Просмотр содержимого документа
«Выставка детского творчества:" Рождественская сказка"»
Конспект открытого занятия по речевому развитию «Рождественская сказка»
Цель: ознакомление детей с праздником Рождество Христово; приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры.
Программные задачи:
образовательные: познакомить детей с понятием «праздник», дать представление о том, какие бывают праздники, рассказать о празднике Рождества Христова, расширять и активизировать словарный запас.
воспитательные: воспитывать духовно-нравственные качества личности: стремление к доброте, скромности, любви к ближнему, послушание, трудолюбие, вежливость.
развивающие: развивать познавательную активность детей, развивать свободное общение детей и взрослых, связную речь дошкольников, способствовать развитию творческих способностей детей.
Актуальность:
Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны. У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это именно тот период, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Материал и оборудование: иллюстрации по теме «Рождество Христово», вертеп, материалы для творчества (ёлочные шары из цветного картона, детали из цветной бумаги, для украшения шаров, клей карандаш), музыкальные материалы (диск «Добрый мир»: «Рождество Христово», № 57).
Ход:
Воспитатель: -Ребята, я хочу вам сказать, что приближается очень светлый и радостный праздник! А что такое праздник?
(Предполагаемые ответы детей: когда всем весело, когда все радуются, дарят подарки, поздравляют).
Воспитатель: -День, когда все люди поздравляют друг друга. Какие праздники вы знаете?
(Предполагаемые ответы детей: Новый год, 8 Марта, день рождения).
Воспитатель: -Все любят праздники и готовятся к ним. Но для христиан особенно радостные дни - дни православных праздников. Они посвящены Богу. Одним из самых главных праздников христиан стал праздник рождения Иисуса Христа - Рождество Христово.
Рассказ о рождении Иисуса Христа.
В давние времена в далекой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной Богу, молилась Ему, жила при храме. За Её доброе сердце Бог избрал Её стать Матерью Божьей. Он послал своего вестника – Ангела сообщить Марии эту радостную весть.
Через некоторое время по велению царя той земли каждый из жителей должен был прийти в свой родной город. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру (вертеп), куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила Своего Сына Иисуса Христа. В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли – так называлась кормушка для скота.
В это время на небе появилось множество ангелов. Они пели песню: «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия людям» Песню Ангелов услышали пастухи. Они пришли поклониться Христу.
А перед Рождеством Христа на небе появилась особенная яркая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы (волхвы). Они пошли вслед за необыкновенной звездой. И она привела в пещеру к Младенцу. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но сам Бог. Они поклонились Ему и подарили подарки.
Показ вертепа.
Воспитатель: - О чем этот рассказ? (Ответы детей) К празднику Рождества Христова люди готовятся заранее. Украшают елку, выбирают подарки, накрывают праздничный стол. Люди делают добрые дела, совершают хорошие поступки – навещают родных и близких, приглашают к себе в гости, помогают тем, кому плохо и грустно. В этот день все должны быть счастливыми и радостными.
А сейчас давайте с вами немного поиграем.
Физкультминутка «Зайка». Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть, Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. Движения по тексту стихотворения.
А, сейчас я вам расскажу, почему мы каждый год на Рождество и Новый год украшаем ёлку.
«Предание о первой Рождественской елке».
Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу:
- Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос!
И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. И вот Ангел набрал много алых, как заря, роз; лилий, белых как снег; веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий; сорвал и несколько крупных желтых лотосов... И все эти цветы принес в пещеру.
Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал:
- Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа.
И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос, и шептали друг другу:
- Тс!.. Тише! Он заснул!
Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.
- О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещерку украсить...
И она горько заплакала.
Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала:
- Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.
Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.
А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом:
- Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех?
И елочка чувствовала себя вполне счастливою. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о первой елке - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.
Воспитатель: - Посмотрите, у нас в группе тоже есть елка. Чего не хватает нашей елочке? Что для этого надо сделать? (Ответы детей) Конечно, ее надо нарядить, подарить ей праздничный наряд.
Проведение мастер-класса « Ёлочные шары».
Воспитатель: - Посмотрите, как изменилась наша елочка! Какая красивая она стала! Ребята вы большие молодцы! Замечательно справились с заданием.