Просмотр содержимого документа
«Занятие "Осторожно,гололед!"»
«Осторожно, гололед!» Цель: Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения в гололед.
Задачи:
Образовательные:
обеспечить знания основных определений и понятий, относящихся к поведению на улице и дороге во время гололёда;
способствовать формированию знаний об опасных факторах гололёда и последствиях для человека;
Развивающие:
формировать навыки поведения во время гололёда, гололедицы.
Воспитательные:
формирование у школьников ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих людей;
формирование умений оказания первой доврачебной помощи при травмах.
Оборудование: плакаты по правилам безопасности; подборки стихов, загадок на данную тему; рисунки детей, памятки.
Ход классного часа:
1. Введение в тему
- Сегодня мы вспомним очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами, отгадав загадки.
Гость гостил, Без досок, без топоров
Ледяной мост мостил – Через речку мост готов.
Без ножа, без топора, Мост, как синее стекло:
Без железного долота. (Мороз) Скользко, весело, светло. (Лёд)
- В какое время года мы встречаемся с этими явлениями природы? (Зимой)
Стынут ветки у берёз,
По ночам трещит мороз.
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
- Про что мы будем говорить? (про гололед)
Учитель читает детям стихотворение «Гололед»:
Подморозило с утра, Нет вчерашнего тепла, На дорогах гололед, И машины все несет. Тротуары, как каток, Сделать бы еще шажок, Но подошва подвела-Очень скользкая она. Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа- Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
Наступила пора морозов и оттепелей. Это наилучшие условия для гололеда. А гололед, как известно, опасная территория.
2. Основная часть
Вопросы: -Какая зимняя погода способствует образованию гололеда? -Почему в гололед происходит много аварий на дорогах? -Как обезопасить себя в гололед?
-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
-Сейчас мы подробно разберем ответ на каждый вопрос. И кто не знает ответа, то его обязательно получит.
Вы любите решать примеры? Не пугайтесь наш пример очень легкий. Вот такой: морозец + небольшая оттепель + еще один морозец = ? Что получается вы, конечно, знаете. Получается гололед!
Гололед-это образование льда на земле, деревьях, проводах и пр., связанное с замерзанием дождя, выпадающего на холодную поверхность. Чаще всего гололед возникает при резком потеплении из изморози, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью. О гололеде обычно не вспоминают более 300 дней в году, но зато те 10-20 дней, когда он случается, долго не забывают. Это значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается.
Б) Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
На дорогах скользко. Вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину (автобус). В такую погоду надо быть очень осторожным. Нельзя перебегать перед близко идущим транспортом, так как водитель, если даже затормозит, машина будет на скользкой дороге передвигаться какое - то время дальше. Надо терпеливо ждать, когда проедут машины. А если на переходе есть светофор, надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины успели притормозить, и только после этого спокойно переходить дорогу.);
Гололед – причина аварий на дорогах. Машина на скользкой дороге не может остановиться сразу. Помните об этом - не спешите при переходе проезжей части!
В)Как обезопасить себя в гололед?
В гололедицу лучше носить обувь на нескользящей каучуковой или другой подошве с глубоким «протектором». Кожаные подошвы очень сильно скользят. При ходьбе по скользкой поверхности следует ступать на всю подошву, слегка расслабляя при этом ноги в коленях. Ну и конечно. Пожилым людям во время гололеда рекомендуется пользоваться тростью с резиновым наконечником или «шипом» на конце.
1.Надевать обувь на небольшом устойчивом каблуке или без каблука, лучше с микропористой, мягкой подошвой (с так называемой «тракторной подошвой»).
2. Различными способами увеличивать сцепление обуви со льдом.
В момент падения необходимо максимально сгруппироваться, прижимая руки к груди. Если вы чувствуете, что падаете на спину, постарайтесь прижать подбородок к груди, чтобы не удариться затылком. Нежелательно падать на колени или выпрямленные руки. При падении вперед постарайтесь упасть на всю поверхность тела, максимально высоко поднимая голову. Поскользнувшись и упав, человек стремиться побыстрее подняться. Но не стоит торопиться. Сначала надо осмотреть себя, пошевелить руками и ногами. Если боли нет, можно вставать. Ну а если появились болезненные ощущения, надо постараться определить, чем они вызваны - ушибом, повреждением связок или переломом кости. Для того, чтобы удержаться на покрытых льдом тротуарах, рекомендуется передвигаться по краю дороги мелкой, шаркающей походкой. Не торопитесь: спешка неизбежно приведет к потере равновесия, падению и как следствие — к ушибу. Если есть возможность, можно держаться за поручни, столбы, стены и другие потенциальные опоры.
Запомнить правила: не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
Что делать, если кто-то, упав, получил травму? (Памятки детям)
1. Ссадины и царапины промыть под струей теплой воды.
2. При ушибах - приложить холод (полиэтиленовый пакет с кусочками льда или бутылку с холодной водой).
3. При получении тяжёлой травмы (при растяжении, ушибе головы) немедленно обратиться к врачу.
Г) Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
-Ребята, рассмотрите картинки. Подумайте, как люди справляются с гололедом? Какие службы нам в этом помогают? (коммунальные службы-чистят снег на дорогах, посыпают смесью песка и соли)
3. Рефлексия
-Давайте вспомним и повторим правила поведения при гололеде. Учитель раздает памятки ребятам.