Занятие кружка «Юный биолог» (II год обучения) по теме: Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Кодоминирование.
Занятие кружка «Юный биолог» (II год обучения) по теме: Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Кодоминирование.
Сформировать у воспитанников понятия «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание», «кодоминирование»; познакомить с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования). Продолжить развитие умения записывать схемы скрещивания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка «Юный биолог» (II год обучения) по теме: Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Кодоминирование.»
КГКП « Дворец творчества детей и молодежи»
ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»
Малая Инженерно-Техническая Школа
Занятие кружка «Юный биолог» (II год обучения) по теме:
Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Кодоминирование.
Цель занятия:знать, что такое полное и неполное доминирование, кодоминирование и для чего производится анализирующее скрещивание, научимся решать задачи на все виды доминирования.
Образовательная задача:
● Сформировать у воспитанников понятия «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание», «кодоминирование»; познакомить с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования). Продолжить развитие умения записывать схемы скрещивания.
Развивающие задачи:
●Развивать у воспитанников умение логически мыслить, делать выводы.
● Продемонстрировать возможности использования знаний о законах генетики в практике медицины и сельского хозяйства.
● задания для групп, рисунки коров, буквы, листы с текстами, чистые листы.
Методы: рассказ с элементами беседы;решение генетических задач; тестирование.
Методические приемы: фронтальный и индивидуальный опрос; решение задач для нахождения пути выхода из сложной ситуации; самостоятельное создание проблемы и нахождения пути решения.
Формы организации учебного процесса: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ген, контролирующий преобладающий признак, называется …
Ген, контролирующий подавляемый признак, называется …
Что значит особь гомозиготна? гетерозиготна? Как они обозначаются?
Первый закон Менделя….
Второй закон Менделя…
Третий закон Менделя…
2.Решение задач по текстам
1 группа:
Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?
2 группа:
Фенилкетонурия наследуется по наследству как доминантный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?
3 группа:
Известно, что коричневый цвет меха доминирует над голубовато – серым. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был получен приплод в 225 особей. Из них 167 имели коричневый мех, а 58 - голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным? Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства?
4 группа:
В семье кареглазых родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый, а другой голубоглазый. Каковы генотипы родителей? (самопроверка)
3. Изучение нового материала.
1. Мы уже знаем, что доминантный признак подавляет действие рецессивного, такое доминирование полное, и признак проявляется в соотношении 3:1. И при решении задач вы в этом убедились. Но доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно проявление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполного доминирования. Так, например, при скрещивании растений ночной красавицы, имеющей пурпурные цветки (АА), с растением, имеющим белые цветки (аа), все растения первого поколения имеют розовую окраску, которая является промежуточной (Аа).
- Это противоречит правилу единообразия первого поколения?
При скрещивании гибридов во втором поколении можно наблюдать расщепление признака.
- В каком соотношении произошло расщепление? 1:2:1
Р АА х аа
Кр бел
Аа х Аа
Роз роз
А а А а
АА Аа Аа аа
Кр роз роз бел
У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака – волнистые волосы.
- Какой генотип по признаку структуры волос имеете вы? (спросить несколько учащихся с разной структурой волос).
Еще одним типом доминирования служит кодоминирование. Так наследуются у человека группы крови. Найдите в учебнике определение и запишите в тетрадь. (Это явление совместного доминирования генов, дающий при взаимодействии новый признак).
Прием "Покопаемся в памяти"
Техника: Вам даютсялисты, нужно записать все, что придет на ум, связанное с группами крови. (Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет. После того, как завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. Ответы не обсуждаются и не оцениваются).
Ну а теперь решим задачи на кодоминирование. Пользуясь таблицей 9 (указано кодирование групп крови) учебника (стр. 108) решите задачи:
1 группа:
Женщина с 3 группой возбудила дело о взыскании алиментов, имеющего 1 группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка 1 группа. Какое решение должен вынести суд? Рассмотрите оба варианта – а) мама гомозиготна б) мама гетерозиготна.
У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.
2 группа:
«В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?»
Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?
3 группа:
Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?
У мальчика – 1 группа крови, а у сестры- 4. что можно сказать о группах крови их родителей?
4 группа:
Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям?
Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови?
4.Любой организм содержит огромное количество признаков.
Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.
Генотип – совокупность всех генов какого-либо организма.
- Можно ли по фенотипу судить о генотипе?
По фенотипу нельзя определить генотип. Например, у гороха особи с фенотипом «желтые семена» могут иметь разные генотипы – АА или Аа. Для установления генотипа особей, не различающихся по фенотипу, проводят анализирующее скрещивание. Анализирующее скрещивание активно используют в селекции, в сельском хозяйстве для определения неизвестных генотипов организмов.
Давайте проанализируем ситуацию, решив задачу:
На ферме содержались коровы черной и красной масти. Бык имел черную масть. Как проверить бык гетерозиготен или гомозиготен и какое будет потомство?
Р А_ х аа
А _ а
Аа Аа аа
Черн черн кр
Вывод: Если в потомстве нет расщепления, тогда это – гомозигота, если есть расщепление – гетерозигота.
Итак, что такое анализирующее скрещивание?
Ребята сами формулируют определение, а теперь запишите определение в тетрадь.
(Для этого особь, генотип которой неизвестен, скрещивают с рецессивным гомозиготным организмом, генотип которого аа (если анализируется один признак).
5.А теперь сами решите задачу:
Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки? (решение и объяснение)
Р АА х аа
Кар гол
А а
Аа
Кар
III. Закрепление. Молодцы. А сейчаспроверьте себя, как вы усвоили тему, выполнив тест. (взаимопроверка)
IV.Выводы урока.
Что вы узнали на уроке?
IV. Стадия рефлексии.
У каждого имеются оценочные листы, где необходимо отметить свою работу.
Терминологическая разминка
Решение задач
Решение задач
Тест
Средний балл
V. Домашнее задание: изучить параграф 22. Опережающее задание: записать имена мам, пап, сестер, братьев, бабушек, дедушек, теть, дядей, пробабушек, прадедушек. Всех близких родственников со стороны мамы, папы.
2 задание. Решение задач по текстам:
1 группа: Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?
3 задание. Решите задачу:
1группа:
1 задача: Женщина с 3 группой(гомозиготна) возбудила дело о взыскании алиментов, имеющего 1 группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка 1 группа. Какое решение должен вынести суд?
3 задание. Решите задачу:
1 группа:
2 задача: У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.
2 задание. Решение задач по текстам:
2 группа: Фенилкетонурия наследуется по наследству как доминантный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?
3 задание. Решите задачу:
2 группа:
1 задача: «В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?»
3 задание. Решите задачу:
2 группа:
2 задача: Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?
2 задание. Решение задач по текстам:
3 группа: Известно, что коричневый цвет меха доминирует над голубовато – серым. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был получен приплод в 225 особей. Из них 167 имели коричневый мех, а 58 - голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным? Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства?
задание. Решите задачу:
3 группа:
1 задача: Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?
3 задание. Решите задачу:
3 группа:
2 задача: У мальчика – 1 группа крови, а у сестры- 4. что можно сказать о группах крови их родителей?
2 задание. Решение задач по текстам:
4 группа: В семье кареглазых праворуких родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый левша, а другой голубоглазый правша. Какова вероятность рождения следующего ребенка, похожим на своих родителей?
задание. Решите задачу:
4 группа:
1 задача: Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям?
3 задание. Решите задачу:
Группа:
Задача: Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови?
4 задание. Выполните Тест.
1. Для получения в первом гибридном поколении всего потомства с доминантными признаками необходимо провести скрещивание А) гомозиготной доминантной особи с рецессивной Б) двух гетерозиготных особей В) гетерозиготной особи с рецессивной Г) рецессивной особи с рецессивной
2. Рождение от гибридов первого поколения во втором поколении половины потомства с промежуточным признаком свидетельствует о проявлении А) сцепленного наследования Б) независимого наследования В) связанного с полом наследования Г) неполного доминирования
3. Определите, какую закономерность иллюстрирует данная схема Р Aa х Aa F1 AA, Aa, Aa, aa А) закон расщепления Б) правило единообразия В) закон сцепленного наследования Г) хромосомную теорию наследственности
4. Каков генотип родителей, если при анализирующем скрещивании наблюдалось соотношение фенотипов 1:1? А) Аа и аа Б) Аа и Аа В) АА и аа Г) Аа и АА
5. Появление розовых цветков от красной и белой форм у растений ночной красавицы – это пример А) полного доминирования Б) сцепленного наследования В) анализирующего скрещивания Г) неполного доминирования