kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на семинаре библиотекарей. Тема " Взаимосвязь традиций и инноваций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования новой    технологии, обновления методов управления деятельностью и персоналом. Инновации - необходимый элемент развития, без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка.

  В декабре 2003 года на базе библиотеки школы №15 г.Лесосибирска был организован и проведен библиотечный семинар «Взаимосвязь традиций и инноваций». Цель семинара – направить внимание библиотекарей на управление развитием библиотечного обслуживания в образовательных учреждениях, а значит умело внедрять инновации: применять на практике достижения науки, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, проводить самостоятельные исследования, осваивать новые библиотечные и информационные технологии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре библиотекарей. Тема " Взаимосвязь традиций и инноваций" »

Взаимосвязь традиций и инноваций.

(Семинар школьных библиотекарей)


В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования новой технологии, обновления методов управления деятельностью и персоналом. Инновации - необходимый элемент развития, без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка.

В декабре 2003 года на базе библиотеки школы №15 г.Лесосибирска был организован и проведен библиотечный семинар «Взаимосвязь традиций и инноваций». Цель семинара – направить внимание библиотекарей на управление развитием библиотечного обслуживания в образовательных учреждениях, а значит умело внедрять инновации: применять на практике достижения науки, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, проводить самостоятельные исследования, осваивать новые библиотечные и информационные технологии.

Вот как проходил наш семинар.


Модель проведения семинара.


Этапы работы


1 этап-вызов 2 этап-осмысление 3 этап-рефлексия





Погружение в проблему Компьютерная Работа в группах

(работа по схеме). слайд-лекция. по моделированию.

Работа с понятием. Презентация

городского сайта

Презентация «Школьный

инновационных библиотекарь».

идей библиотек.

Резюме.

Библиографические

минутки.


Содержание семинара.


1 Этап работы – погружение в тему.


Работу семинара начинаю с того, что прописываю (на ватмане) схему-таблицу некоторых социально-общественных изменений для того, чтобы настроить библиотекарей на осмысление будущего содержания семинара. Схема такая.


Временные рамки: Изменения:


1960г. - в нормах и правилах;

1970г. - в ценовой политике;

1980г. - в технике и

1990г. технологиях;

2000г. - в ассортименте

2004г. товаров и услуг;

-моде;


- а в библиотечном деле?


Далее идет работа с понятиями:


Изменение – поправка, перемена, изменяющая что-нибудь прежнее.


Инновация – конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктах, технологиях, услугах), отличающихся от предыдущих новыми свойствами.


2 Этап работы – осмысление основного содержания.


Компьютерная слайд-лекция.


Слайд 1 – Цели изменений:


  • достижение комфортности и высокого качества обслуживания пользователей;

  • расширение возможностей библиотеки, выход на «новые рынки»;

  • укрепление имиджа библиотеки, развитие системы ее общественных коммуникаций;

  • достижение эффективности управления библиотекой, нормализация внутриорганизационной культуры библиотеки;

  • повышение профессиональной компетентности сотрудников, их инновационной активности, развитие кадровых ресурсов, улучшение условий труда.


Слайд 2 – Источники идей (где «черпать» идеи для изменений):


  • потребности школы, библиотеки, пользователей (социальный заказ);

  • директивные и нормативные документы федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления образования;

  • достижения педагогики, психологии, библиотечного дела;

  • библиотечная практика, передовой и массовый библиотечный опыт;

  • собственный профессиональный опыт, интуиция, практическое мышление;

  • анализ результатов и процесса функционирования школьной библиотеки;

  • печатные профессиональные издания, люди, технико-информационные системы.



Слайд 2 – Этапы инновационной деятельности:


  • первый – инициирование инновации (что менять в библиотеке?);

  • второй – поиск необходимых новшеств (изучение «рынка новшеств»);

  • третий – определение всех предстоящих изменений;

  • четвертый – этап апробации инновации (экспериментальное внедрение);

  • пятый – внедрение и использование инновации (освоение).


Слайд 3 - Объекты библиотечных инноваций (что можно изменять):

Объекты библиотечных инноваций




Социальная база библиотечной

деятельности

Средства производства




Организационное развитие Технологические процессы




Услуги и продукция





Слайд 4 – Средства производства:


  • технические средства поиска, обработки, преобразования и предоставления информации;

  • новые виды носителей информации;

  • автоматизированные библиотечно-библиографические средства учета, обработки и систематизации информации (документов).


Слайд 5 – Технологические процессы:


  • изменения методов организации обслуживания, обеспечения комфортности, доступности библиотечных услуг и продукции;
  • разработка, адаптация и внедрение новых (или заимствованных из опыта библиотек) приемов и методов комплектования, организации и хранения документальных коллекций и пр.;

  • обеспечение рентабельности и эффективности основных технологических процессов: комплектования, обработки и хранения фонда (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, каталогизации, библиографирования и пр.).


Слайд 6 – Организационное развитие:


  • создание новых отделов, секторов, служб, временных проектных коллективов (команд);

  • изменение (расширение, сокращение) традиционных функций отделов (структур) библиотеки;

  • изменения в практике планирования;

  • изменения в методике изучения и оценки рынка, спроса ресурсов (возможностей);

  • изменения в применении приемов, средств и методов общественных коммуникаций библиотеки (каналы и средства рекламы продукции, publicity, public relation, методов фандрайзинга);

  • изменения библиотечных ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций.


Слайд 7– Услуги и продукция:







Виды стратегий инновационной деятельности.


Профилирование

(организация специализированного обслуживания, в соответствии с доминирующим направлением деятельности библиотеки или ОУ).

Дифференциация

(организация приоритетного обслуживания определенной группы пользователей).

Диверсификация

(это стратегия новых возможностей, расширение видов услуг и продуктов).

Виды специализации:

Группы пользователей:

Виды услуг, продуктов:

Отраслевая библиотека или отдел

( например, математическая библиотека).

Первоклассники.

Поисковая и исследовательская работа.

Жанровая библиотека

( библиотека поэзии).


Управленцы ОУ, руководители МО.

Работа библиотеки по тематической программе, проекту.

Функциональная библиотека

(библиотека-музей, библиотека-театр и т.д.).

Выпускники, ШНОУ, любители фэнтези.

Организация клубной работы и тематических лабораторий.

Платные услуги.



Слайд 8 – Этапы работы по профилированию:


  • подготовительный:

    • определение профиля,

    • изучение внутренних и внешних ресурсов,

    • изучение опыта работы,

    • изучение читательских интересов,

    • установка контактов.


  • программирование или проектирование по выбранной модели, презентация программы;

  • работа по программе.


Слайд 9 – Типы профилирования:


  • библиотеки отраслевого и жанрового профилирования:

    • библиотека-музей;

    • библиотека-центр возрождения народной культуры;

    • библиотека экологического воспитания;

    • фольклорные, исторические, эстетического просвещения,



  • профилирование библиотеки по типам и видам изданий:


    • библиотека периодики;

    • библиотека поэтической литературы,


  • функциональное профилирование:


    • библиотека – молодежный центр;

    • библиотека – игротека;

    • библиотека – выставочный зал;

    • библиотека – центр досуга.


Слайд 10 – Новые структурные подразделения библиотеки:


  • сектор краеведения;

  • сектор СПА;

  • зал информационной поддержки педагогов;

  • компьютерный зал;

  • отдел литературы по экологии;

  • сектор обслуживания малышей;

  • кафедра научно-исследовательской работы учащихся;

  • лаборатория учебной литературы.


Слайд 11 – Библиотечные программы и проекты:


  • «Забота» (работа с инвалидами);

  • «Краевед»;

  • «Русская литература – детям»;

  • «Основы информационной культуры»;

  • «Развитие творческих способностей читателей»;

  • «Библиотека. Книга, Семья»;

  • «Поэтическая строка»;

  • «Лучший читатель библиотеки»;

  • «Юный эколог»;

  • «Библиотекарь и учитель».


Во время лекции, между слайдами вставляю «библиографические минутки» по

следующим изданиям:


Качанова Е. Ю.

Инновационная политика: цели, этапы, методы // Б-ка.-2003.- №10.-с.35-38

Иванова Е.

Надо что-то новое, да где ж его взять? : Школьные библиотеки и модернизации образования; попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития // Биб-ка в школе.- 2002.-№№ 11; 18; 20; 23.-2003.-№№ 01; 04; 05; 08; 9; 10.

Игнатова Л.Ф.

Инновационные процессы в библиотеке как результат успешной кадровой политики // Библиотечное дело. 21 век .- 2002.- №1.- с.242-248

Антоненко С. А.

Основные направления инновационной деятельности библиотек Рязанской области // Библиотечное дело. 21 век. - 2002.- №1.- с.216-227

Карташов Н.

Инновационные процессы : Общее и частное. Наука управлять // Биб-ка.- 1998.- №3.-с. 39-42

Цесарская Г.

Традиции и инновации в библиотеке: как добиться их единения? // Биб-ка.- 2002.-№10.-с.76-79

Качанова Е.Ю.

Наука работать по-современному: Об инноватике как междисциплинарном научном направлении // Биб-ка.- 2003.- №5.-с.6-8


Далее предоставляется слово библиотекарям для презентации своих инновационных идей и опыта работы:

Библиотека школы № 4 – идея создания электронной читательской анкеты по прочитанным книгам;

Библиотека школы № 1 – опыт работы клуба любителей поэзии;

Библиотека школы № 9 – опыт создания на базе библиотеки информационного центра;

Библиотека школы № 5 – идея внедрения в практику библиотечной работы Программы «Основы информационной культуры».


3 Этап – Рефлексия.


Работа в группах по моделированию.


Участники семинара делятся на две группы, каждая из них получает одинаковое по содержанию задание.

Задание: создать модель профильной школьной библиотеки, учитывая следующие моменты:

    • цель профилирования;

    • основные направления деятельности;

    • учет внешних факторов;

    • учет внутренних факторов;

    • формирование необходимых ресурсов;

    • планируемый результат.


На работу в группах было отведено 20 минут, затем спикеры от групп представляли свои модели публично.

Первая модель – модель создания на базе библиотеки Информационного центра.

Вторая модель – библиотека- центр поддержки и развития ШНОУ.


Работу семинара завершила презентация городского библиотечного сайта «Школьный библиотекарь». В ноябре 2003 группа наших библиотекарей (4 человека) проучилась в краевой ФИО по программе «Интернет-технологии в образовании» в объеме 80 часов. Группа защитила выпускную работу – собственный профессиональный сайт, который был признан слушателями курсов и комиссией лучшим по потоку.

Очередной номер методической профессиональной городской газеты «««БиблиоПоле» был посвящен теме нашего семинара, каждая библиотека получила его в печатном и электронном варианте.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выступление на семинаре библиотекарей. Тема " Взаимосвязь традиций и инноваций"

Автор: Шендрик Светлана Ивановна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241229


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства