтер Беньямин
®
Nobrow
Джон Сибрук
12
«В конце двадцатого века мы превратились в общество, ценящее количество, скорость и продуктивность, а для создания произведений искусства требуются время, размышление, покой и пространство».
Джон Сибрук
Тенденции развития
массовой культуры
1
Консьюмеризация культуры
Жан Бодрийяр
«В окружении товаров и меновых стоимостей человек сам является не чем иным, как меновой стоимостью и товаром. Окружённый предметами, которые функционируют и “служат” ему, человек становится просто самым красивым из функциональных».
Джон Сибрук
«Культ тела свидетельствует о том, что оно в наше время заняло место души».
Жан Бодрийяр
Превращение красоты в товар
«Красота стала для женщин абсолютным, религиозным императивом. Красота не является больше результатом природы или дополнением к моральным качествам.
Это основное, неизбежное свойство тех, кто ухаживает за своей душой. Знак избрания на уровне тела означает то же, что и успех на уровне дел.
И на самом деле красота является столь абсолютным императивом только потому, что она представляет собой форму капитала».
Жан Бодрийяр
Homo Consúmens (человек потребляющий)
«Цивилизация – это машина по производству
потребностей, в которых нет потребности».
Марк Твен
18
Супермаркет – модель современной культуры
Мишель Уэльбек
«Миф успеха» в обществе потребления
Маркеры успеха общества потребления
Образование в обществе потребления
«Миром правят “правильная мысль, трезвый ум и точный расчёт”,
а успех можно измерить в категориях обладания (имуществом, властью, деньгами и пр.)».
Николай Сидоров
Учитель в обществе потребления: смена парадигмы
Гуманитарное образование в обществе потребления
АРХИТЕКТОР
АКТРИСА
РЕЖИССЁР
ДИЗАЙНЕР
ЮРИСТ
ЭКОНОМИСТ
МУЗЫКАНТ
ЖУРНАЛИСТ
ПОТОМУ ЧТО НУЖНО БЫЛО ИДТИ В ТЕХНАРИ
2
Шоуизация культуры
Ги Дебор
Шоу (англ. show — ‘показ’, ‘представление’) — мероприятие развлекательного характера, демонстрирующееся публике и имеющее постановочный характер.
- Театральное шоу — сценическое представление, в котором зрелищная сторона превалирует над содержательной.
- Ледовое шоу — выступление фигуристов, сопровождающееся музыкой и световыми эффектами.
- Световое шоу — демонстрация световых эффектов с использованием различных источников света, например лазера (лазерное шоу).
- Телешоу — вид телевизионной программы.
Атрибутивные черты шоу-дискурса.
Русакова О.Ф. «PR-дискурс: теоретико-методологический анализ»
- манипулятивность и маркетинговая прагматичность
3
Гламуризация культуры
«Большая пятёрка»:
- роскошь;
- экзотика;
- эротика;
- «розовое» (любое радикальное визуальное решение);
- «блондинистое» (управляемая внешность, которая начинает управлять сознанием человека).
«Горячая десятка»:
- всевозможные номинации;
- топ-листы;
- хит-парады и т. п.
Homo glamouricus
«Человек гламурного мышления есть существо, которое считает акты потребления достижениями».
Жан Бодрийяр
25
Глэм-образование.
Тарасова О. И. «Феномен понимания в современном образовании»
«…перенасыщение сознания готовыми к употреблению картинками формирует… информационно-образную наркоманию, то есть утрату психикой способности самостоятельно генерировать образы...
Возникает феномен закрытого сознания, отчуждённого от творчества, ориентированного на потребление готовых истин, знания, информации…
Возможность экзистенциального выбора заменяется выбором
тиражируемого виртуального многообразия».
4
Инфантилизация культуры
Инфантилизация культуры – это общая тенденция к увеличению периода несовершеннолетия и детства в современном мире.
«Нам около тридцати, и мы не стали брутальными работягами и примерными семьянинами. Мы – новое поколение, оставшееся детьми…
Мы ко всему относимся как к игре… Мы играем: в игры, в отношения, в работу… Карты, войнушки, казаки-разбойники… А вот “дочки-матери” – не наша игра.
… Мы любим мультики!..
… Опаздывая на работу мы, как школьники, придумываем с ходу оправдания в духе “собака съела дневник”, “забыл ключи”, “ждал водопроводчика”, “упал в грязь, пришлось вернуться”.
… Мы не придерживаемся правил, единственный наш принцип – “а почему бы и нет?!”. Если не получится – разведём руками и скажем, что опыт не удался, а получится – это назовут “инновационным подходом”…»
Манифест инфантилизма
Кидалт как социально-антропологический тип
Кидалт – взрослый ребёнок (сокр. от англ.
kid – ‘ребёнок’ и adult – ‘взрослый’).
Миф вечной молодости в массовой культуре
Стереотип молодости: «Пойду потусуюсь»
5
Комиксолизация культуры
35
Клиповое сознание
А. П. Чехов
ВИШНЁВЫЙ САД
Имение с садом хотят продать. Продали.
А. С. Пушкин
Она его любит, он её отвергает. Потом он в неё влюбляется, а она уже замужем.
Не судьба.
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
Заключение (о возможностях преодоления негативного влияния массовой культуры)
Преодолима ли инфантилизация культуры?
- «Инвестиции» в зрелость. Сделать взрослого символически более привлекательным, чем тинейджера.
- Поддержка социально значимых молодежных инициатив и формирование у них ответственности за осуществляемые проекты.
- Развитие школьного самоуправления.
- Развитие проектов, репрезентирующиих опыт зрелости (например, опыт родительства и др).
- Акцентировать внимание на ценности всех этапов в жизненном цикле человека.
Краудфандинг и краудсорсинг как позитивные способы использования возможностей массовой культуры
Краудфандинг (от анг. сrowd – ‘толпа’, funding – ‘финансирование’) – это добровольные пожертвования, которые люди могут внести в счёт различных проектов.
Краудсорсинг (от англ. crowd – ‘толпа’ и sourcing – ‘использование ресурсов’) – мобилизация ресурсов людей, их творческих способностей, знаний и опыта посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом.
Буккроссинг
Гуманитаризация воспитательного процесса в школе и гуманитарное образование - иммунная защита от негативных воздействий массовой культуры.