Просмотр содержимого документа
«Занятие по правовому всеобучу. Тема: «Вирус сквернословия».»
Тема: «Вирус сквернословия».
Цель: информирование учащихся о необходимости культуры речи.
Класс: 7
Ход занятия.
….И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный речь.
И.Бунин
Владение литературным языком не только на уровне правильности, но и на уровне культуры речи имеет важное значение, для носителя любого языка. Однако, беспокоит, что все более широко употребляется ненормативная лексика, или так называемая обсценная (от лат. Obscenus – «непристойный, распутный, безнравственный», нецензурные выражения, ненормативная лексика, сквернословие) – сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые, непристойные бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную ситуацию.
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, нецензурная лексика и т.д.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Разбавляя свою речь нецензурной лексикой, молодые люди считают, что они придают ей образность и экспрессивность. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - чаще всего, оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.
Сквернословие проявляется по-разному:
Привычное сквернословие (свойственно людям с невысоким уровнем культуры);
Инструмент намеренного эпатажа (вызов обществу, стремление нарушить общепринятые правила, выйти за рамки, произвести впечатления, запомниться);
Аффективное сквернословие (бурное выражение эмоций);
По тому, как изъясняется человек, какие слова и выражения употребляет в своей речи, можно говорить о нем как о личности, сложить о нем мнение, определить уровень его интеллекта, образования, круг его общения и интересов. Общаясь культурно, люди делают правильный выбор в направлении достижения коммуникативных задач. С.И. Ожегов писал: «Что такое высокая культура речи? Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)».
Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики, а для людей, чья деятельность непосредственно связана с речевым общением, она, кроме того, является немаловажным условием их профессионального роста. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека, а его речевые ошибки нередко становятся мишенью для насмешек. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботиться о здоровье.
«Сквернословие – это склонность к совершению дурных поступков», - сказал Аристотель. В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательно порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом, ведь нехорошие слова «пачкают» и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Сквернословие негативно влияет на здоровье не только тех кто ругается, но и на тех, кто вынужден слушать ругательства.
Вопрос для обсуждения:
Возможно ли, бороться со сквернословием?
Задание:
Класс делится на группы, учащимся предлагается составить свои рекомендации по профилактике сквернословия.
Упражнение «Эстафета добрых слов».
Каждый по цепочке передает соседу какое-нибудь доброе слово, обратившись по имени. Ведь имя человека – это тоже очень хорошее и доброе слово.
Многое можно сделать в микро коллективе – в классе, компании друзей и особенно в семье. Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет. Чистоту души надо беречь пуще зеницы ока. Скажи себе: «Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство».