kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по музыке в форме лекции-концерта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по музыке

в форме лекции-концерта

Внеклассное мероприятие по музыке

в форме лекции-концерта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по музыке в форме лекции-концерта»












Статья


Внеклассное мероприятие по музыке

в форме лекции-концерта






















Внеклассное мероприятие в форме лекции-концерта.


Одной из причин низкой музыкальной культуры современных детей является отсутствие музыкального опыта и навыков слушания. Музыка звучит вокруг нас ежедневно, по радио, по телевидению, в парках и на улицах, часто бессодержательная, безвкусная, воздействуя ритмическим сопровождением, в основном на телесную природу человека.

Для детей младшего школьного возраста не характерно увлечение, жесткими ритмами, чрезмерно громким звучанием, много раз повторяющимися резкими фразами. Звучание современной музыки такого стиля, нередко и в семье, не зависит от того, хотят её слушать дети или нет. Ребенок открыт миру, поэтому он ещё не защищён от пагубного и агрессивного воздействия. Чем продолжительнее звучит тяжёлая, часто с негативным содержанием текстов музыка, тем она разрушительнее для неокрепшей психики детей, неприемлема и опасна для восприятия.

Постоянное фоновое музыкальное сопровождение растущего человека активно влияет на становление личности. Стихийный наплыв музыкального звучания низкого качества лишь, вредит формированию музыкального вкуса ребят, приучает бездумно относиться к музыке. Став взрослыми, они станут выбирать ту музыку, которая будет соответствовать их душевным и духовным потребностям. А в детском возрасте нужны музыкальные произведения о детской жизни, о событиях, которые им близки и понятны.

О сильнейшем воздействии музыки на душу и организм человека знали ещё в древние времена и использовали её в лечебных целях. Установлено, что благоприятное воздействие могут оказывать природные звуки, духовная и классическая музыка.

Чтобы заложить основы музыкальной культуры, обогатить духовный мир детей, одного урока музыки в неделю недостаточно. Сформировать опыт слушательской культуры можно в общении с высокой музыкой и во внеурочное время. Знакомство с творчеством композиторов-классиков является одним из важнейших условий эстетического воспитания и образования учащихся. Побудить у детей живой интерес к классическому музыкальному искусству - задача огромного значения, так как высокохудожественные образцы творчества являются благодарнейшим материалом для воспитания Человека.

Внеклассная работа отличается от обычного школьного урока. Поэтому ее разработка, особенно для младших школьников требует от учителя несколько иной подготовки и формы ее проведения. В педагогической практике существуют различные формы внеклассной работы для приобщения детей к слушанию классической музыки. Выбор её зависит от цели, которую ставит учитель в каждом конкретном случае. Я использую такую форму внеклассной работы как лекция-концерт для детей разного возраста. При выборе произведений учитываю их

возрастные и психологические особенности восприятия музыки. Они должны быть доступны по форме и интересны по содержанию.

Так, младшие школьники легче воспринимают музыкальные произведения, в которых имеется определенная программа, применяются моменты звукоизображения и звукоподражания (птичий щебет, дуновение ветра, звук колокола и т.д.). Программная музыка наиболее понятна и доступна даже для малоподготовленного слушателя. Именно она может стать как бы ключом, который откроет дверь в чудесное царство инструментальной музыки. Содержание программной музыки носит более конкретный характер. В музыке программного плана композитор сознательно хочет открыть замысел слушателю, давая заголовок. А заголовок и тем более развернутое пояснение помогают внимательно слушать музыку, замечать в ней различные детали, проникать в её сущность, выделять смысловой стержень.

Ребятам наиболее интересен мир детства, мир животных, мир природы, т.е. тот материал, с которым они знакомы в своем небольшом, но уже имеющимся жизненном опыте. Такие темы, воплощенные в музыке воспринимаются детьми эмоционально, непосредственно.

Мир духовной жизни ребенка интересовал многих композиторов-классиков. М.П. Мусоргский, Р. Шуман, П.И. Чайковский рассказывали в своих произведениях о многообразии и глубине переживаний детей, об их увлечениях, играх, интересах. Музыкальные произведения, написанные о детях и для детей, слушаются учащимися младших классов с особым удовольствием. Их привлекают доступность, простота, яркая характеристика музыкальных образов, интересный сюжет.

Лекции-концерты я составляю не из отдельных пьес разных композиторов, а использую полное программное музыкальное произведение циклической формы одного композитора.

Главный принцип формообразования музыкальных циклов сюитного строения - создание единого композиционного целого на основе чередования контрастных частей. Циклическим инструментальным произведениям такого типа свойственны самостоятельность пьес по строению, для которых характерны относительная свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, характерно наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла.

Выбрав форму лекции-концерта, я держала ориентир на охват всех музыкальных пьес цикла, связав их красочным рассказом (от одного лица) в единую художественную цепочку. Так как восприятие идеи, заложенной в этих произведениях, можно получить, прослушав их целиком. Форма же беседы - это диалогическое, вопросно-ответное проведение с учащимися мероприятия, которые требует большего времени на одну пьесу и не позволяет в течение одного часа познакомить детей с полным количеством самостоятельных программных частей цикла в единой связи художественного замысла.

До того как прозвучит само музыкальное произведение, очень важно, что и как скажет учитель. Подготавливая школьников к слушанию всех пьес инструментального цикла, активизируя и направляя внимание на содержание, я рассказываю о том, как рождался замысел композитора, что вдохновило автора. Большое влияние на ребят оказывает и личность композитора. Вначале лекции-концерта, показывая портрет классика, можно очень кратко осветить и значительные, яркие стороны его судьбы.

Адекватность, глубина и активность восприятия музыкальных образов стимулируются созданием эмоциональной установки на восприятие, которая должна обеспечить вхождение в круг эмоций, чувств, мыслей звучащей музыки.

Само содержание рассказа, изложенное в художественной форме, должно создавать атмосферу серьезного, вдумчивого отношения к предстоящему прослушиванию музыкального повествования. Голос учителя, его манера говорить, темп, динамика и стиль речи, внешний облик, лёгкое движение руки и головы -способствует вхождению детей в резонанс с музыкой. Для ребят важно переживать музыку вместе с учителем, этому может способствовать «встреча» «слушающих» глаз учителя с глазами детей.

Восприятие одного и того же человека изменчиво при слушании одного и того же произведения в разных условиях. Обстановка приближенная к концертному залу воспринимается иначе, чем в учебном кабинете. Поэтому - лекции-концерты я провожу в актовом зале.

Большое значение имеет мастерский показ музыкальных произведений самим учителем (живой звук). Концертное исполнение инструментальных пьес циклов требует яркой и выразительной передачи музыкальных образов, тонкой нюансировки в раскрытии содержания и настроения музыки. Вызвать у школьников многообразие чувств, переживаемых эмоциональных состояний, возможно только высокохудожественным, стилистически точным исполнением. Для этого учитель должен владеть техническими, эстетически художественными тонкостями фортепианной игры. Чтобы не разрушить целостность восприятия задуманного автором содержания музыкального произведения, приглашаю музыканта-профессионала, способного решить исполнительские задачи. При слушании такого воспроизведения пьес детское восприятие постепенно станет более тонким и чутким к истинной красоте.

Сама же, беру на себя роль ведущей, т.е. увлекательной рассказчицы, погружая детей в волшебные глубины величайшего шедевра великого мастера. Небольшой и интересный рассказ веду перед каждой отдельной пьесой, проникновенно увлекая юных слушателей все дальше и дальше.

Во время звучания музыкальных произведений не делаю словесные дополнения. В отдельных случаях привлекаю внимание ребят к какому-нибудь моменту, указываю на появление новой части, темы или вариации.

Определив структуру внеклассного мероприятия, написав план-сценарий, необходимо подобрать видеоряд (слайды с репродукциями произведений изобразительного искусства). Тщательно и тактично, соответственно эпохе, художественно-историческому стилю, подобранные иллюстрации обеспечивают более полноценное и глубокое восприятие музыкальных пьес. Количество слайдов к каждой пьесе должно быть один - два не больше, т.к. изобразительное искусство обладает огромной силой воздействия и требует достаточного напряжения и активного осмысления.

Не менее важно распределение времени рассказа, сопровождающего каждую отдельную пьесу и звучание музыки. Весь инструментальный цикл должен вместиться в рамки одного часа, чтобы у детей не пропали удивление, интерес и радость от переутомления. Провожу мероприятие для двух, трех классов одновременно (в зависимости от количества человек в классе).

Итак, чередование выразительного слова учителя со звучанием музыки, к которой это слово относится и яркими иллюстрациями созвучными образу, - все это активизирует слуховое внимание и воспитывает эмоциональную отзывчивость на музыку. У ребят, прежде всего, возникают ассоциации, связанные с его реальной жизнью, его жизненным опытом, жизненными ценностями и это позволяет сделать познание музыкального искусства личностно значимым для ребёнка.

Содержанием проводимых мною лекций-концертов стали фортепианные циклы: «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского, «Картинки с выставки М.П. Мусоргского»; инструментальный цикл «Карнавал животных» К. Сен-Санса и другие. Каждое из этих произведений имеет свои особенности, свою историю создания.

Персонажи инструментальной сюиты «Карнавал животных» (13 пьес) К. Сен-Санса представлены юмористически, за исключением лебедя. В некоторых пьесах композитор олицетворяет ими людские характеры (пародирует характеры и образы средствами музыки). Необычен и состав инструментов этого цикла: два фортепиано, струнный квинтет, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон и челеста. Композитор использует инструменты настолько ярко, что долгое время «Карнавал животных» был чуть ли не лучшим «путеводителем» по музыкальным инструментам.

В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства композитора, который чутко прислушивался к звукам природы и с особой любовью относился к животным. Автор дал циклу подзаголовок «Большая зоологическая фантазия». Она вобрала в себя характерные черты творчества композитора, отличаясь яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно-бытовой музыке.

Разные пьесы можно объединить сюжетом сказочного праздника, в котором встретились и подружились волшебные звери, птицы, рыбы и люди. Все они выступают, показывая свои неповторимые одежды, голоса, движения, характеры и умения. Стараются как можно больше понравиться друг другу.

Картины молодого талантливого архитектора и художника, основоположника «русского стиля» в архитектуре В.А. Гартмана звучать заставил гениальный русский композитор М.П. Мусоргский в своей сюите «Картинки с выставки» (10 пьес). Автор отобрал для своего произведения такие сюжеты, которые позволяли воплотить в музыке собственные наблюдения над человеческими характерами, раздумья о жизни и смерти.

В своей трактовке композитор значительно углубил и обогатил содержание гартмоновских работ.

Равновесие музыкальной конструкции «Картинок с выставки» обеспечивает некая «Прогулка» - лейтмотив, объединяющий отдельные части цикла. Пёстрая вереница разнохарактерных эпизодов объединилась таким образом в музыкальное целое со сквозным развитием. Возвращаясь неоднократно на протяжении сюиты, тема «Прогулки» постоянно изменяет свой облик. Она звучит то сурово, то лирично, то светло, то скорбно в зависимости от характера тех картин, с которыми она сопоставляется.

Ценность «Картинок с выставки» - в глубокой правдивости, человечности показанных в ней образов, в подлинно народном складе музыки и патриотическом характере ведущей идеи.

В искренних, правдивых музыкальных образах двенадцати пьес фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского все выражает национальный характер, составляющий суть творчества композитора. Пьесы цикла - картины русского быта в разное время года - создают лирическое настроение. Музыка выражает жизнь природы, которая здесь тесно сплетена с жизнью людей; извечный круговорот смены времен года опоэтизированно и волнующе передаёт и порывы к счастью, элегическую мечтательность и размышления, грусть и надежды, светлую радость, беззаботную удаль, тревогу.

Каждая из пьес имеет эпиграф, взятый из стихотворений русских поэтов. Эпиграф помогает глубже проникнуть в сущность произведения.

Каждая пьеса содержит настроение или сюжет, связанные с одним из месяцев года в России. Музыка номеров цикла, связанных с весенними месяцами, а также «Осенняя песнь» наполнены тонкими душевными переживаниями, созвучными данному периоду года. В других пьесах композитор погружается в настроения, связанные с русским бытом, обычаями («У камелька», «Святки»). «Песня косаря» и «Жатва» - это музыкальные картинки, рисующие будни русского человека, передающие эмоциональное состояние, связанное с трудовым процессом. Пьеса «Охота» зримо воссоздает панораму любимого развлечения русских помещиков; «Масленица» - сцена народного праздничного гулянья. «Баркарола» - дань жанру песен венецианских гондольеров.

Одним из ярких примеров содержания лекций-концертов является и цикл пьес для фортепиано «Детский альбом» П.И. Чайковского. Отдельные музыкальные произведения перечисленных циклов и из цикла «Детский альбом» ребята слушают на уроках музыки. Повторное прослушивание на внеклассном мероприятии всех пьес в цепном развитии сюжета, способствует более углубленному, осознанному восприятию учащимися музыкальных образов, помогает проследить развитие музыки сначала до конца. Пьесы в последствии становятся для ребёнка «своими», «родными», близкими.

Важнейшее качество «Альбома», делающего его понятным и близким детям, -мелодический язык. «Общительность» музыкальной интонации, органическая ее связь с бытовым музицированием, присущие творчеству П.И. Чайковского, здесь сознательно подчеркнуты. «Сладкая грёза» как бы «маленький каталог» романсовых интонаций, «Вальс» - вальсовых.

Некоторые пьесы цикла построены на фольклорном материале. В «Неаполитанской песенке», а также в «Итальянской песенке» П. Чайковским использованы подлинно народные итальянские мелодии. Еще один итальянский (венецианский) мотив взят за основу в пьесе «Шарманщик поет». В «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне. На одном из вариантов известной русской фольклорной темы построена пьеса «Камаринская». Народная французская мелодия звучит в «Старинной французской песенке». Подлинно фольклорный мотив (тирольский) использован в «Немецкой песенке». В пьесе «В церкви» претворен церковный мотив так называемого «шестого гласа». В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.

Излюбленный композитором жанр вальса используется в альбоме несколько раз: это пьеса под таким же названием, а также написанные в ритме вальса «Итальянская» и «Немецкая» песенки, «Шарманщик поёт». Другие танцевальные

пьесы, встречающиеся в сборнике, - Полька, Мазурка, так же как и Вальс, связаны с бытовым городским музицированием того времени.

Небольшие пьесы написаны в ясной, доступной детям форме в основном двух и трехчастной. Характерная черта формообразования в произведениях П.И. Чайковского - редкостная определенность, отчетливость фактуры. В детском цикле это качество доведено до высочайшего совершенства. Вот типичнейшая двухчастная репризная форма («Старинная французская песенка»), а вот -образцовые маленькие вариации («Камаринская»), а это трехчастная простая форма («Немецкая песенка»).

На первый взгляд, кажется, что пьесы «Детского альбома» не связаны единой тематикой. Однако можно предположить вариант трактовки этого сборника как единого художественного целого со сквозной сюжетной линией. В миниатюрах «Альбома» нашли отражение многообразные жизненные картины и впечатления, связанные с миром детских игр, сказочных приключений. Конечно, мир ребёнка сложен и богат. Он заключает в себе не только игры и развлечения, но и первые мысли о Боге, тайне жизни и смерти, смутные еще порывы зарождающейся чувственности.

Таким образом, пьесы «Детского альбома» помогут юным слушателям прожить с воображаемым героем, ребёнком из дворянкой семьи XIX века (Володи Давыдова шести с половиной лет - племянника композитора, которому посвящен «Альбом»), события прожитого дня - с утра и до вечера.

При всём многообразии бытовых сцен, картин и ситуаций, запечатленных в сборнике, в нем просматривается несколько относительно самостоятельных сюжетных линий.

Краткое содержание.

Первую из них можно назвать «Утренним пробуждением» («Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама»)

Ранее утро. Пробуждение. Обращение в молитве к Богу, к своему Ангелу-хранителю. Короткая молитва наставляет ребенка на благие дела, любовь. За окном зимний морозный пейзаж. Туманное морозное утро наполнено холодным ветром и облаками, летящими по пасмурному небу. А дома тепло и уютно. Мир в душу маленького героя вносит любимая мама. Ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка, нежный мягкий голос. Признание в любви обожаемой матери.

Второй достаточно крупный раздел - «Детские игры, забавы детей и излюбленные бытовые танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Вальс», «Полька», «Мазурка»).

Каждый день начинается с домашних игр. Это озорные, наивные игры мальчиков: вот он играет в солдатики, скачет на деревянной лошадке. Затем игры девочек: («кукольная трилогия» - вносит резкий драматический контраст) вот кукла заболела, упала и разбилась, а вот девочка безоблачно радуется новой кукле. День, вероятно, праздничный, и как на всяком празднике здесь танцуют и поют. Радостно чередуются три «модных» иностранных танца, которые исполняют дома дети и взрослые. Кружение плавного, легкого и изящного вальса сменяется весёлой, задорной, отрывистой полькой, в которой особенно ярко чувствуется атмосфера

шумного детского веселья. Песенная задушевность и блестящая танцевальность слышатся в выразительной гибкой мазурке. Может быть, его танцуют мальчик и девочка.

В третьем разделе - «Увлекательные путешествия по России, далее по далеким странам Европы» (здесь образы, навеянные народными песнями, наигрышами, плясками, звучащими в русской усадьбе того времени).

(«Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»).

Гости, наряженные в костюмы разных народностей, поют русские и «заморские» песенки, где слышится национальная самобытность.

Сдержанно, с достоинством подразумеваемый хор передаёт яркими живописными красками звучание протяжной народной русской песни «Голова ль ты моя головушка». А в шуточной сценке народного гулянья слышатся настойчивые повторы одной и той же мелодии - это гармонист растягивает "и снова сжимает меха гармоники, гармошка словно приближается и замирает вдалеке.

В картинке народного праздника лихо и задорно звучит старинная народная русская плясовая мелодия Камаринской, которую поют с шуточными словами и пляшут, придумывая все новые и новые движения с удалыми «притопами» и «прихлопами». Вот весело звучит балалайка, её сменяет гармоника.

В музыкальных рассказах продолжается романтическое путешествие по «заморским» странам («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»).

Покой и нега южного края чувствуется в мелодии итальянской песенки, которую исполнял уличный мальчик-певец необыкновенно мило и тепло под аккомпанемент гитары во Флоренции.

Красивая, плавная французская песенка проникнута сердечностью и легкой печалью. Как будто женский голос задумчиво и мягко рассказывает про то, что было давно.

А в юмористическом немецком как бы хоровом застолье остроумно переданы особенности народных песен южной Германии, Швейцарии и Австрии.

В веселом солнечном городе Неаполе с утра до ночи звучат песни под аккомпанемент гитары. Танцевальная грация, изящество ощущается в характере неаполитанской песенки, возможно уличные певцы сопровождали свое пение танцевальными движениями.

Сюжетный поворот в четвертом разделе показывает своеобразное «Возвращение домой» («Нянина сказка», «Баба-Яга», «Сладкая грёза»).

Странствия заканчиваются. Утомившись от праздничного шума, хорошо отдохнуть в тихом уголке, собраться вокруг старой няни, рассказывающей сказки. Сказочница повествует о таинственных видениях, волшебных превращениях. Страшная сказка сменяется сладостно-чувственной грёзой (ощущением игры воображения во сне), блаженными сновидениями.

В заключительном пятом разделе - «Созерцание природы, наступление вечера». («Песня жаворонка», «Шарманщик поёт», «В церкви»).

А во время прогулки по лесу, в поле, приятно помечтать, вспомнить лето, пение птиц, погрузиться в созерцание природы. В мягкой дымке наступает вечер. За окном тихо поёт шарманщик под монотонные звуки шарманки. Слышится благоговейное и величавое звучание церковного хора, гармонично сливающегося с тяжелыми

ударами церковного колокола. Няня возвращается домой из церкви. Всё затихает. Ребенок засыпает.

Обрамлен цикл пьесами, связанными с обычаем того времени начинать и заканчивать день молитвой. Общим в обоих случаях является торжественное просветлённое религиозное начало.

Такое связное сюжетное изложение обогатит и облегчит восприятие музыки, окажет эмоциональное и художественное воздействие на ребят. Слушая весь цикл фортепианных пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского дети погружаются в своем воображении в размеренный неторопливый мир ребёнка XIX века, как бы проживая его состояние, узнавая об укладе жизни того времени.

После окончания лекции-концерта, для обогащения восприятия, прошу детей составить дома рассказ в рисунках по пьесам прослушанного цикла, или сочинить словесный рассказ с картинками из своей жизни, созвучный с музыкой или сочинить стихотворение о прослушанной музыке. Для детей старшего возраста (по желанию, можно с помощью родителей) сделать коллажи, вышивки, работы по дереву, написать сочинение-миниатюру, соответствующие музыкальной интонации.

Все работы детей необходимо продемонстрировать с последующим обсуждением. Это позволяет создать широкий ассоциативный ряд, выявить наиболее яркие стороны музыкального образа, глубже осмыслить, а значит - лучше запомнить.

Младшие школьники (3, 4 классы) с большим интересом слушают «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского и др. Старшие ребята - «Времена года» П.И. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана и др. И те и другие с интересом воспринимают «Карнавал животных» К. Сен-Санса и другие названные произведения. Музыковедческий комментарий, разумеется, должен быть весьма различен в детской младшей и старшей аудитории.

В результате таких мероприятий у детей развивается художественный вкус, воображение, обогащается слуховой опыт интонационного вслушивания, расширяется кругозор, появляется стойкий интерес к музыкальному искусству. Формируется способность восприятия более сложной музыки. Это приобщает детей к миру высших духовных ценностей отечественной и мировой культуры.





































Список используемой литературы.


1. Малинина И.А. «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского.

Изд. «Престол», Москва, 2003г.


2. Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе.

Изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2008г.


3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования.

Изд. «Академия», Москва, 2004г.


4. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. Изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2007 г.


5. Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. Изд. «Академия», Москва, 2002г.


6. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. Изд. «Классика-XXI»,

Москва 2003 год.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Внеклассное мероприятие по музыке в форме лекции-концерта

Автор: Кузнецова Марина Юрьевна

Дата: 09.12.2023

Номер свидетельства: 641694


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства