Выступление на семинаре библиотекарей. Тема " Взаимосвязь традиций и инноваций"
Выступление на семинаре библиотекарей. Тема " Взаимосвязь традиций и инноваций"
В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования новой технологии, обновления методов управления деятельностью и персоналом. Инновации - необходимый элемент развития, без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка.
В декабре 2003 года на базе библиотеки школы №15 г.Лесосибирска был организован и проведен библиотечный семинар «Взаимосвязь традиций и инноваций». Цель семинара – направить внимание библиотекарей на управление развитием библиотечного обслуживания в образовательных учреждениях, а значит умело внедрять инновации: применять на практике достижения науки, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, проводить самостоятельные исследования, осваивать новые библиотечные и информационные технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре библиотекарей. Тема " Взаимосвязь традиций и инноваций" »
Взаимосвязь традиций и инноваций.
(Семинар школьных библиотекарей)
В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования новой технологии, обновления методов управления деятельностью и персоналом. Инновации - необходимый элемент развития, без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка.
В декабре 2003 года на базе библиотеки школы №15 г.Лесосибирска был организован и проведен библиотечный семинар «Взаимосвязь традиций и инноваций». Цель семинара – направить внимание библиотекарей на управление развитием библиотечного обслуживания в образовательных учреждениях, а значит умело внедрять инновации: применять на практике достижения науки, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, проводить самостоятельные исследования, осваивать новые библиотечные и информационные технологии.
Вот как проходил наш семинар.
Модель проведения семинара.
Этапы работы
1 этап-вызов 2 этап-осмысление 3 этап-рефлексия
Погружение в проблему Компьютерная Работа в группах
(работа по схеме). слайд-лекция. по моделированию.
Работа с понятием. Презентация
городского сайта
Презентация «Школьный
инновационных библиотекарь».
идей библиотек.
Резюме.
Библиографические
минутки.
Содержание семинара.
1 Этап работы – погружение в тему.
Работу семинара начинаю с того, что прописываю (на ватмане) схему-таблицу некоторых социально-общественных изменений для того, чтобы настроить библиотекарей на осмысление будущего содержания семинара. Схема такая.
Временные рамки: Изменения:
1960г. - в нормах и правилах;
1970г. - в ценовой политике;
1980г. - в технике и
1990г. технологиях;
2000г. - в ассортименте
2004г. товаров и услуг;
-моде;
- а в библиотечном деле?
Далее идет работа с понятиями:
Изменение – поправка, перемена, изменяющая что-нибудь прежнее.
Инновация – конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктах, технологиях, услугах), отличающихся от предыдущих новыми свойствами.
2 Этап работы – осмысление основного содержания.
Компьютерная слайд-лекция.
Слайд 1 – Цели изменений:
достижение комфортности и высокого качества обслуживания пользователей;
расширение возможностей библиотеки, выход на «новые рынки»;
укрепление имиджа библиотеки, развитие системы ее общественных коммуникаций;
достижение эффективности управления библиотекой, нормализация внутриорганизационной культуры библиотеки;
повышение профессиональной компетентности сотрудников, их инновационной активности, развитие кадровых ресурсов, улучшение условий труда.
Слайд 2 – Источники идей (где «черпать» идеи для изменений):
потребности школы, библиотеки, пользователей (социальный заказ);
директивные и нормативные документы федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления образования;
достижения педагогики, психологии, библиотечного дела;
библиотечная практика, передовой и массовый библиотечный опыт;
собственный профессиональный опыт, интуиция, практическое мышление;
анализ результатов и процесса функционирования школьной библиотеки;
печатные профессиональные издания, люди, технико-информационные системы.
Слайд 2 – Этапы инновационной деятельности:
первый – инициирование инновации (что менять в библиотеке?);
второй – поиск необходимых новшеств (изучение «рынка новшеств»);
третий – определение всех предстоящих изменений;
четвертый – этап апробации инновации (экспериментальное внедрение);
пятый – внедрение и использование инновации (освоение).
Слайд 3 - Объекты библиотечных инноваций (что можно изменять):
Объекты библиотечных инноваций
Социальная база библиотечной
деятельности
Средства производства
Организационное развитие Технологические процессы
Услуги и продукция
Слайд 4 – Средства производства:
технические средства поиска, обработки, преобразования и предоставления информации;
новые виды носителей информации;
автоматизированные библиотечно-библиографические средства учета, обработки и систематизации информации (документов).
Слайд 5 – Технологические процессы:
изменения методов организации обслуживания, обеспечения комфортности, доступности библиотечных услуг и продукции;
разработка, адаптация и внедрение новых (или заимствованных из опыта библиотек) приемов и методов комплектования, организации и хранения документальных коллекций и пр.;
обеспечение рентабельности и эффективности основных технологических процессов: комплектования, обработки и хранения фонда (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, каталогизации, библиографирования и пр.).
Слайд 6 – Организационное развитие:
создание новых отделов, секторов, служб, временных проектных коллективов (команд);
изменение (расширение, сокращение) традиционных функций отделов (структур) библиотеки;
изменения в практике планирования;
изменения в методике изучения и оценки рынка, спроса ресурсов (возможностей);
изменения в применении приемов, средств и методов общественных коммуникаций библиотеки (каналы и средства рекламы продукции, publicity, public relation, методов фандрайзинга);
изменения библиотечных ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций.
Слайд 7– Услуги и продукция:
Виды стратегий инновационной деятельности.
Профилирование
(организация специализированного обслуживания, в соответствии с доминирующим направлением деятельности библиотеки или ОУ).
Дифференциация
(организация приоритетного обслуживания определенной группы пользователей).
Диверсификация
(это стратегия новых возможностей, расширение видов услуг и продуктов).
Виды специализации:
Группы пользователей:
Виды услуг, продуктов:
Отраслевая библиотека или отдел
( например, математическая библиотека).
Первоклассники.
Поисковая и исследовательская работа.
Жанровая библиотека
( библиотека поэзии).
Управленцы ОУ, руководители МО.
Работа библиотеки по тематической программе, проекту.
Функциональная библиотека
(библиотека-музей, библиотека-театр и т.д.).
Выпускники, ШНОУ, любители фэнтези.
Организация клубной работы и тематических лабораторий.
Платные услуги.
Слайд 8 – Этапы работы по профилированию:
подготовительный:
определение профиля,
изучение внутренних и внешних ресурсов,
изучение опыта работы,
изучение читательских интересов,
установка контактов.
программирование или проектирование по выбранной модели, презентация программы;
работа по программе.
Слайд 9 – Типы профилирования:
библиотеки отраслевого и жанрового профилирования:
профилирование библиотеки по типам и видам изданий:
библиотека периодики;
библиотека поэтической литературы,
функциональное профилирование:
библиотека – молодежный центр;
библиотека – игротека;
библиотека – выставочный зал;
библиотека – центр досуга.
Слайд 10 – Новые структурные подразделения библиотеки:
сектор краеведения;
сектор СПА;
зал информационной поддержки педагогов;
компьютерный зал;
отдел литературы по экологии;
сектор обслуживания малышей;
кафедра научно-исследовательской работы учащихся;
лаборатория учебной литературы.
Слайд 11 – Библиотечные программы и проекты:
«Забота» (работа с инвалидами);
«Краевед»;
«Русская литература – детям»;
«Основы информационной культуры»;
«Развитие творческих способностей читателей»;
«Библиотека. Книга, Семья»;
«Поэтическая строка»;
«Лучший читатель библиотеки»;
«Юный эколог»;
«Библиотекарь и учитель».
Во время лекции, между слайдами вставляю «библиографические минутки» по
следующим изданиям:
Качанова Е. Ю.
Инновационная политика: цели, этапы, методы // Б-ка.-2003.- №10.-с.35-38
Иванова Е.
Надо что-то новое, да где ж его взять? : Школьные библиотеки и модернизации образования; попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития // Биб-ка в школе.- 2002.-№№ 11; 18; 20; 23.-2003.-№№ 01; 04; 05; 08; 9; 10.
Игнатова Л.Ф.
Инновационные процессы в библиотеке как результат успешной кадровой политики // Библиотечное дело. 21 век .- 2002.- №1.- с.242-248
Антоненко С. А.
Основные направления инновационной деятельности библиотек Рязанской области // Библиотечное дело. 21 век. - 2002.- №1.- с.216-227
Карташов Н.
Инновационные процессы : Общее и частное. Наука управлять // Биб-ка.- 1998.- №3.-с. 39-42
Цесарская Г.
Традиции и инновации в библиотеке: как добиться их единения? // Биб-ка.- 2002.-№10.-с.76-79
Качанова Е.Ю.
Наука работать по-современному: Об инноватике как междисциплинарном научном направлении // Биб-ка.- 2003.- №5.-с.6-8
Далее предоставляется слово библиотекарям для презентации своих инновационных идей и опыта работы:
Библиотека школы № 4 – идея создания электронной читательской анкеты по прочитанным книгам;
Библиотека школы № 1 – опыт работы клуба любителей поэзии;
Библиотека школы № 9 – опыт создания на базе библиотеки информационного центра;
Библиотека школы № 5 – идея внедрения в практику библиотечной работы Программы «Основы информационной культуры».
3 Этап – Рефлексия.
Работа в группах по моделированию.
Участники семинара делятся на две группы, каждая из них получает одинаковое по содержанию задание.
Задание: создать модель профильной школьной библиотеки, учитывая следующие моменты:
цель профилирования;
основные направления деятельности;
учет внешних факторов;
учет внутренних факторов;
формирование необходимых ресурсов;
планируемый результат.
На работу в группах было отведено 20 минут, затем спикеры от групп представляли свои модели публично.
Первая модель – модель создания на базе библиотеки Информационного центра.
Вторая модель – библиотека- центр поддержки и развития ШНОУ.
Работу семинара завершила презентация городского библиотечного сайта «Школьный библиотекарь». В ноябре 2003 группа наших библиотекарей (4 человека) проучилась в краевой ФИО по программе «Интернет-технологии в образовании» в объеме 80 часов. Группа защитила выпускную работу – собственный профессиональный сайт, который был признан слушателями курсов и комиссией лучшим по потоку.
Очередной номер методической профессиональной городской газеты «««БиблиоПоле» был посвящен теме нашего семинара, каждая библиотека получила его в печатном и электронном варианте.