kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на РМО по теме: "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО по теме: "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО по теме: "Профилактика жестокого обращения с детьми"»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ













ПРОФИЛАКТИКА

ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

с ДЕТЬМИ







подготовила:

социальный педагог МБОУ СШ №12

АЛИЕВА И.С.













ВЫКСА

11.11.2015 г.

Жестокое обращение с детьми — это одна из главных проблем современного общества и родителей разных возрастов. По сути, ее быть не должно. К сожалению, в современном мире — это вполне «нормальное» явление. Зачастую такое поведение просто скрывается.

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Но самым опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.

КАК УЗНАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ПОДВЕРГАЕТСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ?

Прежде всего, необходимо понимать, что существуют ФАКТОРЫ РИСКА, т.е. обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми.

Всем, кто работает непосредственно с семьей и ребенком, нужно знать, что факторами риска, характеризующими особенности детей – жертв насилия, являются следующие: нежеланный ребенок; наличие у ребенка физических и умственных недостатков; врожденные уродства; нелюбимый ребенок в семье; сходство с нелюбимым родственником; нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность; «трудный» ребенок; низкая масса тела при рождении, недоношенность; высокоодаренный или талантливый ребенок.

Один из факторов - социальное неблагополучие семьи:

- неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями; - семьи с приемными детьми; - наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией; - специфические культурные или религиозные факторы; - стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых; - низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей; - юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками; - использования физического и психического насилия в качестве наказания; - статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Не менее значимым и важным фактором риска является состояние здоровья родителей, других членов семьи, наличие в ней эмоциональных сложностей, характерологических особенностей: - психические заболевания (психоз, депрессия); - умственная отсталость; - критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.); - наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления; - родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

При наличии данных факторов происходит нарушение жизненного пространства ребенка, ведущее за собой серьезные проблемы. Поэтому очень важно своевременно обратить внимание на семью, в которой наблюдаются факторы риска, где есть почва для жестокого обращения с ребенком.

Различают четыре ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ жестокого обращения с детьми:

ФИЗИЧЕСКОЕ,

СЕКСУАЛЬНОЕ (развращение),

ПСИХИЧЕСКОЕ (эмоциональное),

МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ (пренебрежение основными нуждами ребенка).

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к отставанию в развитии, смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического и психического здоровья.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

Внешний вид: ● множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие); ● задержка физического развития (отставание в весе и росте); ● признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Основные виды травм: - на теле – синяки, ссадины, раны от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера; - на голове – кровоизлияния в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; - особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется потерей сознания, рвотой, головными болями.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие: в младшем школьном возрасте: ● боязнь идти домой после школы; ● одиночество, отсутствие друзей; ● стремление скрыть причину повреждений и травм. Подростковый возраст: ● побеги из дома; ● криминальное или анти общественное поведение;

● употребление алкоголя, наркотиков; ● суицидальные попытки.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить проявление жестокости по отношению к ребенку: ● позднее обращение за медицинской помощью или то, что инициатива обращения исходит от постороннего лица; ● обвинение в травмах самого ребенка; ● отсутствие обеспокоенности за судьбу воспитанника, невнимание к нему; ● противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее; ● отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком; ● обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка; ● рассказы о том, как их наказывали в детстве; ● признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера(агрессивность, возбуждение, неадекватность

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ ИЛИ РАЗВРАЩЕНИЕ – вовлечение ребенка с его согласия либо без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу его функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия с взрослыми с целью получения этими взрослыми удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий: - вуаеризм - подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания, пребывания в туалете, а также принуждение его к раздеванию; - эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц перед ребенком; - мастурбация со стороны ребенка или взрослого, обоюдная; - сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию; - домогательства со стороны взрослого, не соответствующие возрасту ребенка, демонстрация эротических материалов с целью его стимуляции;

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершаются с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3 – 4 лет.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок, во - первых, не обладает

свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, в - вторых, не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие. У детей младшего школьного возраста: ● низкая успеваемость; ● замкнутость, стремление к уединению; ● ухудшение отношений со сверстниками; ● несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; ● стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет никакой необходимости.

У детей старшего школьного возраста, подростков: ● депрессивное состояние; ● жалобы на боли в животе; ● побеги из дома или учреждений образования и воспитания; ● низкая самооценка; ● угрозы или попытки самоубийства; ● сексуализированное поведение; ● употребление алкоголя и наркотиков; ● беспорядочные половые связи, проституция.

ПСИХИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей(опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся: ● открытое неприятие и постоянная критика ребенка; ● оскорбление и унижение его достоинства; ● угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; ● преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; ● предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям; ● ложь и невыполнение взрослыми обещаний; ● однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. ● особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие: ● задержка умственного и физического развития; ● энурез; ● печальный вид;

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие: ● нарушение сна, отсутствие аппетита; ● длительно сохраняющееся подавленное состояние; ● беспокойство, тревожность, агрессивность; ● склонность к уединению; ● неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; ● плохая успеваемость; ● низкая самооценка; ● чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; ● угрозы или попытка самоубийства.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми: ● негативная характеристика ребенка; ● постоянное сверхкритичное отношение к нему; ● оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка; ● нежелание утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом нуждается; ● отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником; ● перекладывание на него ответственности за свои неудачи; ● открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ (ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ РЕБЕНКА) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию

Под неудовлетворением основных потребностей ребенка следует понимать следующее: - отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения; - отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; - нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непреднамеренным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений. Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и запросам: ● санитарно – гигиеническая запущенность, педикулез; ● задержка роста или общее отставание в физическом развитии; ● низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в приюте); ● задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

Особенности психического состояния ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему: ● постоянный голод и жажда, кража пищи; ● стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых; ● требование ласки и внимания; ● пассивность, подавленное состояние, апатия; ● антиобщественное поведение; ● агрессивность и импульсивность; ● неумение общаться с людьми; ● трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; ● низкая самооценка.

Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Знание психолого – педагогической, медицинской и юридической сторон проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами и интересами позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Выступление на РМО по теме: "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Автор: Алиева Ирина Суреновна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 361009


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства