kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие кружка «Юный биолог» (II год обучения) по теме: Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Кодоминирование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у воспитанников понятия «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание», «кодоминирование»; познакомить с  сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования). Продолжить развитие умения записывать схемы скрещивания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка «Юный биолог» (II год обучения) по теме: Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Кодоминирование.»

КГКП « Дворец творчества детей и молодежи»

ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»

Малая Инженерно-Техническая Школа

Занятие кружка «Юный биолог» (II год обучения) по теме:

Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Кодоминирование.


Цель занятия: знать, что такое полное и неполное доминирование, кодоминирование и для чего производится анализирующее скрещивание, научимся решать задачи на все виды доминирования.

Образовательная задача:

● Сформировать у воспитанников понятия «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание», «кодоминирование»; познакомить с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования). Продолжить развитие умения записывать схемы скрещивания.

Развивающие задачи:

●Развивать у воспитанников умение логически мыслить, делать выводы.

● Продемонстрировать возможности использования знаний о законах генетики в практике медицины и сельского хозяйства.

Воспитательная задача:

● продолжить нравственное, гигиеническое воспитание.

Оборудование :

● задания для групп, рисунки коров, буквы, листы с текстами, чистые листы.

Методы: рассказ с элементами беседы; решение генетических задач; тестирование.

Методические приемы:  фронтальный и индивидуальный опрос; решение задач для нахождения пути выхода из сложной ситуации; самостоятельное создание проблемы и нахождения пути решения.

Формы организации учебного процесса: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: медицина, история, математика.

Развиваемые понятия: генетиканаследственность, моногибридное скрещивание,  полное доминирование, неполное доминирование, ген, гаметы,   гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, аллель, анализирующее скрещивание, гибрид, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом.

Ход занятия:


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний воспитанников (стадия вызова).

1. Терминологическая разминка.

  1. Наследственность – это …

  2. Изменчивость – это …

  3. Основоположником генетики является …

  4. Объектом своих исследований Мендель выбрал …

  5. Ген, контролирующий преобладающий признак, называется …

  6. Ген, контролирующий подавляемый признак, называется …

  7. Что значит особь гомозиготна? гетерозиготна? Как они обозначаются?

  8. Первый закон Менделя….

  9. Второй закон Менделя…

  10. Третий закон Менделя…

2.Решение задач по текстам

1 группа:

Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?



2 группа:

Фенилкетонурия наследуется по наследству как доминантный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?

3 группа:

Известно, что коричневый цвет меха доминирует над голубовато – серым. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был получен приплод в 225 особей. Из них 167 имели коричневый мех, а 58 - голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным? Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства?

4 группа:

В семье кареглазых родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый, а другой голубоглазый. Каковы генотипы родителей?
(самопроверка)


3. Изучение нового материала.

1. Мы уже знаем, что доминантный признак подавляет действие рецессивного, такое доминирование полное, и признак проявляется в соотношении 3:1. И при решении задач вы в этом убедились. Но доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно проявление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполного доминирования. Так, например, при скрещивании растений ночной красавицы, имеющей пурпурные цветки (АА), с растением, имеющим белые цветки (аа), все растения первого поколения имеют розовую окраску, которая является промежуточной (Аа).

- Это противоречит правилу единообразия первого поколения?

При скрещивании гибридов во втором поколении можно наблюдать расщепление признака.

- В каком соотношении произошло расщепление? 1:2:1

Р АА х аа

Кр бел

Аа х Аа

Роз роз

А а А а

АА Аа Аа аа

Кр роз роз бел

У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака – волнистые волосы.

- Какой генотип по признаку структуры волос имеете вы? (спросить несколько учащихся с разной структурой волос).


  1. Еще одним типом доминирования служит кодоминирование. Так наследуются у человека группы крови. Найдите в учебнике определение и запишите в тетрадь. (Это явление совместного доминирования генов, дающий при взаимодействии новый признак).

Прием "Покопаемся в памяти"

Техника: Вам даются листы, нужно записать все, что придет на ум, связанное с группами крови. (Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет. После того, как завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. Ответы не обсуждаются и не оцениваются).

  1. Ну а теперь решим задачи на кодоминирование. Пользуясь таблицей 9 (указано кодирование групп крови) учебника (стр. 108) решите задачи:

1 группа:

  1. Женщина с 3 группой возбудила дело о взыскании алиментов, имеющего 1 группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка 1 группа. Какое решение должен вынести суд? Рассмотрите оба варианта – а) мама гомозиготна б) мама гетерозиготна.

  2. У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.

2 группа:

  1. «В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?» 

  2. Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?

3 группа:

  1. Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?

  2. У мальчика – 1 группа крови, а у сестры- 4. что можно сказать о группах крови их родителей?

4 группа:

  1. Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям?

  2. Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? 


4.Любой организм содержит огромное количество признаков.

Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.

Генотип – совокупность всех генов какого-либо организма.

- Можно ли по фенотипу судить о генотипе?

По фенотипу нельзя определить генотип.  Например, у гороха особи с фенотипом «желтые семена» могут иметь разные генотипы – АА или Аа. Для установления генотипа особей,  не различающихся по фенотипу,  проводят анализирующее скрещивание.  Анализирующее скрещивание активно используют в селекции, в сельском хозяйстве для определения неизвестных генотипов организмов. 


Давайте проанализируем ситуацию, решив задачу:

На ферме содержались коровы черной и красной масти. Бык имел черную масть. Как проверить бык гетерозиготен или гомозиготен и какое будет потомство?

Р А_ х аа

А _ а

Аа Аа аа

Черн черн кр

Вывод: Если в потомстве нет расщепления, тогда это – гомозигота, если есть расщепление – гетерозигота.

Итак, что такое анализирующее скрещивание?

Ребята сами формулируют определение, а теперь запишите определение в тетрадь.

(Для этого особь, генотип которой неизвестен, скрещивают с рецессивным гомозиготным организмом, генотип которого аа (если анализируется один признак).


5.А теперь сами решите задачу:

Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки? (решение и объяснение)

Р АА х аа

Кар гол

А а

Аа

Кар


III. Закрепление. Молодцы. А сейчас проверьте себя, как вы усвоили тему, выполнив тест. (взаимопроверка)



IV.Выводы урока.

Что вы узнали на уроке?


IV. Стадия рефлексии.

У каждого имеются оценочные листы, где необходимо отметить свою работу.

  1. Терминологическая разминка

  1. Решение задач

  1. Решение задач

  1. Тест

Средний балл









V. Домашнее задание: изучить параграф 22. Опережающее задание: записать имена мам, пап, сестер, братьев, бабушек, дедушек, теть, дядей, пробабушек, прадедушек. Всех близких родственников со стороны мамы, папы.


2 задание. Решение задач по текстам:

1 группа: Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?


3 задание. Решите задачу:

1группа:

1 задача: Женщина с 3 группой(гомозиготна) возбудила дело о взыскании алиментов, имеющего 1 группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка 1 группа. Какое решение должен вынести суд?


3 задание. Решите задачу:

1 группа:

2 задача: У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.


2 задание. Решение задач по текстам:

2 группа: Фенилкетонурия наследуется по наследству как доминантный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?


3 задание. Решите задачу:

2 группа:

1 задача: «В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?» 


3 задание. Решите задачу:

2 группа:

2 задача: Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?


2 задание. Решение задач по текстам:

3 группа: Известно, что коричневый цвет меха доминирует над голубовато – серым. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был получен приплод в 225 особей. Из них 167 имели коричневый мех, а 58 - голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным? Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства?

  1. задание. Решите задачу:

3 группа:

1 задача: Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?




3 задание. Решите задачу:

3 группа:

2 задача: У мальчика – 1 группа крови, а у сестры- 4. что можно сказать о группах крови их родителей?



2 задание. Решение задач по текстам:

4 группа: В семье кареглазых праворуких родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый левша, а другой голубоглазый правша. Какова вероятность рождения следующего ребенка, похожим на своих родителей?

  1. задание. Решите задачу:

4 группа:

1 задача: Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям?


3 задание. Решите задачу:

  1. Группа:

  1. Задача: Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? 



4 задание. Выполните Тест.


1. Для получения в первом гибридном поколении всего потомства с доминантными признаками необходимо провести скрещивание
А) гомозиготной доминантной особи с рецессивной
Б) двух гетерозиготных особей
В) гетерозиготной особи с рецессивной
Г) рецессивной особи с рецессивной


2. Рождение от гибридов первого поколения во втором поколении половины потомства с промежуточным признаком свидетельствует о проявлении
А) сцепленного наследования
Б) независимого наследования
В) связанного с полом наследования
Г) неполного доминирования


3. Определите, какую закономерность иллюстрирует данная схема
        Р   Aa х Aa
        F1 AA, Aa, Aa, aa
А) закон расщепления
Б) правило единообразия
В) закон сцепленного наследования
Г) хромосомную теорию наследственности


4. Каков генотип родителей, если при анализирующем скрещивании наблюдалось соотношение фенотипов 1:1?
А) Аа и аа
Б) Аа и Аа
В) АА и аа
Г) Аа и АА


5. Появление розовых цветков от красной и белой форм у растений ночной красавицы – это пример
А) полного доминирования
Б) сцепленного наследования
В) анализирующего скрещивания
Г) неполного доминирования


  1. Терминологическая разминка

  1. Решение задач

  1. Решение задач

  1. Тест

Средний балл








  1. Терминологическая разминка

  1. Решение задач

  1. Решение задач

  1. Тест

Средний балл








  1. Терминологическая разминка

  1. Решение задач

  1. Решение задач

  1. Тест

Средний балл








  1. Терминологическая разминка

  1. Решение задач

  1. Решение задач

  1. Тест

Средний балл










  1. Терминологическая разминка

  1. Решение задач

  1. Решение задач

  1. Тест

Средний балл








  1. Терминологическая разминка

  1. Решение задач

  1. Решение задач

  1. Тест

Средний балл








  1. Терминологическая разминка

  1. Решение задач

  1. Решение задач

  1. Тест

Средний балл










  1. Терминологическая разминка

  1. Решение задач

  1. Решение задач

  1. Тест

Средний балл








  1. Терминологическая разминка

  1. Решение задач

  1. Решение задач

  1. Тест

Средний балл











































































Коды ответов

  1. А

  2. Г

  3. - А

  4. - А

  5. - Г

Красный

Красный

Розовый

Розовый

Розовый

Белый

Белый


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Дюсенбаева Нина Николаевна

Дата: 06.03.2019

Номер свидетельства: 502277


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства