Вспомогательные упражнения для развития профессиональных данных обучающихся хореографического отделения детской школы искусств
Вспомогательные упражнения для развития профессиональных данных обучающихся хореографического отделения детской школы искусств
Методическая работа будет полезная преподавателям хореографических дисциплин детских школ искусств. Целью работы является исследование вспомогательных упражнений в классическом танце и влияние их на формирование профессиональных данных учащихся. Работа состоит из трех частей. В первой главе рассказывается об этапах профессионального обучения классическому танцу. Вторая глава посвящена ознакомлению с движениями, способствующими развитию профессиональных данных у учащихся. Третья глава включает непосредственного раздел гимнастических упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вспомогательные упражнения для развития профессиональных данных обучающихся хореографического отделения детской школы искусств»
Вспомогательные упражнения для развития профессиональных данных учащихся (7-16 лет)
Составитель: преподаватель МАУДО г. Нижневартовска
«Детская школа искусств №1» Шайхуллина Валентина Петровна
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Этапы профессионального обучения классическому танцу. ... 5
Основные задачи 5
Построение экзерсиса в развитии 6
Глава 2. Движения, способствующие развитию профессиональных данных учащихся 8
Эволюция классического танца 8
Основные составляющие классического танца 9
Aplomb 9
Allegro. 10
Движения на пальцах. 11
2.3. Основные элементы 12
Глава 3. Вспомогательные упражнения для развития профессиональных данных 14
Методические указания для вспомогательных упражнений 14
Общеразвивающие комплексы упражнений 16
Упражнения на напряжение и расслабление мышц 17
Упражнения на улучшение выворотности ног. 18
Упражнения на исправление осанки 19
Упражнения на исправление иксообразных и О—образных ног. 23
Упражнения на исправление плоскостопия 24
Заключение 25
Список литературы 26
Введение.
Необходимо подчеркнуть, что всякой профессией по-настоящему овладеть нелегко. Но может быть, из всех профессий, какие есть на свете, не исключая профессий космонавта, водолаза, ученого, художника, высококвалифицированного рабочего и любых других, профессия балетного танцовщика, если рассматривать все профессии на их вершинах, труднее всего оттого, что она в известном смысле объединяет в себе черты самых разных, даже не вполне совместимых профессий. Чтобы овладеть ею, недостаточно поступить в хореографическое училище или специальное хореографическое отделение в художественных школах и высших учебных заведениях. Да и поступить в училище не всегда просто. Но и поступившему, чтобы стать танцовщиком, необходимо, чтобы совпали следующие условия: профессиональные данные, здоровье, музыкальный слух, а совпадают они редко.
Способности — достояние вроде бы сугубо личное, принадлежащее человеку от природы, и танцовщику нужно много разных способностей.
Следует заметить, что балет — изобразительное искусство, и что сама сценическая внешность танцовщика входит в ряд его способностей. Когда мы видим на сцене Майю Плисецкую или Наталью Бессмертнову, мы сразу соглашаемся: конечно, природа создала их специально для балета. Не каждая танцовщица наделена такой подходящей балету внешностью, но, красота и пропорциональность сложения необходимы каждому.
Безусловно, внешность — не единственное необходимое танцовщику свойство человеческого тела. Не менее важно само строение костей, связок и мышц, а оно у разных людей тоже разное, между тем от него зависит, как танцовщик будет двигаться. Но не менее важно, чтобы мышцы и связки позволяли танцовщику управлять самыми малыми оттенками своих движений. Да и сама способность к прыжку, часто врожденная, зависит от устройства мышц и связок. Во многом врожденное и чувство координации, то есть умение сообразовывать свои движения друг с другом, управлять ими, не говоря уже о врожденной гибкости тела и его способности говорить на языке свободной пластики. А ведь сверх всего этого танцовщику необходимы хороший слух и чувство ритма.
И всем этим человек должен быть наделен от природы. Поэтому танцовщиком может стать далеко не каждый, и самый отбор тех, кто может стать танцовщиком, тоже не очень надежен, потому что, тело человеческое изменяется по природе, но к счастью, изменяется оно не только в худшую сторону, и кое-что здесь все же зависит от человека. Танцовщиков с идеальными данными не так уж много, и вовсе не только они становятся повелителями балетной сцены. Лидирующие места в театре часто занимают танцовщики с хорошими, но не идеальными данными, зато в большей мере ответившие другим обязательным требованиям балета. Быть может, решающим из них следует все же назвать школу. Школой обычно называется учебное заведение, но школой называется и сама выучка, которую в этом- заведении получают. И поскольку методика эта очень различается у разных преподавателей, в любом деле различают разные школы, разные наборы методов работы, которыми человек, учась, овладевает.
Исходя из вышесказанного, целью работы является исследование вспомогательных упражнений в классическом танце и влияние их на формирование профессиональных данных учащихся.
Вследствие этого были поставлены следующие задачи:
- обозначить этапы профессионального обучения классическому танцу. определить движения способствующие формированию профессиональных данных учащихся классическому танцу, их основные элементы.
- указать комплексы упражнений способствующих формированию профессиональных данных.
Работа состоит из трех частей. В первой главе рассказывается об этапах профессионального обучения классическому танцу. Вторая глава посвящена ознакомлению с движениями, способствующими развитию профессиональных данных у учащихся. Третья глава включает в себя непосредственно раздел гимнастических упражнений для развития профессиональных данных у учащихся 7-16 лет.
Глава 1. Этапы профессионального обучения классическому танцу.
1.1. Основные задачи
Основной задачей первых лет обучения является освоение основных элементов классического танца. Развиваются выворотность ног, танцевальный шаг (возможность поднимать работающую ногу на 90° и выше), правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость, легкий, высокий прыжок, четкая координация движений. Все это — элементы, необходимые для развития техники и профессиональных навыков.
В последующие годы обучения — наряду с развитием выносливости, силы и устойчивости воспитывают более свободное владение корпусом, движениями головы и особенно рук, которые должны быть не только пластичными и выразительными, но и активно участвовать в исполнении туров и прыжков
Продуктивнее всего в организации учебных занятий, основной материал программы класса изучать в первой половине учебного года. Сначала разучиваются движения в чистом виде, затем в несложных сочетаниях. Во втором полугодии прорабатываются разученные движения со всеми возможными подходами. Они даются в сложных сочетаниях с другими движениями. Учебные комбинации более насыщенны и длительны, темп исполнения возрастает.
Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Если в младших и средних классах закладывается фундамент классического танца, изучаются основные его движения, вырабатывается выносливость, обращается внимание на выразительность движения, то старшие классы являются качественно новой ступенью обучения. Здесь суммируются приобретенные детьми за пять лет все знания и навыки, необходимые для изучения наиболее сложных движений классического танца в их законченной профессиональной форме
Программа последних трех лет обучения насыщена труднейшими движениями во всех разделах обучения. В экзерсисе на середине изучаются все виды grand fouette и grand fouette en tournant, renverse, сложные сочетания tours lent. Усложняются все виды вращения: увеличивается количество туров в больших позах, вводятся комбинированные вращения по диагонали и кругу, убыстряется темп вращений. Необычайно насыщен раздел allegro—это grand jete и grand jete en tournant, jete entrelace, saut de basque, grand cabriole, grand fouette en tournant и другие. Пальцевая техника разнообразна, она включает уже все труднейшие движения классического танца.
Повышение эффективности и результативности урока связано, во-первых, с построением каждого из его разделов — экзерсиса у станка, экзерсиса на середине, allegro, экзерсиса на пальцах; во-вторых, с умением методически правильно создавать учебные комбинации.
1.2. Построение экзерсиса в развитии.
Одни (эта традиция идет от Блазиса, и к ним принадлежала Ваганова А.Я.) считают, что начинать экзерсис у станка надо с plie. Другие педагоги начинают урок с battement tendu, так делал, в частности, известный педагог Н. Легат.
На современном этапе урок начинается с demi-plie и grand plie, они сочетаются с различными видами port de bras. Это большая по длительности комбинация (музыкальный размер — 3/4). Важно включить в работу одновременно ноги, руки, мышцы спины и весь корпус.
Большое внимание следует уделить тщательной и основательной проработке battement tendu и battement движениям, вырабатывающим силу ног, эластичность стопы, закрепляющим правильность положения V позиции ног. Battement tendu дается в сочетании с battements jetеs. Чаще всего комбинация заканчивается flic-flac en tournant.
Все выполненные упражнения подготавливают мышечный аппарат к дальнейшей работе в экзерсисе, у станка и на середине, к проработке rond de jambe par terre и grand rond de jambe jetе. Продолжением rond de jambe par terre является port de bras с работой корпуса во всех позах на 90°. Здесь в спокойном темпе проверяется и закрепляется правильное, выворотное положение бедра при поднятии ноги на 90° во всех направлениях, в сочетании с различными перегибами корпуса.
Следующее движение, battement fondu, связано с проработкой одного из основных приемов классического танца—plie-relevе. От правильного исполнения его зависят устойчивость во всех позах и положениях в adagio, вращении, пальцевой технике, качество прыжка. Battement fondu хорошо сочетать с battement frappe, меняя темп на быстрый. В battement fгарре важно проследить за абсолютной дотянутостью стопы и резким характером выполнения движения. Неожиданные повороты корпуса в этом упражнении развивают ловкость и координацию.
В rond de jambe en l'air следует хорошо отработать быстрый double rond de jambe, поэтому от спокойного темпа желательно постепенно переходить на быстрый. В этой же комбинации дается rond de jambe en l'air на 90°.
Double battement ггарре сочетается с petit battement, battement battu. Движение окрашивается поворотами корпуса в маленькие или большие позы и вращением. В adagio помимо dеveloppе, grand rond de jambe отрабатываются все виды fouettе, pirouettes с различных приемов и из позы в позу, dеveloppе tombе, flic-flac en tournant в большую позу.
Последнее движение экзерсиса у станка — grand battement, в котором важно добиваться легкого и быстрого броска ноги вверх. Сложные движения в старших классах требуют иной координации движений, чем в младших и средних. Начиная с battement tendu даются различные переводы рук, повороты корпуса. Часто движения завершаются не в V позицию, а в позы.
В конце экзерсиса у станка полезно дать комплекс разнообразных растяжек для развития шага и выворотности. Темп экзерсиса у станка должен быть предельно спокойным. Важно проработать каждое движение, закрепить пройденное, постоянно стремиться и добиваться выворотности и абсолютной правильности исполнения движений. Спокойный темп дает возможность достичь этого.
Но строить весь экзерсис в медленном темпе нельзя. Помимо чередования медленного и быстрого темпов, полезно выполнить комбинацию сначала в медленном, а затем повторить ее в быстром темпе.
Не рекомендуется во время экзерсиса у станка делать большие паузы между упражнениями. Необходимо помнить, что одна из задач экзерсиса — это выработка силы мышц и выносливости. В экзерсисе на середине сохраняется традиционность его построения. Маленькое adagio — это первая комбинация, выполняемая на середине зала. Учащиеся должны проверить свою устойчивость без опоры, особенно в движениях с переходом с одной ноги на другую, подготовить себя к выполнению других, более сложных движений.
Маленького adagio сочетается с battement tendu и вращением. Battement fondu исполняется в больших позах, с поворота ми и включением tours в больших позах с plie-relevе, выполняемых несколько раз подряд. Это вырабатывает хорошую устойчивость.
В старших классах много внимания уделяется отработке вращения. В экзерсисе и adagio на середине зала туры в больших позах и sur le cou-de-pied могут быть исполнены не только с preparation в основных позициях (II, IV и V), но и с различных приемов: с шага на полупальцы, с tombe, с coupe и из любой большой позы.
В adagio вставляются туры с глубокого plie в большие позы. Пируэты en dehors и en dedans вводятся в комбинации fondu, rond de jambe en 1'air, petit battement и т.п.
Вращение требует ежедневной тренировки. И в то же время перенасыщенность урока вращением может не дать нужного результата. Эффективности следует добиваться не столько количеством отдельных движений, сколько качеством их исполнения, то есть настойчиво добиваться академически правильной, красивой формы вращения.
В grand battement важно добиться скорости, легкости выброса ноги вверх, учитывая, что в старших классах он исполняется на полупальцах и с включением работы корпуса. Обычно grand battement сочетается с такими виртуозными движениями, как grand fouettе en tournant в различные позы, сложное вращение, прыжки, танцевальные переходы.
Большое adagio в старших классах — это маленький танцевальный этюд. Обычно его длительность — 32 такта, при музыкальном размере 3/4. Adagio включает в себя наибольшее количество сложных движений и требует от учеников стабильной устойчивости, выносливости, музыкальности, артистизма.
Глава 2. Движения, способствующие развитию профессиональных данных учащихся.
2.1. Эволюция классического танца.
Выворотность необходима классическому танцу не только для того, чтобы увеличить диапазон реально возможных движений, но и для того, чтобы эти движения систематизировать. «...с самого начала занятий классическим танцем учащиеся исполняют упражнения, чтобы обрести вывороченность, или, как говорят в балете, выворотность, чтобы увеличить ее даже там, где она от природы больше обычной»1.
Если выворотное положение ног признается за нормальное и исходное, появляется возможность точно определить сами движения и исходные положения для них. Уже при Бошане установились исходные позиции ног. О Бошане мы можем сказать мало, это «...почти легендарный балетмейстер»2. Сведения о нем, первом теоретике французского театрального танца, достаточно скудны. Никаких печатных трудов Бошан не оставил, а если и сохранились где-нибудь его рукописи — они не обнаружены. Тем не менее, предание называет его творцом нового подхода к осознанию танцевального движения, давшего возможность по-новому и записывать его. Депрео говорит: «Бошан сумел первый расчленить темпы»3. Это расчленение танцевальных па на темпы и лежит в основе системы записи танца, возникшей в конце XVII века. Может быть, можно провести параллели эпох и определить разницу в восприятии движения — ранессансное аналитическое и барочное синтетическое восприятие. У Карозо и Негри танцевальная фраза гальярды — целое, которое дробится и украшается. У Бошана — отдельные темпы сливаются в общий поток движения.
Следует заметить, что опубликованная система записи учителем танцев и балетным танцовщиком Фейе и под его именем и продолжает жить до сих пор. Однако авторство его оспаривается и в прошлом и в настоящем. Еще в 1671 году Бошан и Фейе судились; Фейе оспаривал у Бошана первенство на изобретение записи танца. Дошло до «.процесса между обоими танцовщиками и парламент, познакомившись с делом, решил его в пользу Бошана.»4.
Из всех сведений следует вынести, что нашел новый прием записи танца все-таки Бошан, положивший основу современной эре классического танца тем, что ему удалось расчленить танцевальные движения и снова сложить па в определенной системе. Но, вероятно, свою «хореографию» он не разработал, а может быть, и ровно ничего не сделал, чтобы ее зафиксировать.
Если начать с того, что пять позиций ног «выявлены» и сформированы Бошаном, мы сразу же натыкаемся на теоретический подход, явно говорящий о желании подвести твердое основание под всю систему академического танца. С носком, обращенным наружу — а это требует выворотности,— ноги танцовщика находятся в одной из пяти позиций.
Ориентация на эти основные позиции всех остальных движений позволяет систематизировать все мыслимые движения, которые ноги могут совершить.
Выворотность особенно заметна, когда танцовщик или танцовщица опирается на всю ступню. Но в классическом танце это не самое частое положение, танцующие нередко опираются лишь на носок, приподымая пятку, подымаясь, как говорят в балете, на полупальцы и даже на высокие полупальцы. А танцовщица даже подымается на пальцы и танцует на пальцах, или, как говорили в старину, на пуантах, Именно такой танец занимает в балете самое большое и самое важное место, и часто, чтобы объяснить, что такое классический танец, так и говорят: это танец на пальцах.
Но это не верно. Танец на пальцах — только одна из важных на сегодня частей классического танца, и возник он всего только полтораста лет назад в романтическом балете. Там он позволил придать воздушность, невесомость, устремленность ввысь сверхъестественным существам и героиням с особо возвышенными душами. Но одновременно танец на пальцах сделал возможным и куда более сложные движения на земле. Это, прежде всего разные виды поворотов и вращений, которые на кончиках пальцев совершить удобнее и легче, чем стоя на всей ступне. Опора танцовщицы на пальцы не только придала ей определенную характеристику, но и расширила диапазон ее движений, и это повысило универсальность классического танца.
2.2. Основные составляющие классического танца.
2.2.1. Ар1отb.
В танцевальном искусстве aplomb называют способность танцовщика двигаться на сцене уверенно и точно, не теряя равновесия. В буквальном переводе это понятие означает отвесное положение, отвес, в танце — устойчивость, которая позволяет танцовщику действовать не только технически совершенно, но и художественно целесообразно, музыкально. Ар1оmb- (апломб, франц.—равновесие, самоуверенность), 1) Уверенная, свободная манера исполнения. 2) Умение сохранять в равновесии все части тела.
Приобрести aplomb, значит овладеть устойчивостью в танцах. Правильно поставленный корпус является основой для всякого pas.
Вырабатывать aplomb начинают у палки: во время экзерсиса корпус должен держаться прямо на ноге так, чтобы в любой момент можно было отпустить руку, которой держишься за палку, не потеряв равновесия. Это послужит задатком правильного исполнения экзерсиса и на середине зала. Ступня ноги, стоящей на полу, не должна опираться на большой палец, а вес тела должен равномерно распределяться по всей ее поверхности. Корпус, который не стоит прямо на ноге, а наклоняется к палке, не вырабатывает aplomb. По мере того как aplomb совершенствуется, движения проходятся на полупальцах и на пальцах.
Важнейшей предпосылкой свободного владения телом в танце педагог Ваганова А.Я. считала крепкую постановку корпуса. От начальных рlie, которые она рекомендует изучать обязательно с I позиции, более трудной для начинающих, но зато приучающей к собранности корпуса, ее усилия были направлены на выработку aplomb. В дальнейшем aplomb становится фундаментом для туров и сложных прыжков в allegro.
Когда экзерсис делается на полупальцах на середине, устойчивости содействует правильное положение рук. Если руки не соблюдают этого положения, сохранять aplomb очень трудно. Рука, повисшая в верхней своей части, не дает возможности удержать устойчивость. Сказать, что учащийся вполне развил свой aplomb, можно лишь тогда, когда он настолько овладеет корпусом, что умеет, стоя на одной ноге, длительно выдерживать одну позу.
Это приобретается в том случае, если учащийся поймет и почувствует ту колоссальную роль, которую играет в aplomb э спина. Стержень устойчивости — позвоночник. На мой взгляд, надо рядом самонаблюдений за ощущениями мускулатуры в области спины при различных движениях научиться его ощущать и овладеть им. Когда учащийся сумеет его почувствовать и захватить мускулатурой в области поясницы, то можно уловить этот стержень. Тогда учащийся смело может браться за трудности танцевального искусства, хотя бы большие полеты на одну ногу (grand jete, cabriole), для исполнения которых необходима правильная манера держать спину.
Известные балетные педагоги Костровицкая В.С. и Писарев А.А. утверждают, что устойчивость—один из основных элементов классического танца. Таким образом, положение фигуры в позах и упражнениях на всей ступне, на полупальцах и пальцах, на двух и на одной ноге должно быть уверенное, устойчивое, без смещения опорной ноги и подскоков на ней.
Далее они продолжают, что «.сохранить длительную устойчивость на полупальцах и пальцах на одной ноге в зафиксированной позе трудно. Еще труднее не потерять устойчивость позы после большого прыжка и приземления на одну ногу, после прыжка с вращением в воздухе, а также в турах и пируэтах.
Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит посередине головы и корпуса и заканчивается на подушечке опорной ноги, когда стоишь на полупальцах, и на пятке, когда стоишь на всей ступне.
В тех случаях, когда корпус наклоняется вперед, перегибается назад или в сторону, равновесие удерживается благодаря правильному положению центра тяжести, а также с помощью хорошо подтянутых бедер и спины. Сохранению устойчивости на опорной ноге способствует также закрепленное в выворотном положении бедро работающей ноги и выворотность опорной»5.
2.2.2. Allegro.
Необходимо заметить, что прыжки — самая трудная часть урока. Все, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.
Прыжок зависит от силы мускулатуры ног, эластичности и крепости связок ступни и коленей, развитого ахиллова сухожилия, крепости пальцев ног и в особенности от силы бедра. Самое же главное — уметь в момент отталкивания от пола с plie сохранить одновременность броска работающей ноги и толчка опорной, подтянуть корпус (что способствует увеличению прыжка), оказать помощь руками и ощутить собранность всего тела перед прыжком, в момент прыжка и в его заключении на demi-рlie.
В первом классе, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса, выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается работа над прыжками.
Лицом к палке разучиваются прыжки на I, II, и V позициях (temps leve). Далее следуют changement de pieds, echappe, assemble, jete и т. д. Каждый новый прыжок изучается лицом к палке не более двух недель, затем он исполняется на середине зала.
Во всех классах первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенным; несложные большие прыжки комбинируются с маленькими.
Дальше следуют технически трудные большие прыжки: saut de basque, cabriole и т. д. (в старших мужских классах они усложняются заносками, двойными поворотами и tours в воздухе). Затем исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.
Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса и, естественно, должен быть различным в младших, средних и старших классах. Все новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения.
Темп, установленный для каждой прыжковой комбинации, сохраняется до конца фразы, даже если комбинация состоит из маленьких и больших разнородных прыжков. Значительную роль играет здесь музыкальное оформление, в котором музыкальный рисунок должен подчеркивать различный характер прыжков.
2.2.3. Движения на пальцах.
Здесь необходимо подчеркнуть, что танцем на пальцах называется, строго говоря, танец на концах всех пальцев при вытянутом подъеме. Но пальцы бывают очень различны и зависят от сложения ноги танцовщицы. Удобнее всего для танца на пальцах нога с ровными, как бы «обрубленными» пальцами, невысоким подъемом и плотной крепкой щиколоткой. Нога же, которую мы считаем красивой, с высоким подъемом, хорошо схваченной и тонкой щиколоткой, с правильно сгруппированными пальцами, затрудняет движения на пальцах, особенно прыжки на пальцах, которые теперь широко применяются. Если такой ноге и не удается стать на все пальцы, как предписывают правила танца, ей все же можно помочь, старательно увеличивая выворотность.
Для начинающего трудно сразу встать на пальцы с прыжка, например, прыжком подняться в V позицию на пальцах. Казалось бы, легче пробежать и стать на пальцы на одну ногу-это легко дается, но это нецелесообразно, так как сначала надо тщательно выучиться правильно вставать на обе ноги на пальцы, чтобы вполне закрепить связки ступни; случайно избранный подход к движению только собьет ученицу с правильного приема.
Для приступающих к занятиям первоначальное изучение танца на пальцах нужно начинать у палки. Стать лицом к палке, положить на нее руки, соединить кисти вместе и подниматься на пальцы на всех позициях, отталкиваясь от пола пятками перед началом движения, но ни в коем случае, пока для этого не окрепнут достаточно связки ступни, не делать прыжка при подъеме на пальцы.
Танец на пальцах является одним из главных компонентов сольного и дуэтного женского танца. Его легкость, пластичность, динамика и выразительность необходимы танцовщице.
Движения на пальцах вводятся тогда, когда ноги (и в особенности ступни) достаточно укреплены экзерсисом у палки и на середине зала.
Чтобы правильно и устойчиво стоять на пальцах, необходимо подготовить ноги упражнениями на полупальцах (releve в I, II, V и IV позициях), что должно быть сделано в первую половину учебного года в первом классе.
При положении ноги на выворотных полупальцах (пятка вперед) упор ноги и тяжесть тела следует равномерно распределять на все пять пальцев: не должно быть наклона ступни на сустав одного большого пальца.
Положение ноги, стоящей на носке (на пальцах), также требует полной выворотности: упор делается на первой, второй и третий пальцы или на первый и второй, в зависимости от строения ноги (длины пальцев). Чрезмерно удлиненный первый палец и короткие остальные затрудняют работу на пальцах, но это вовсе не является отрицательным показателем для занятий классическим танцем при наличии общих хороших данных.
В первом классе в середине учебного года проделываются простейшие упражнения на пальцах на двух ногах; releve в I, II и V позициях лицом к палке (не более трех-четырех уроков); затем releve на пальцах переносится на середину зала; далее изучается echappe, glissade, pas de bourree с переменой ног в том виде, в каком оно делается на полупальцах и pas de bourree suivi в I и V позиции (мелкий бег на пальцах).
2.3. Основные элементы.
Еще раз отметим, что женский классический танец как универсальная танцевальная система, в которой различают несколько основных групп движений держится на трех основных элементах — выворотность, пальцы и aplomb, прыжок.
Таким образом, классификация собственно движений исходит, прежде всего, из движений ног. Первую и важнейшую группу тут составляют движения ног самих по себе. Движения эти приобретают особенно заметный характер, совершаясь в коленном и тазобедренном суставе. Прежде всего, так создаются разные приседания, играющие в классическом танце важнейшую роль. Приседания обозначаются по-французски словом «плие» — от французского глагола plier — сгибать. Движения в тазобедренном суставе образуют и целую группу отведений ноги, именуемых батманами —- от французского battement, что означает биение, удар. В сущности, вся эта группа движений ног самих по себе, то есть плие и батманы, составляет самую основу танца или, точнее сказать, уже создает возможность танца, поскольку образует завершенную систему.
Другие группы движений прибавляются к этой основной, используя уже имеющиеся в ней элементы. Это, прежде всего группа поворотов и вращений в огромном числе разновидностей, затем группа прыжков разных видов и связанных с прыжками движений ног, так называемых заносок, и, наконец, группа поворотов и вращений в воздухе, то есть различные сочетания прыжковых и вращательных движений. В каждой из четырех основных групп движений — отведений ног, вращений, прыжков и вращений в воздухе — мы находим великое множество
конкретно обозначаемых движений, и все эти движения в совокупности — главный строительный материал, из которого складывается балет.
Необходимо подчеркнуть, что танец состоит не только из движений, но и из неподвижных положений, или, как говорят в балете, позиций или поз. Мы уже знакомы с позициями ног. Позиции рук не столь четко регламентированы, чтобы стать общепринятыми.
Известный педагог Ваганова А.Я. предложила считать, что существуют три основные позиции рук, не считая подготовительной, когда руки опущены вниз и чуть закруглены в локтях, располагаясь в таком виде перед корпусом. В первой позиции они в таком же округленном виде подняты перед корпусом на уровне диафрагмы, во второй — раскрыты в стороны, чуть ниже плеч, и в третьей — подняты в несколько округленном виде вверх, тоже несколько впереди корпуса. Движения рук, именуемые port de bras, состоят как бы в перемещении их из одной позиции в другую, что тоже позволяет достаточно точно их определить.
Различают не только положения ног и рук, но и взаимоотношения корпуса с головой, руками и ногами. Тут наряду с фронтальным расположением en face как два основных рассматриваются скрещенное croise и развернутое effacee положения. Точно так же различаются движения, совершаемые вовнутрь en dedans и наружу en dehors. Различаются соответственно и движения, совершаемые вперед и назад, и точно так же с левой ноги и с правой ноги. Эта сквозная систематизация касается по существу всех положений и всех движений классического танца. При этом выделены определенные типы поз, как, например, аттитюд — положение танцовщицы на одной (опорной) ноге с другой, поднятой не менее чем на 90° и согнутой в колене, и арабеск, в котором, в отличие от аттитюда, поднятая («работающая») нога вытянута.
Глава 3. Вспомогательные упражнения для развития профессиональных данных.
3.1. Методические указания для вспомогательных упражнений.
Известно, что опорой тела является скелет и его суставно-связочный аппарат, при помощи которого человек двигается в пространстве. Если этот аппарат окажется недостаточно гибок, тело танцовщика в его движении будет стесненным, маловыразительным. Трудно и ограниченно гнущаяся спина не может дать глубокого, упруго-эластичного перегиба корпуса, например, при выполнении некоторых форм port de bras, arabesque, renversе и т.д. Не свободные в своем движении плечо, локоть, запястье и пальцы вносят в танец скованность. Недостаточно открытое бедро лишает движение ног свободного, выворотного и высокого шага. Малая гибкость колена и стопы также затрудняет движение ног, например при выполнении и особенно прыжков.
Таким образом, ограниченная и пластически не свободная гибкость тела танцовщика привнесет в танец элементы жесткости и корявости, не гармонирующие с понятием «классический».
Гибкость будущего танцовщика во многом зависит от природных данных, которые, конечно, следует развивать, укреплять и совершенствовать не только на основе технических, но и пластических норм классического танца. Например, акробатическая гибкость корпуса, шаг типа «шпагат», выворотность «лежачей лягушки», чрезмерное прогибание запястья, пальцев, колена и стопы не могут быть приняты на вооружение исполнительской техники классического танца. Гротесковость и эксцентричность движения в классическом танце — элементы сценические, и привносятся они балетмейстером.
На мой взгляд, в классическом танце необходима гибкость, идущая от естественного чувства движения. Мне кажется, не следует растягивать шаг до величины, которую учащийся все равно не сможет активно, легко и музыкально фиксировать в танце. Балетный театр знает великолепных исполнителей классического танца с небольшим шагом, но с большим актерским дарованием, тонким музыкальным вкусом и, наоборот, с огромным шагом и отсутствием чувства танца.
Отрабатывая шаг, необходимо всегда учитывать, что величина его не должна идти за счет уменьшения выворотности бедра. Большой, не выворотный шаг не совершенствует технику движения ног и не обогащает ее пластику. Шаг и выворотность в классическом танце — единое целое. Поэтому стремление ученика поднять невыворотную ногу как можно выше всегда нарушает пластическую стройность и устойчивость движения, особенно позы. Развивать шаг надо не «с задирания» ног, а опираться на те природные возможности, которыми располагает ученик, то есть поднимать выворотную ногу на доступную высоту, постепенно с годами увеличивающуюся от 45° до 90° и выше, в зависимости опять-таки от способностей ученика. Если произойдет обратное, то утвердится расхлябанность и «корявость» в движении ног. Выворотность как бы держит ногу, ведет ее к нужной пространственной точке, дисциплинирует движение и пластически завершает. Поэтому развитие шага надо начинать с укрепления выворотности, а не с высоты поднятой ноги.
Отрабатывая гибкость шеи и спины, следует иметь в виду, что по природе своей наиболее подвижны шейные и поясничные позвонки, наименее — грудные. Но в учебной работе надо стремиться к тому, чтобы учащиеся перегибались назад и в стороны по возможности во всех позвонках. Это придает движению корпуса более совершенные и законченные линии, то есть закругленные, а не угловатые, например, в позе arabesque и т. п. Наклон корпуса вперед выполняется обычно в поясничных и немного в шейных позвонках, иначе спина приобретает сутулость.
Отрабатывая гибкость колена и голеностопа, надо добиваться легкого, свободного и в то же время достаточно сильного (в зависимости от темпа, характера и формы движения) вытягивания и сгибания ног, соблюдая должную выворотность. Недостаточно гибкое колено, особенно щиколотка, «ахилл», подъем, и пальцы мешают свободному движению ног, привносят в него все ту же расхлябанность и пластическую незавершенность.
Ноги в танце несут функцию поступательную, поэтому утверждать правильную пластику их движения более просто. Но все же многое и здесь зависит от гибкости шага, выворотности и умения «управлять» его движением в полной согласованности с действиями головы, рук и корпуса. Во всем этом заключены огромные выразительные возможности, которые могут быть художественно использованы балетмейстером и исполнителем. Гибкость художественная есть искусство, без которого классический танец не может стать подлинно живым и музыкальным.
Основная силовая нагрузка в классическом танце падает на мышцы ног, так как именно они несут тяжесть всего тела и сложную поступательность движения, особенно в больших adagio и прыжках. Исходя из этого, уроки надо составлять и проводить так, чтобы объем мышц развивался, не укрупняя форму ног по отношению к верхней части тела. Некоторых молодых танцовщиков упрекают за то, что у них слабо развит верхний пояс, что это не гармонирует с мощной мускулатурой их ног. На самом же деле надо позаботиться не о развитии массивности мышц корпуса, рук и шеи, а о том, чтобы мышцы ног сохранили свой нормальный объем и стройность пропорций по отношению к верхней части тела, отвечающей нормам фигуры танцовщика, а не тяжелоатлета.
Развивать мышцы верхнего пояса надо дополнительно, при помощи специального комплекса гимнастических упражнений и уроков дуэтного танца—«поддержки». Такой комплекс упражнений должен быть утвержден спортивными специалистами и хореографами с учетом индивидуального подхода к каждому ученику.
Чтобы мышцы учащегося (особенно икроножные и бедренные) сохраняли стройные пропорции и не становились тяжеловесными, надо избегать их чрезмерного, слишком длительного, часто повторяемого и однообразного силового напряжения. Не ломая построения урока и отдельных учебных заданий, надо по возможности чередовать сильное напряжение мышц с более легким, внося тем самым в их работу соответствующее разнообразие и отдых. При этом повторяемость того или иного движения не должна понести ущерба. Преподавателей классического танца часто упрекают в том, что они мало или вовсе не обращают внимания учащихся на функциональную работу мышц, что это ведет к развитию «слепой» и интуитивной техники движения, что необходимо заботиться.
Упрек справедливый, ведь подобные знания позволяют будущему танцовщику лучше понять и, следовательно, почувствовать работу мышц своего двигательного аппарата. В то же время не следует забывать, что если учащиеся не освоят живое чувство позы, ее музыкальное дыхание, то они не сумеют овладеть мастерством своего искусства и им не помогут никакие самые обстоятельные теоретические знания анатомии и физиологии человека.
При подборе к урокам упражнений на силу следует учитывать физическое развитие конкретной группы занимающихся. Чем большей гибкостью обладают занимающиеся, тем большее внимание следует обратить на их силовое развитие. Целесообразно после напряженных упражнений, особенно статического характера, давать упражнения на расслабление в целях улучшения кровообращения и отдыха мышц. Часто при выполнении силовых упражнений наблюдается задержка дыхания. Во избежание этого следует особенно внимательно следить за дыханием, указывая занимающимся моменты вдоха и выдоха.
Вначале надо разучивать движение в темпе, наиболее удобном для занимающихся, добиваясь максимального напряжения мышц. В дальнейшем следует усложнять упражнения за счет замедления темпа. Одновременно с развитием гибкости необходимо пропорционально развивать и мышечную силу.
Подбор упражнений для развития силы и гибкости должен осуществляться с учетом необходимости равномерного воздействия на весь организм в целом и содействовать развитию правильной осанки.
К применению упражнений на растягивание следует подходить с известной осторожностью. При недостаточно разогретых мышцах необходимо избегать упражнений, связанных с резкими движениями и рывками.
3.2. Общеразвивающие комплексы упражнений.
В искусстве хореографии правильной осанке артиста балета всегда придавалось большое значение. Об этом неоднократно говорили многие выдающиеся мастера. И потому процесс обучения классическому танцу, основой которого является классический экзерсис — стройно разработанная система движений, начинается с развития у ребенка правильной осанки, то есть умения сохранять в танцевальных движениях и позах устойчивость тела (апломб). Работа эта, начатая в юном возрасте, продолжается на протяжении всей активной творческой деятельности артиста. В отличие от обычной осанки профессиональная осанка артиста балета (ее можно назвать балетной) формируется в особом режиме: ее главным условием является выворотное положение ног. Как известно, на этой базе строится классический экзерсис и поэтому, педагоги-хореографы постоянно ищут приемы, облегчающие их воспитанникам освоение его основ. Так, в практику преподавания урока классического танца стал вводиться так называемый «разогрев» или «разминка» в виде гимнастических упражнений, проводимых перед уроком.
Следует отметить, что в Московском хореографическом училище педагоги Е. Сергиевская, Л. Рафаилова, Е. Лапчинская применяли упражнения для улучшения выворотности ног, гибкости корпуса, легкости прыжка и др.
Так же большое значение придает гимнастическим упражнениям для разработки двигательных функций и С. Головкина, по инициативе которой в столичной школе введены уроки гимнастики.
Среди принятых в хореографические училища детей, имеющих хорошие данные, встречаются и такие, в телосложении которых наблюдаются некоторые нежелательные отклонения — сутулость, большой прогиб в пояснице, асимметрия лопаток, а также иксоооразные и О- образные ноги, плоскостопие. В то же время они обладают сценичной внешностью, художественно одарены, наделены артистизмом и музыкальностью.
Многолетние наблюдения специалистов за учащимися разных национальностей и возрастных групп в процессе их занятий классическим танцем показали, что если применять в занятиях с ними коррегирующие упражнения, то можно добиться исправления дефектов в осанке, то есть сбалансировать мышцы тела, удлинив укороченные и укрепив растянутые.
Используя данные литературы по анатомии и физиологии детей, привлекая приемы лечебной гимнастики, открытия биомеханики, в данном исследовании я предложила систему упражнений, которые можно применять на уроке классического танца как вспомогательные — способствующие развитию у будущего артиста профессиональных данных и корректированию недостатков природной осанки ребенка.
Следует заметить, что в задачи подготовительных упражнений входит организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все их усилия на физическую нагрузку, подготовить мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса; в индивидуальном порядке исправлять имеющиеся недостатки в осанке.
Дети располагаются на полу на расстоянии вытянутых рук и ног.
Упражнения выполняются в положении, разгружающем позвоночник: лежа на спине и животе при выпрямленных ногах, а также сидя с вытянутыми ногами вперед и стоя на коленях. Упражнения повторяются сначала 2—4, затем 8—16 раз.
Активные упражнения выполняются учениками на полу самостоятельно, без приложения дополнительных внешних усилий. Активно-пассивные упражнения делаются с помощью другого человека или при упоре. Во время упражнений на расслабление в положении лежа ученики отдыхают. Активно-пассивные упражнения на полу освобождают учащихся от той дополнительной работы, как физической, так и нервной, которую испытывает человек в вертикальном положении, А упражнения на расслабление, которые чередуются с упражнениями на нагрузку, дают детям некоторый отдых. Поэтому активно-пассивные и активные упражнения на полу создают максимум условий для сосредоточения внимания ребенка на мышечных ощущениях и учат сознательно управлять мышцами. Упражнения на полу позволяют с наименьшей затратой энергии достичь сразу три цели: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующему высокого физического напряжения. Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.
3.2.1. Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Для обучения детей сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Упражнения выполняются лежа на спине, руки свободно лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги свободно вытянуты, пятки вместе, все мышцы тела расслаблены. Выполняя упражнение, дети должны ощутить напряжение тех или иных мышц, затем следует полное расслабление мышц, которое также необходимо ощутить. Дыхание свободное. Правильность выполнения упражнений контролируется педагогом путем проверки степени упругости мышц. Упражнения повторяются 2—4 и затем 4—16 раз.
Упражнение 1. Исходное положение: расслабленное положение лежа на спине. Исполнение: на четыре счета надо вытянуть ноги и пальцы ног; напрячь все мышцы тела, затем на четыре счета полностью расслабиться.
Упражнение 2. Исходное положение: такое же, как в упражнении 1. Исполнение: на счет раз-два, медленно вытягивая пальцы ног (невыворотно), напрячь мышцы ног. При свободно лежащем корпусе, голове и руках напрячь мышцы ног. На счет три-четыре поднять как можно выше носки вверх (сократить подъем, чуть отделить пятки от пола). При этом все внимание сконцентрировать на мышечном чувстве другой группы мышц, особенно подколенных и голеностопных.
Это упражнение, кроме того, способствует растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляет все группы мышц ног, приучает к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы.
3.2.2. Упражнения на улучшение выворотности ног.
Для улучшения профессиональных данных подобраны упражнения, выполнение которых способствует разработке двигательных функций, необходимых для занятий искусством хореографии.
Научив детей активно напрягать и расслаблять мышцы ног, можно перейти к комплексу упражнений, развивающих выворотность ног. Упражнения делаются ритмично, темп движений первоначально медленный с последующим ускорением. После каждого упражнения расслабиться на 5—10 секунд, ощущая полное расслабление мышц. Упражнения повторяются сначала 2—4 раза, а затем их количество увеличивается до 4—16 раз.
Упражнение 3 (активное). Исходное положение: то же самое, что и в 1 упражнении. Исполнение: на счет раз-два медленно, вытягивая пальцы ног, напрячь мышцы ног. При свободно лежащем корпусе напрячь только мышцы ног. На счет три-четыре, напрягая и сокращая ягодичные мышцы, повернуть бедра, голени и стопы внутренней стороной наружу так, чтобы пятки подошвенной стороной коснулись друг друга, а мизинцы — пола. Поворот в тазобедренном суставе производится мышцами-супинаторами. Мышцы-супинаторы, сокращаясь, растягиваются. Ощутить работу этих мышц.
Это упражнение, укрепляя мышцы ног, способствует выработке их выворотности.
Упражнение 4. Исходное положение: то же самое, что и для упражнений 1 или сидя. Исполнение: на счет раз-два, сразу вытянув ноги, развернуть их внутренней стороной наружу (выворотно), а пятками (подошвенной стороной) прикоснуться друг к другу, мизинцы должны коснуться пола (мышцы напрягаются) так же, как в упражнении 1. На счет три-четыре сократить подъемы ног так, чтобы пятки коснулись друг друга и вместе с подошвами и носками образовали прямую линию, а мизинцы коснулись пола, то есть должна получиться I позиция. Ноги в коленях выпрямлены. Ощутить сокращение мышц-супинаторов, расслабить мышцы-пронаторы.
Это упражнение, укрепляя мышцы ног, способствует выработке их выворотности, растяжению ахиллова сухожилия.
Упражнение 5. Исходное положение: лежа на спине, развернуть ноги внутренней стороной наружу (выворотно). Исполнение: медленно поднимать то одну, то другую или обе ноги вверх, то вытягивая, то сокращая их в первую позицию.
На два такта по 4/4 вверх, на два такта по 4/4 вниз.
Это упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, способствует выработке выворотности ног, а также исправляет недостатки осанки.
Упражнение 6. Исходное положение: сесть на пол, согнув ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить пальцы ног руками. Исполнение: на счет раз-два-три-четыре медленно наклониться вниз; распрямляя ноги, прижаться головой к ногам, сохраняя первую позицию ног. На раз-два-три-четыре вернуться в исходное положение.
Это упражнение способствует выработке выворотности и подвижности голени в коленном суставе, а также растягивает и укрепляет мышцы спины, особенно поясницы.
Упражнение 7. "Лягушка" (активное). Исходное положение: лежа на спине согнуть колени и соединить стопы. Исполнение: на счет раз-два-три-четыре раскрыть ноги, стараясь достать коленями пол, на пять-шесть зафиксировать положение. Мышцы полностью расслабить. На счет семь-восемь вернуться в исходное положение.
Тяжести ног вполне достаточно, чтобы при ежедневных упражнениях в течение двух-трех месяцев увеличить степень выворотности в тазобедренном суставе. Упражнение "Лягушка" можно делать и в положении лежа на животе.
Упражнение 8 (активное). Исходное положение: сесть по-турецки, стараясь достать коленями пол, руки положить на затылок, выпрямить позвоночник. Исполнение: на счет раз-два-три-четыре наклониться вперед, опуская локти и голову вниз, коснуться локтями пола, стараться, чтобы спина была прямая, или, наклоняясь вниз, вытянуть руки вперед, голову слегка приподнять. На счет раз-два-три-четыре вернуться в исходное положение.
Это упражнение способствует выработке выворотности в тазобедренном суставе, растягивает мышцы и связки спины, особенно поясничного отдела позвоночника.
При выполнении этих упражнений недопустимы никакие внешние давления, так как они легко могут повлечь за собой травму.
3.2.3. Упражнения на исправление осанки.
При исправлении отклонений в осанке я исходила из существующего в медицине понимания нормальной (или физиологической) осанки, которую оценивают в комплексе — и как строение корпуса, и как строение ног вместе со стопами.
В анатомическом отношении осанка рассматривается в трех плоскостях, проходящих через общий центр тяжести тела человека: поперечной (горизонтальной), делящей тело на верхнюю и нижнюю половины; продольной (сагиттальной), делящей тело на две симметричные части — правую и левую; и передне-задней (фронтальной), делящей тело на переднюю и заднюю части.
Основой осанки является позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (вперед), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцово-копчиковый (назад). При нормальной осанке кривизна позвоночника выражена умеренно. Направление линий позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространства между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы. В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.
Вспомогательные коррегирующие упражнения выполняются, лежа на спине и животе, сидя, стоя на коленях, стоя в полный рост. Упражнения, которые исполняются лежа на полу, разгружают позвоночник от той дополнительной нагрузки, которую он испытывает, когда человек находится в вертикальном положении. В этих упражнениях дети приучаются сосредоточивать внимание на суставно-мышечных ощущениях и сознательно управлять мышцами путем сокращения одних и расслабления других; осваивают также правила полного расслабления тела. Этими упражнениями улучшается гибкость суставов, эластичность мышц и связок, увеличивается сила мышц.
В экзерсисе у станка и на середине зала при формировании профессиональной балетной осанки особо обращается внимание на расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу, то есть на постановку корпуса, ног, рук, головы.
Для правильной осанки важное значение имеет положение корпуса относительно ног: таз находится точно в центре сагиттальной и фронтальной плоскостей тела, нельзя отклоняться ни вперед, ни назад, ни в стороны. Ключицы расправлены. Шейно-плечевые линии симметричны, лопатки прилегают к спине и их углы слегка оттянуты вниз и не выступают. Голова держится прямо, шея не напряжена.
Педагог на уроке обязан постоянно контролировать правильность осанки и обращать особое внимание на тех учащихся, у которых имеются отклонения. Работа над постановкой осанки с такими детьми проводится первоначально при неполной выворотности ног (90°—120°).
При асимметрии лопаток, когда одно плечо выше другого, дети обычно наклоняются в сторону опущенного плеча, туда же смещается и таз. В таких случаях необходимо выровнять шейно-плечевые линии так, чтобы лопатки приняли симметричное положение, то есть растянуть мышцы талии со стороны опущенного плеча.
У детей с увеличенным прогибом в пояснице (седлообразной спине или лордозе) имеется тенденция наклона груди вперед, смещения таза назад и увеличения угла его наклона. В этом случае, прежде всего, необходимо выровнять линию бедра и таза. Для этого следует растянуть связки тазобедренного сустава и мышцы поясницы. Закреплять это положение следует с помощью напряжения ягодичных мышц и мышц живота.
Дети сутулые (с кифозом) обычно отклоняют верхнюю часть корпуса от станка, а тазобедренную, наоборот, приближают к станку. Необходимо грудь приподнять и «подать» несколько вперед, а тазобедренную часть — слегка назад, растягивая мышцы груди, расправлять ключицы, слегка оттягивать лопатки к пояснице, а позвоночник вытягивать вверх.
При асимметрии лопаток, незначительном сколиозе применяются упражнения для устранения бокового смещения оси позвоночника, нормализации положения головы и лопаток, и упражнения, которые укрепляют мышцы спины, прилегающие к лопаткам, и силу мышц живота, особенно косых. Обращается внимание на соблюдение симметрии шейно-плечевых линий, за сохранением серединного положения головы и за выпрямлением позвоночника.
Когда имеет место седлообразная спина (лордоз), полезны упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, растягивание мышц и связок тазобедренных суставов, мышц и связок спины, особенно поясничного отдела.
При сутулости (кифозе) необходимо уменьшить грудной прогиб позвоночника назад. Для этого используются упражнения на укрепление глубоких мышц спины, растягивание и укрепление передних мышц и связок грудного отдела позвоночника и живота, укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении. Особенно полезны упражнения на гибкость корпуса назад в грудном отделе позвоночник.
При выполнении упражнений следить за сохранением срединного положения головы, позвоночника, за симметрией шейно-надплечных линий.
При асимметрии лопаток следует укреплять мышцы спины и особенно мышцы, прилегающие к лопаткам. Полезны упражнения, способствующие укреплению силы мышц живота, особенно косых.
Во всех случаях после асимметричных упражнений, направленных на исправление недостатков осанки, следует выполнять симметричные упражнения для закрепления правильной позы тела (осанки) и запоминания ее.
Следует заметить, что упражнения по исправлению недостатков осанки выполняются с соблюдением общих правил.
При сутулости (кифозе) можно уменьшить грудной прогиб позвоночника при помощи упражнений на укрепление глубоких мышц спины, растягивание и укрепление передних связок грудного отдела позвоночника, укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, укрепление мышц, увеличивающих наклон тела вперед.
Упражнение 9. Исходное положение: лечь на пол на живот, ноги выпрямлены, стопы вытянуты. Руки, согнутые в локтевых суставах, расположены впереди груди ладонями вниз. Исполнение: на счет раз-два, отжимаясь руками от пола, приподнять корпус, стараясь сильно прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника. На счет три-четыре зафиксировать это положение. Голову слегка запрокинуть назад. На счет раз-два-три-четыре вернуться в исходное положение. Выполнять лежа на животе, стоя на коленях, а также стоя на двух ногах.
Упражнение 10. Исходное положение: лечь на живот, ноги в 1 -й позиции, руки на затылке. Исполнение: на счет раз-два-три-четыре медленно поднять грудь, сильно прогнуться под лопатками, сократив Мышцы спины. На счет раз-два-три-четыре вернуться в исходное положение.
Упражнение исполняется с помощником, который удерживает стопы в I позиции.
Упражнение 11. Исходное положение: лечь на живот, руки расположены вдоль тела. Исполнение: на счет раз-два-три-четыре согнуть ноги в коленях, руки горизонтально раскрыты в стороны. Приподнять грудь. Стараться как можно больше прогнуться в грудном отделе позвоночника и в пояснице, образовав полукольцо, напрячь мышцы. На счет раз-два-три-четыре вернуться в исходное положение.
Упражнение 12. "Лодочка" (активное). Исходное положение: лечь на живот, ноги выпрямлены и вытянуты в коленях и стопах, руки протянуты вперед. Исполнение: на счет раз-два-три-четыре приподнять грудь и ноги, максимально прогнуться в грудном отделе позвоночника и пояснице. Напрячь мышцы спины. На счет раз-два-три-четыре вернуться в исходное положение.
Упражнение 13. Исходное положение: встать на колени, корпус и голову держать прямо, руки опустить вниз. Исполнение: на счет раз-два поднять руки вверх, на счет три-четыре прогнуться назад, на счет раз-два делать попытку достать руками ступни ног, на счет три-четыре поднять корпус. На счет раз-два сесть на колени, согнув корпус, грудь прижать к коленям, руки отвести как можно дальше назад, на счет три-четыре зафиксировать корпус. На счет раз-два-три-четыре расслабиться и вернуться в исходное положение.
Упражнений на гибкость корпуса назад много, но необходимо помнить, что во всех упражнениях должна быть правильная дозировка. Преимущество отдается упражнениям на прогибы в грудном отделе.
При седлообразной спине (лордозе) необходимы упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, растягивание мышц-сгибателей и укрепление мышц-разгибателей тазобедренных суставов, растягивание задних связок нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника (растягивание мышц и связок спины, особенно поясничного отдела). Для исправления седлообразной спины (лордоза) рекомендуются следующие упражнения.
Упражнение 14. Исходное положение: лечь на пол, вытянуть ноги, вперед, корпус прямой, руки опущены вниз. Исполнение: на счет раз-два быстро наклонить корпус вниз, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ногам, выпрямив позвоночник. На счет три-четыре зафиксировать такое положение. Медленно поднять корпус, прийти в исходное положение.
Упражнение 15. Исходное положение: сесть на пол, вытянутые ноги раскрыть циркулем в стороны. Исполнение: то же, что и в предыдущем упражнении. На счет раз-два наклонить корпус вниз, стараясь животом и грудью достать пол, руки вытянуть вперед. На счет три-четыре зафиксировать такое положение. Это упражнение способствует также выработке амплитуды балетного шага.
Упражнение 16. Исходное положение: сесть на пол, вытянуть вперед ноги, корпус прямой, руки опущены вниз. Исполнение: согнуть колени, прижать их к груди, на счет раз-два-три-четыре зафиксировать такое положение. На счет раз-два-три-четыре вернуться в исходное положение.
Упражнение 17. Исходное положение: лечь на пол на спину, вытянуть ноги, руки положить вдоль тела. Исполнение: на счет раз-два согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, на счет три-четыре прижать голову к коленям и зафиксировать это положение. На счет раз-два вернуться в исходное положение, на счет три-четыре расслабиться.
Упражнение 18. Исходное положение: лечь на спину, вытянуть ноги, руки вдоль тела ладонями вниз. Исполнение: на счет раз-два поднять одновременно корпус и вытянутые ноги (образовать угол). Руки для равновесия поднять и раскрыть в стороны. На три-четыре положение зафиксировать. На счет раз-два-три-четыре прийти в исходное положение.
Упражнение 19. Исходное положение: сесть на пол, вытянутые ноги развести циркулем в стороны, руки поднять и раскрыть горизонтально на уровне надплечий. Исполнение: на счет раз-два развернуться стороной опущенного плеча к противоположной ноге и наклониться вниз, стараясь достать рукой пальцы вытянутой ноги, на счет три-четыре зафиксировать это положение. На счет раз-два-три-четыре вернуться в исходное положение.
Упражнение 20. Стоя у станка или гимнастической стенки, взяться руками за рейку на уровне плеч. Затем руку, соответствующую стороне искривления (опущенного плеча)
положить на одну перекладину выше другой руки, стараться выровнять линию плеч и лопаток. Сделать глубокое приседание и возвратиться в исходное положение.
Необходимо проследить, чтобы дети не носили тяжести только в одной руке, систематически наблюдать за положением корпуса у них во время занятий в школе, дома. При асимметрии лопаток необходимо запомнить мышечные ощущения правильного положения корпуса и особенно лопаток и надплечий.
Для воспитания навыков правильной осанки немаловажное значение имеет контроль осанки с помощью зеркала. Ученик подходит к зеркалу. Сначала надо ставить его в фас, затем в профиль в привычной ему позе. Педагог указывает на неправильное положения головы, позвоночника, грудной клетки, ног. Разъясняет и показывает, как можно исправить те или иные недостатки вышеописанными упражнениями. Учащийся по памяти (мышечно-суставное чувство) принимает правильную осанку, несколько раз повторяя, запоминает ее.
3.2.4. Упражнения на исправление иксообразных и О—образных ног.
При постановке тела учащихся с иксообразными ногами прежде всего обращается внимание на постановку ног. Обычно дети с иксообразными ногами имеют увеличенный прогиб в пояснице (лордоз). В этих случаях одновременно соблюдаются правила постановки тела при лордозе.
Тем, у кого О-образные ноги при постановке тела в экзерсисе, также требуется выравнивание ног за счет поворота и приближения друг к другу икроножных мышц и коленей. Среди этих детей иногда встречаются сутулые, тогда соблюдаются также правила постановки тела при кифозе.
В иксообразных ногах внутренние связки коленей длиннее, а наружные — короче. У таких детей обычно выворотность больше в коленном суставе, поэтому необходимы упражнения на выработку выворотности ног в тазобедренном суставе. В упражнениях на исправление иксообразных ног важно следить, чтобы бедра плотно не соприкасались и не было бы перенапряжения коленей.
У детей с О-образными ногами в процессе роста ноги могут выровняться в результате тренировок. Упражнения направлены на сближение ног, необходимо добиться, чтобы такое положение стало привычным. Полезны упражнения на растяжение внутренних связок коленей, укрепление мышц бедер, ягодичных мышц.
С иксообразными ногами (вальгусное искривление) все упражнения направлены на растягивание связок в тазобедренном суставе. Упражнения выполняются с чуть расслабленными коленями. Одним из особенно эффективных корригирующих упражнений является упражнение "Циркуль".
Исходное положение: лечь на спину, ноги вытянуть, руки положить вдоль тела. Исполнение: на счет раз-два легко раскрыть ноги в стороны "циркулем", пальцы вытянуть, колени держать чуть присогнутыми, на три-четыре, возвращая ноги в исходное положение, сосредоточить сопротивление на стопе и голени. Вернуться в исходное положение.
При О-образных ногах необходимо растягивать подколенные связки ног. Причем раскрывать ноги следует, начиная со стоп, стараясь как можно дольше удерживать стянутыми бедра и колени ног. Возвращаясь в исходное положение, первыми соединить колени. При иксообразных ногах ноги раскрываются легко, без сопротивления в стороны, колени при этом слегка расслаблены. При соединении ног сосредоточивается сопротивление на стопах и голенях. При О-образных ногах, наоборот, раскрываются ноги со стоп, при этом бедра и колени удерживаются в сомкнутом состоянии. При соединении ног сосредоточивается внимание на сближение и бедер, и коленей.
Эти упражнения при иксообразных- и О-образных ногах можно делать и в положении лежа на спине.
3.2.5. Упражнения на исправление плоскостопия.
При плоскостопии укрепляются рессорные функции мышечно-связочного аппарата стоп. Рекомендуется хождение поочередно на полупальцах, пятках и на наружных краях стоп, вращение стопами, лежа на полу. Используются упражнения, связанные с сокращением и вытягиванием стоп. При плоскостопии следует укрепить рессорную функцию мышечно-связочного аппарата стоп, для чего используются упражнения хождения на полупальцах и пятках поочередно и на наружных краях стоп, а также вращения стопами лежа на полу. Кроме того, могут быть использованы все упражнения, связанные с сокращением и вытягиванием стоп, которые были сказаны выше.
Как следует из вышесказанного, сочетание классического экзерсиса с системой вспомогательных к нему упражнений, применяемых целенаправленно и строго индивидуально, особенно важно в начальный период обучения детей классическому танцу, когда организм еще пластичен, податлив к тренировкам. Это позволяет в ряде случаев принимать в балетные школы художественно одаренных детей с некоторыми природными недостатками и делать для них возможным занятие хореографией.
На мой взгляд, каждодневный целенаправленный труд педагога, его воля могут помочь ученикам преодолеть трудности, а сознательная работа самих будущих исполнителей воспитать в них чувство самоконтроля, тот необходимый навык профессиональной осанки, который явится фундаментом для освоения классического танца в дальнейшей творческой деятельности.
Заключение.
В заключении необходимо подвести итог исследованию. Полноценная подготовка к балетной деятельности предполагает высокую степень гибкости тела и умение управлять своими движениями.
Я считаю, что именно устойчивость определяет уровень технического совершенства в искусстве движения. Таким образом, мной сделаны следующие выводы:
- при недостаточной устойчивости возможны искажения характера движения, утрата образного содержания действия, выражаемого этим движением;
- на уроках хореографии необходимо применять различные комплексы вспомогательных упражнений, в которых с успехом можно совершенствовать точность, легкость и мягкость движений;
- занятия вспомогательными упражнениями помогают научиться легкости, свободе передвижения без лишних усилий. Это очень важно для будущего артиста: зритель не должен видеть, насколько тяжел труд танцовщика;
- основное достоинство комплексов вспомогательных упражнений заключается в том, что они располагают большим разнообразием упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие не только на организм учащегося, способствовать развитию его двигательного аппарата и оснащать его необходимыми двигательными навыками, например — формировать правильный aplomb;
-доступность средств и их разнообразие позволяют создавать хорошую основу для решения многих специальных задач;
- целенаправленные комплексы из вспомогательных упражнений применяются в качестве корригирующих, а также повышают тонус утомленных мышц, восстанавливают работоспособность и утраченные двигательные функции;
-такие комплексы направлены также на развитие силы, укрепление суставов и повышение их подвижности; они активно воздействуют на сердечно-сосудистый, нервно-мышечный и костно-связочный аппарат человека.
В своей работе я сделала попытку показать значимость вспомогательных упражнений для формирования профессиональных данных учащихся, так как вспомогательные упражнения подготавливают (физически и психологически) к исполнению весьма трудных движений классического экзерсиса. Поэтому подготовка осуществляется исполнением различных видов шагов, бега и вспомогательных упражнений на полу.
Список литературы.
Актуальные вопросы преподавания хореографии: Материалы межвузовской научно-методической конференции «Современные технологии обучения в гуманитарном вузе». — Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов 15 — 23 марта 1994 года. — СПб.: СПбГУП, 1994 — Вып. 7.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца /Под редакцией В М. Красовской— Л.,«Искусство», 1983.
Блок Л.Д. Классический танец: История и современность / Вступ. ст. В. М. Гаевского—М.: Искусство, 1987.
Ваганова А.Я. Основы классического танца, Л—М., 1963.
Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету, М.,1994.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца, Л., 1972.
Костровицкая В. С., Писарев А. А. Школа классического танца. 3-е изд., испр./Науч. ред. И. А. Трофимова. — Л.: Искусство, 1986.
Левин М. В. Гимнастика и хореографической школе.—М.: Спорт, 2001.
1 Карп П. Младшая муза М., «Детская литература» 1986. с. 141
2 Блок Л.Д. Классический танец: История и современность / Вступ. ст. В. М. Гаевского.—М.: Искусство, 1987. с.174.
3 Там же с.175.
4 Там же с.176.
5 Костровицкая В. С., Писарев А. А. Школа классического танца. 3-е изд., испр./Науч. ред. И. А. Трофимова. — Л.: Искусство, 1986. с.22