kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс детских объединений социально-педагогической направленности МБУДО «ДДТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы методических объединений и педагогических советов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс детских объединений социально-педагогической направленности МБУДО «ДДТ»»

МБУДО «Дом детского творчества»














Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс детских объединений социально-педагогической направленности МБУДО «ДДТ»

(Материалы методических объединений и педагогических советов)








Авторы-составители:

Кудрявцева Т.А., замдиректора по УВР;

Жураховская Л.Ю., методист;

Попова Н.В., методист



















Бийск, 2019

Пояснительная записка


ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача каждого педагога  -  создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Перед современным педагогом встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?» «Чему и как учить, чтобы знания, полученные на занятиях, помогли учащемуся стать конкурентоспособной личностью?» А какой педагог не мечтает о том, чтобы в детском объединении были творческие обучающиеся, познающие предмет на максимальном для каждого из них уровне успешности?

Поэтому в работе педагогов дополнительного образования ДДТ актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения, и ведущей темой методической работы становится тема «Современные педагогические технологии как условие эффективности образовательного процесса».

С 2016 года по настоящее время были проведены заседания МО педагогов дополнительного образования всех направленностей и педсоветы, посвящённые использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе  с целью повышения качества ЗУН учащихся и воспитания конкурентоспособной личности.

Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность обучающегося, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.

На сегодняшний день существует большое количество педагогических технологий. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

Педагоги социально-педагогической направленности, воспользовавшись возможностью выбрать методы, средства и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса, успешно применяют их на занятиях.

По итогам работы двух лет во всех д\о социально-педагогической направленности, использующих приёмы тех или иных педтехнологий, прослеживается положительная динамика: при анализе итоговых диагностик за 2 года выяснено, что количество обучающихся с высоким уровнем усвоения программного материала увеличилось в среднем на 7%.

Как результат, отражающий опыт работы по внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс ДДТ, представлен данный сборник материалов методических объединений и педагогических советов.

В сборник включены материалы:

Разработки педсоветов:

  • «Системно-деятельностный подход - ресурс развития качественного образования»,

  • «Современные педагогические технологии как ресурс развития качественного дополнительного образования» - Кудрявцева Т.А., замдиректора по УВР;

Разработки МО:

  • «Технология развития критического мышления» - Жураховская Л.Ю., методист;

  • «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий»,

  • «Игровые технологии» - Попова Н.В., методист.






















Педсовет

«Системно-деятельностный подход - ресурс развития качественного образования»



Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в системе дополнительного образования детей

Задачи:

• Систематизировать знания педагогов о разных подходах в обучении;

• Активизировать творческую деятельность педагогов;

• Активизировать самообразовательную работу педагогов.


Ход педсовета:


Одним из актуальных вопросов современного российского образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.

В основу обучения в связи с введением нового стандарта будет положен системно-деятельностный подход. И основным результатом обучения должно стать развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности.


Закончите фразу: системно-деятельностный подход – это …


В истории образования было выделено три подхода к разработке стандартов. Первый- личностно-ориентированный - направлен на передачу ЗУН каждому ученику. Второй подход называется компетентностным – осуществляет развитие компетенций: коммуникативных, информационных и других. Сегодня – это системно- деятельностный подход, который является попыткой объединения этих подходов, и подразумевает развитие компетенций каждого ученика на основе учебной деятельности.

Для чего необходим новый подход?

Все мы в образовании реализуем социальный заказ государства. В последние годы в нашей стране произошли социальные и экономические перемены: это развитие цивилизации, научно-технический прогресс. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается. Из школ выходят выпускники, которые теряются перед огромным выбором, не видят себя в будущем, не могут работать с материалом, отстаивать свою точку зрения. То есть школы выпускают исполнителей, а сейчас важно, чтобы выпускались конкурентоспособные люди. Поэтому так необходимо научить детей самих отбирать главное в потоке информации, а не стремиться дать им объем готовых знаний, как это было раньше. Возникла необходимость в выпускниках обладающих новым набором качеств. И основным предназначением стандарта является формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационные (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативные (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке.

Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорим «учебная деятельность»?
Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.
Чему должен научиться ребенок?
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.


Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" — это указать на следующие моменты. Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.


Основные отличия системно - деятельностного подхода от традиционного следующие:

ТРАДИЦИОННЫЙ

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Цель обучения:

Получение знаний, умений, навыков

Развитие каждого ребёнка

Методы:

Репродуктивные (делай как я)

 

Активное усвоение знаний (делайте, я с вами)

 

Способы усвоения материала:

 

Заучивание, запоминание

Самостоятельное добывание знаний

 

Позиция педагога:

Главная позиция

Консультант, тьютер

Позиция ученика:

Послушный исполнитель

Активный деятель


В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД). 

  • Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
    Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
    Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:


- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результаты.


Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

  • урок открытия нового знания;

  • урок рефлексии;

  • урок построения системы знаний;

  • урок развивающего контроля.

  • По структуре занятия слово предоставляется Борисовой Е.В.

Практическая часть по занятию (10мин)


  • Составление технологической карты с педагогами предоставляется Поляковой Т.В.

  • Со своим опытом поделится с коллегами Горбатых Н.В.

  • Со своим опытом поделится с коллегами Сафонова Н.В.


А теперь снова на обратной стороне листка

Закончите фразу: системно-деятельностный подход – это …

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность.

  • «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Решения педсовета:

 

      1. Продолжить методическое просвещение педагогического коллектива по теории и практике системно-деятельностного подхода в обучении через группы профессионального мастерства, педсоветы, заседаний МО, семинары;

      2.  Использовать теоретические знания и опыт работы коллег  для активизации применения деятельностного подхода в учебном процессе;

 

.  3. Продолжить повышение качества образовательного процесса в обучении и повышении профессионального уровня учителей через курсовую подготовку.






Педсовет «Современные педагогические технологии как ресурс развития качественного дополнительного образования»


«Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»


Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования педагогических технологий в системе дополнительного образования детей

Задачи:

• Систематизировать знания педагогов о разных педагогических технологий в обучении;

• Активизировать творческую деятельность педагогов;

• Активизировать самообразовательную работу педагогов.


Ход педсовета:


Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.

Одним из средств развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Сам термин «технология» в переводе с греческого - это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дополнительном образовании.

В научной литературе предлагаются разные определения понятия «педагогическая технология». В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

определение целей обучения (почему и для чего);

отбор и структура содержания (что);

оптимальная организация учебного процесса (как);

методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

 Таким образом, «педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся среде на первое место выходит личность ребенка и его деятельность.

Сегодня основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;

от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Сегодня любое образовательное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. 

По мнению известного педагога Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает эффективность по результатам оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический институт должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить множество технологий, которые по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп: по уровню применения, по концепции усвоения, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельностью, по подходу к ребенку, по категории обучающихся, по ориентации на личностные структуры.

Наиболее актуальными становятся технологии:

  •     Информационно – коммуникационная технология

  • Технология развития критического мышления

  • Проектная технология

  • Технология развивающего обучения

  •    Здоровьесберегающие технологии  

  • Технология проблемного обучения

  • Игровые технологии

  • Модульная технология

  •     Технология мастерских

  • Кейс – технология

  • Технология интегрированного обучения

  • Педагогика сотрудничества. 

  • Технологии уровневой дифференциации 

  •    Групповые технологии. 

  •   Традиционные технологии (классно-урочная система)


А сейчас объявляется «Педагогический аукцион» с целью расширения и уточнения представлений у педагогов об особенностях использования педагогических технологий в образовательном процессе . Выступающие должны рассказать о названии технологии, какую цель она преследует, плюсы и минусы технологии, особенности использования, поделиться опытом использования данной технологии в своей педагогической деятельности.

- Игровые технологии

- Личностно-ориентированные технологии

- Технология проблемного обучения

- Технология развивающего обучения

- Технология исследовательской деятельности


Итоги аукциона: Применяемые технологии должны быть взаимосвязаны, должны дополнять и усиливать друг друга. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать, то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.


(Пока готовятся педагоги, рассказываю дальше)


Особенности технологий

Методологическая система должна отвечать на следующие вопросы: «Как учить?», «Чему учить?», «Зачем учить?». Образовательная технология предполагает результативное обучение. Существуют определенные критерии, согласно которым формулируется сущность образовательных технологий:

- строгое и однозначное выявление цели обучения;

- выбор содержания, структурирование материала;

- оптимальность организации учебной деятельности; приемы, методы, средства обучения.


Признаки педагогических технологий

Что представляет собой классификация педагогических технологий по Селевко? учтены определенные признаки: гарантированность достижения поставленной цели, эффективность процесса обучения; экономичность резерва учебных часов; оптимизация деятельности педагога и достижение запланированных результатов в минимальные временные промежутки; использование разнообразной электронно-вычислительной и аудиовизуальной техники; конструирование и использование различных дидактических пособий и наглядных материалов.

На что ориентированы педагогические технологии?

Классификация основана на определенных параметрах:

- формирование положительной мотивации к образовательному процессу;

- интенсификация коммуникативной среды;

- развитие личности, которая способна к исследовательской и учебной деятельности, последующему продолжению обучения, осознанному профессиональному выбору;

- охрана здоровья школьников.


По содержанию технологии определить её название (общее обсуждение)

Содержание технологии

Вид технологии

Данная технология включает в себя систему игровых заданий и различных игр для усвоения ребёнком того или иного программного содержания.


Основана на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций.


Цель данной технологии - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.


При обучении по данной технологии ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. Основоположник теории данного обучения  Выготский Л.С., его последователи –Леонтьев А.Н., Занков Л.В., Эльконин Д.Б., В.В.Давыдов. 


Деятельность в рамках этой технологии – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.


Имеет строгие воспитательные рамки, педагог выступает как информатор, а не как напарник, воспитательный процесс ориентирован в целом на группу детей, а не на отдельного ребёнка, присутствие метода поощрения и наказания, командный стиль взаимодействия.


Реализуют демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка.


Данные технологии являются средством формирования предметно-развивающей среды и основ информационной культуры личности ребёнка, инструментом профессиональной деятельности педагога.


Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.


В основу данной технологии положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на заинтересованный результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.



По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Но проходит некоторое время, и в памяти у обучающихся остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у обучающихся нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.


Освоение педагогами новых технологий в дополнительном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

Закончить хочется притчей.

Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

 Работа в группах по направленностям.


Перед обсуждением проекта решения педагогического совета проводится рефлексия:

  Было ли Вам комфортно на протяжении педсовета? Какие технологии были использованы на нашем педсовете?

  У кого возникали трудности, в чем именно?

  Что бы вы хотели перенести в свою практическую деятельность?

  Главный вопрос педагогам: «Вы «ЗА» или «ПРОТИВ» использования педагогических  технологий в образовательном процессе ДОД?»


Игровая технология

(Какую цель она преследует? Плюсы и минусы технологии. Особенности использования)


Личностно – ориентированная технология

(Какую цель она преследует? Плюсы и минусы технологии. Особенности использования)


Технология развивающего обучения

(Какую цель она преследует? Плюсы и минусы технологии. Особенности использования)


Технология исследовательской деятельности

(Какую цель она преследует? Плюсы и минусы технологии. Особенности использования

















МО для педагогов

«Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий»



Цель: Повышение интереса педагогов к современным педагогическим технологиям.

Хочу начать наш семинар со слов А.К. Гастев «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой» Сегодня мы сделаем нашу работу легкой и плодотворной. В прошлом году мы с вами очень много говорили о технологиях. Сегодня мы затронем только три технологии и на практике определим ,где на каких этапах занятия можно использовать ту или иную технологию.

Разберём первую технологию это проблемное обучение.

Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

А сейчас на практике разберём проблемную технологию.

пример1

К нам пришли смешарики Нюша и Крош и принесли с собой фигуры Нюша говорит, что это квадраты, а Крош, что это прямоугольники. Помогите нам ребята разобраться. Герои озвучили проблему? Теперь дети начинают разными путями искать пути решения проблемы.

пример2

Дети нашли грибы

«Это – лисички», – сказал Костя. Нет это рыжики.»-сказал Миша Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «рыжик». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «лисичка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории? 
Давайте подведём итог в первую очередь ставиться проблема, мотивация детей к решению проблемы, выводы решили проблему или нет.


Переходим к технологии развивающего обучения.

Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. У ее ис­токов стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Отличия развивающего обучения от традиционного.

-учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития ребенка.

- обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего развития ребёнка

- ребёнок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия со стороны педагогических средств;

Чем ещё может отличается развивающее обучение от традиционного?

традиция

развитие

дать определенный объем знаний, умений и навыков. Подготовить учащихся к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. Развитие личности – непосредственной, стихийное следствие обучения


сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию, учебную самостоятельность, добиться превращения ученика в субъекта процесса обучения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Развитие личности – прямой, а не опосредованный результат. Знание в данной системе является не самоцелью, а средством развития.

Он – ученик, на которого направлено воздействие учителя, а ученик в силу его пассивности часто бездеятелен.

Он – партнер педагога в учебно-воспитательном процессе, он не ученик, а учащийся, т.е. учащий себя под руководством педагога . Педагог в развивающем обучении — организатор сотрудничества

Практическая работа

Развивающее обучение с использованием математического планшета.

Вот мы и приехали в страну Математики.  Вот первый город Геометрических фигур. Нас встречает сказочный человечек  Геометрик. Он тоже любит играть разноцветными  резиночками.  Любимые его фигуры: квадрат и прямоугольник. Он предлагает нам их нарисовать.

На планшете выкладываем большой и маленький квадрат. Почему эти фигуры называются квадратами?

(Дети объясняют, они называются квадратами: имеют 4 угла и 4 равные стороны)

 Ребята, чем отличаются квадраты друг от друга?

( по размеру, один большой, другой маленький)

А теперь выложите прямоугольник?

(дети выкладывают прямоугольник )

Педагог: А прямоугольник похож на квадрат?

Дети. Да, похож. (у квадрата и прямоугольника по 4 угла и четыре стороны)

А чем квадрат отличается от прямоугольника?  

Дети. (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные).

Педагог: Геометрик  говорит, что вы молодцы, с заданием справились.

Мы затронули здесь и проблему сем квадрат отличается от прямоугольника.

Переходим к следующей технологии, без, которой нам просто не обойтись.

Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, воспитанник сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность.

Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и обучающихся.

  • Этап подготовки (определение учебной цели, описание проблемы, расстановка действующих лиц, условиях и правилах игры);

  • Этап проведения (непосредственно сам процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза);

  • Этап анализа и обсуждения результатов деятельности (рефлексия, выводы,).





Функциональность и структура игровой технологии

Пример я думаю, вы мне сейчас приведёте

Теперь мы переходим к практической части, я предлагаю вам выбрать лепесток , на котором написана технология и этап занятия на этом этапе вам нужно раскрыть применение вашей технологии.(Ромашка)

Технология проблемного обучения (начало занятия)

Технология развивающего обучения (основной этап занятия)

Игровая Технология (закрепление материала)

Кто готов представить нам свой вариант.

Выступления педагогов


Сегодня мы разобрали технологии, которые применяем на своих занятиях.

  • Таким образом, «педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, которое предполагает достижение прогнозируемого результата.

  • Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. В современной развивающейся среде на первое место выходит личность ребенка и его деятельность.

Выводы

Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»

И в заключение хотелось с вами немного поиграть.

Мы собрались на семинаре.

сидим в прекрасном кабинете


Если у вас настроенье хорошее,

То дружно хлопайте в ладоши.


Данная тема актуальна всегда!

Если согласны, то поменяйтесь друг с другом местами.


Знанья, если пригодятся, если будешь применять,

Тогда сейчас коллегу справа необходимо приобнять.


Педагоги в доме творчества мастера

Если согласны, кричите «УРА»!


Если был семинар хорошим,

То снова хлопайте в ладоши.


Мы славно потрудились вместе с вами,

Но расставаться все ж пришла пора.

Закончить нашу встречу предлагаем

Громким троекратным мы «УРА!»




















МО для педагогов «Игровые технологии»


Цель:

Определение значений игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе.


В современном темпе, в котором приходится заниматься нынешним детям, заставляет задуматься над тем, чтобы найти оптимальные методы для работы с детьми. Любому педагогу хочется, чтобы обучающиеся работали активно и увлеченно. Вот тут большая роль отводится игровым технологиям.

«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.  Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.


По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности


Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

•       свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

 ворческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

, Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

•     эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.


Классификация педагогических игр

 Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

•   Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

•   Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий

Главная функция игры – развлечение. Игра должна пробудить у ребёнка интерес, доставить удовольствие, воодушевить его.

Коммуникативная функция игры заключается в том, что в её процессе ребёнок развивает речевой механизм в процессе поиска общего языка с партнёрами.

В выборе игровой роли скрыта функция самореализации. Ребёнок, выбравший роль с дополнительными действиями, более активен и имеет задатки лидера.

В преодолении в игре разнообразных трудностей (которые возникают везде) заключается её терапевтическая функция.

Благодаря диагностической функции малыш может лучше познать свои способности, одновременно воспитатель определит возможное наличие отклонений от нормального поведения ребёнка.

Посредством игры можно аккуратно корректировать структуру личности. Кроме того, в игре ребёнок усваивает правила человеческого общежития, ценности, приучается к социально-культурным нормам, встраивается в систему социальных отношений.


Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Структура любой технологии следующая:

игровая задача

- правила

- деятельность

- результат


Большинству игр присущи четыре главные черты:

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата ;

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Рефлексия. Подведение итогов семинара.

А сейчас мы проведём Синквейн по нашей теме. Что такое Синквейн

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.


на тему Игра

игра
интересная ,увлекательная
думают ,слушают
то, без чего дети не могут развиваться
обучение



Уважаемые педагоги! Подводя итоги семинара, хочется сказать, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности и прекрасный способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его чувства, эмоциональность, активность, потребность в общении.

Интересная и грамотно спланированная игра повышает умственную активность ребенка.





















МО для педагогов

Технология развития критического мышления


Цель: познакомить со спецификой  технологии развития критического мышления,

эффективностью использования её в учебном процессе.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности учащихся, является технология развития критического мышления.

Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нём. Современные условия развития общества всё больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становится  более актуальными.

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся  в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология предполагает использование на занятии трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Базовая модель (вызов-осмысление-рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, педагог может планировать занятия в соответствии с уровнем зрелости учащихся, целями занятия и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМ – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного занятия, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для педагога. Они почти всегда присутствуют на занятиях, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для педагога звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся.

А «осмысление» не что иное, как часть занятия, посвященная изучению нового

материала. И третья стадия есть в традиционном занятии - это закрепление

материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология

критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Рассмотрим несколько приёмов ТРКМ.

I стадия вызова

Начало работы – формулировка проблемы, которую необходимо решить. Педагог, конечно, сам может её сформулировать. И если он грамотно это сделает, а затем так же грамотно организует другие этапы занятия, тот, несомненно, удастся. Цели будут достигнуты: знания получены, умения сформированы. Но мы-то сейчас говорим о развитии критического мышления! Значит, необходимо, чтобы проблему наши учащиеся увидели самостоятельно. Например, поняли, что их знания по какому-то вопросу неполны или противоречивы.

Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Учащийся ставит перед собой вопрос: «Что я знаю по данной проблеме?» У него формируется представление, чего же он не знает и что хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.


1 приём «Мозговая атака»

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащееся обмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой учащийся легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

 

«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных педагогом, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на занятии информацию.


Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.


1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.



 «Корзина» идей.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащеся по обсуждаемой теме занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все уч-ся вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1.     Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2.     Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3.     Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4.     Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.     Все сведения кратко в виде тезисов записываются педагогом в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме занятия. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6.     Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.



Кластер

 Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.


II стадия

Осмысление содержания

В классической формулировке эта стадия называется изучением нового материала. Только посыл при этом другой: мы с ним работаем не для того, чтобы его изучить, а для того, чтобы, усвоив его, решить поставленную нами самими проблему.

При этом могут быть использованы самые разные формы работы. Педагог может объяснять материал, рассказывать. Но этот рассказ должен быть построен с учётом необходимости развития критического мышления слушателей.

Ещё лучше, если организована самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Важно только их правильно подобрать. Если, например, в предложенном материале невозможно найти ответы на возникшие вопросы, то разбуженный на стадии вызова познавательный интерес может и угаснуть.

Вообще-то, совсем неплохо, если некоторые вопросы останутся пока без ответов, но об этом чуть позже.

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть обучающийся получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления.


Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения.

Прием осуществляется в несколько этапов.

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.


II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.


Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Целесообразно на занятии использовать таблицу.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении педагогу останавливаться.


3 стадия Рефлексия

На этой стадии происходит возврат к тем проблемам, вопросам, предположениям, которые были сформулированы на стадии вызова. Обмениваясь мнениями о полученной информации, систематизируя её, ребята делают выводы о том, какие из предположений были верными, а какие нет. Выясняют, какой способ решения проблемы наилучший.

А если что-то решить не удалось, формулируется новая проблема, над которой надо будет поработать на следующем занятии. Таким образом, цикл замкнётся. Точнее, мы плавно перейдём на следующий виток спирали.

  На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д 


«Синквейн» происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Правила написания синквейна:

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого педагог объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.


После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения.


 «Шесть шляп мышления» – это шесть способов мышления.

«Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на занятии. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.

Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.

Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.

Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.

Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития…


«РАФТ» 

Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа)

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно.  Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.

Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.

Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?

А – аудиторией. Кому вы будете писать?

Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.


«Плюс – минус - вопрос»

Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:

В графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «М» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.


«Много – не есть хорошо». Занятие не резиновое, поэтому одно из правил – это использовать не более двух приемов на одной стадии и подводить итог каждому приему, использованному на занятии. Не перегружать занятие приёмами. В противном случае работа будет неэффективной.

· Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников.

· После каждого приема должно следовать обсуждение (подведение итога)

· Для эффективной реализации целей занятия следует тщательно продумывать и выбирать методы и приемы для каждой стадии занятия (вызов, осмысление содержания, рефлексия).

· Разрабатывая занятие, помните, что важно не количество приёмов ТРКМ, а их качество и уместный, логичный переход от одного к другому.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кудрявцева Т.А., Жураховская Л.Ю., Попова Н.В.

Дата: 10.06.2019

Номер свидетельства: 514172


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства