Просмотр содержимого документа
«"Знакомство с шестиструнной гитарой и основными приемами игры на ней"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств №8 г. Ульяновск
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ:
«Знакомство с шестиструнной гитарой
и основными приемами игры на ней»
Преподаватель
Головина Наталья Михайловна
г. Ульяновск
2021 г
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Знакомство с шестиструнной гитарой
и основными приемами игры на ней»
Преподавательг: Головина Н.М.
Дата проведения: 27.10.2021г.
Время проведения: 10.00-10.40
Место проведения: МБУ ДО ДШИ 8
Продолжительность мастер-класса: 1 ч.
Цель мастер-класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога.
Задачи мастер-класса:
· обучение участников мастер-класса основным приемам игры на шестиструнной гитаре, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;
· демонстрация умения педагога проектировать успешную деятельность учащихся;
· популяризация его инновационных идей, авторских находок;
· оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
Ø понимание участниками сути системы работы педагога;
Ø практическое освоение участниками начальных навыков игры на шестиструнной гитаре в рамках транслируемого опыта;
Ø активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
Ø повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам обучения детей игре на шестиструнной гитаре.
Оборудование:
- гитары - акустические, классические;
- стойки для гитар;
- компьютер;
- нотные сборники, самоучители игры на гитаре;
- флэш-карта с видеозаписями концертных и конкурсных выступлений учащихся;
- дипломы и грамоты.
Раздаточный материал:
- таблицы «Расположение нот на грифе гитары» (Приложение № 1);
- таблицы основных аккордов для начинающих (Приложение № 2);
- шестиструнные акустические и классические гитары;
- листы с текстом песниОлега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (Приложение № 4).
Ход мастер-класса
I.Вводная часть:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Знакомство с шестиструнной гитарой и основными приемами игры на ней»
Тема мастер-класса выбрана не случайно, так как именно первоначальное знакомство с инструментом, обучение правильной посадке, постановке рук, практическое освоение основных приемов игры, первый положительный опыт является основой начального этапа обучения и дальнейшего успешного развития техники игры на гитаре.
II.Основная часть.
Итак, вначале нашего занятия расскажу немного об истории гитары и разновидностях гитар в настоящее время.
Гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки.
Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Это - киннор, набла, нефер, цитра, ситар, кифара, виуэла и др. По прошествии веков предшественники гитары имели корпус различной формы, различное количество струн.
В Средние века основным центром развития гитары была Испания. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений. В Россию испанская гитара попала в XVIII веке, отчасти благодаря работавшим в России итальянским композиторам и музыкантам.
С начала XIX века в России стремительно распространилась семиструнная гитара. В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер.
Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими (показываю классическую гитару). Классическая гитара имеет шесть струн, пронумерованных от тонкой (первой) к толстой (шестой).
Из начала XX века с Американского континента к нам пришла акустическая (эстрадная) гитара, в расцвет джаз и фолк музыки. Нужна была громкая гитара для игры на сцене. И на самом деле акустика звучит на много громче своего классики. Акустическая гитара – это гитара с большим корпусом, металлическими струнами и металлическим стержнем (анкером) в грифе.
В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара (показываю). Громкость звука электрогитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры.
Наряду с электрической и акустической гитарой существуют гибридные варианты — электроакустическая гитара (акустическая гитара со встроенными датчиками для подключения к аппаратуре; англ. acoustic electric guitar) и полуакустическая гитара (электрическая гитара с полым корпусом, позволяющим играть на ней без подключения; англ. semi-acoustic guitar).
Число ладов на гитаре - от 18 (классика) до 36 (электро).
Число струн - от 4 до 14 (или более, индивидуальные модификации)
У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более качественных инструментов и, следовательно, более дорогих, корпус традиционно делается из красного дерева или палисандра, также используется клён. В современных гитарах используются стальные, нейлоновые или карбоновые струны.
Переходим к практической части. Сразу хочу предупредить вас, что гитаристу на первоначальном этапе приходится преодолевать болевой порог, так как любой струнный инструмент требует силы, выносливости и гибкости кистевых мышц. Но со временем кистевые мышцы укрепляются, кожа на подушечках пальцев становится тверже и болевых ощущений исполнитель не испытывает.
Прежде чем вам раздать гитары, коротко расскажу об ее устройстве (Показываю и называю части гитары).
А теперь обратите внимание на правильную посадку гитариста (Показываю, объясняю). Ну, что ж, начнем с правильной посадки. Возьмите, пожалуйста, гитары. Педагоги берут гитары, принимают правильную посадку (подхожу к каждому и по необходимости помогаю, контролирую).
Теперь обратите внимание на постановку правой руки (Объясняю и показываю). Поставьте все правую руку на корпус гитары (Контролирую, помогаю).
Левой рукой пока не работаем. Поставьте ее на пятку грифа.
Расскажу немного о способах звукоизвлечения на гитаре. Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок — гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает (показываю). При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо и тирандо.
Апояндо (от исп. apoyando, опираясь) — щипок с опорой, после которого палец опирается о соседнюю струну.
При тирандо (исп. tirando — дёргать), в отличие от апояндо, палец после щипка не опирается на соседнюю, более толстую струну,
После показа приемов игры, предлагаю извлечь поочередно на каждой струне звуки приемами тирандо и апояндо. (Прослушиваю, помогаю каждому).
Я думаю, вам всем знакомо понятие «аппликатура». (Рассказываю об аппликатуре правой и левой руки гитариста. Раздаю таблицы с аппликатурными обозначениями).
Одно из правил игры на гитаре правой рукой: новый звук - новый палец. Чтобы этому научиться, выполним упражнение на чередование пальцев. (Педагоги выполняют)
Так как упражнение на чередование пальцев вы освоили, можно приступить к левой руке. Вначале - немного о постановке левой руки (рассказываю, показываю).
Теперь выполним очень важное упражнение для беглости пальцев - «Ступеньки».
(Показываю упражнение. Педагоги работают над упражнением. Помогаю. Прослушиваю поочередно всех участников мастер-класса).
Со способами звукоизвлечения на гитаре тирандо и апояндо вы познакомились. Также существует много различных приемов игры на гитаре, такие как: арпеджиато, вибрато, гольпе, легато, трель, пиццикато, бой, тамбурин, тремоло, флажолет и т. д.
Мы сейчас познакомимся из основных приемов игры - арпеджио или перебор. Я сейчас вам покажу 8-мизвучное прямоеарпеджио.
(Педагоги вначале на деке гитары пробуют последовательно переставлять пальцы p, i, m, a, e, a, e, m, i. После этого отрабатывается упражнение на арпеджио).
Я думаю, пора дать отдых рукам. Положите пока гитары.
Сейчас предлагаю вам посмотреть видеозаписи некоторых концертных и конкурсных выступлений учащихся объединения «Игра на гитаре».
(Педагоги на компьютере смотрят видеозаписи. Показ комментирую)
учащиеся объединения «Игра на гитаре» принимают участие в концертных программах различных тематических мероприятий ДЮЦ, Также успешно участвуют в различных очных и дистанционных конкурсах.
Перед вами грамоты, благодарности, дипломы, вы можете с ними ознакомиться.
Дети исполняют музыку и песни на различную тематику, различных жанров. Это и военные песни, и эстрадные, бардовские, а также из рок-репертуара. Задавайте свои вопросы, если что-то интересует.
Ваши руки отдохнули. Теперь можно продолжить наши занятия на гитаре.
. С нотами при групповом методе обучения знакомлю позже с той целью, чтобы дети не потеряли интерес к обучению. Я вам сейчас покажу таблицы «Расположение нот на грифе гитары», обратите внимание, что на грифе гитары нет такого же легкого октавного расположения нот, как на фортепиано, баяне, аккордеоне. Изучать гриф гитары приходится длительное время путем многократных повторений во время игры пьес, гамм, упражнений. Судя по своему опыту работы, обучение по нотам требует индивидуального обучения и больших затрат времени, чем при обучении с помощью табулатуры и аккордовой техники.
После знакомства с основными способами и приемами игры дети приступают к изучению основных аккордов. Конечно же, с наиболее легких для исполнения. И вас я тоже сейчас познакомлю с буквенно-цифровыми обозначениями аккордов, их записью, постановкой на гитаре.
(Раздаю листы с аккордовыми таблицами. Показываю, объясняю постановку пальцев на разучиваемые аккорды. Педагоги пробуют правильно ставить пальцы на аккорды и извлекать чистый звук на каждой струне).
Пожалуйста, задавайте интересующие вас вопросы. (Ответы на вопросы педагогов).
III.Заключительная часть.
Я думаю, вы узнали для себя много нового и полезного практического и теоретического материала.
Вы хорошо потрудились, познакомились с одним из видов арпеджио, которое может применяться при исполнении лирических песен. Научились читать элементарную табуляцию, с помощью которой самостоятельно сможете разобрать и другие музыкальные пьесы. Ознакомились для начала с аккордами Em, Am. Аккордов существует большое количество. Конечно же, освоение игры на любом инструменте помимо музыкальных способностей требует времени, терпения, усидчивости и большого желания. И тогда результат непременно будет вас радовать.
И в заключение нашего мастер-класса я предлагаю спеть под гитару известную песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегоднясобрались» (Раздаю листы со словами песни, исполняю на гитаре, все поют).
Спасибо за внимание!
Приложение № 1.
Таблица «Расположение нот на грифе гитары».
Приложение № 2. Таблица основных аккордов для начинающих.
Приложение № 3. Таблица «Устройство шестиструнной гитары и электрогитары».
Приложение № 4. Текст песни Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
Олег Митяев - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
AmDmE7Am
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
AmDmGC
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
A7DmG7CA7
Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.
DmAmE7F
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
A7DmG7CA7
Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.
DmAmE7Am
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись!..
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! / 2 раза
И все же, с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись. -
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! / 2 раза