Просмотр содержимого документа
«Влияние КТД на формирование положительной мотивации к учебной деятельности воспитанников подросткового возраста.»
Влияние КТД на формирование положительной мотивации к учебной деятельности воспитанников подросткового возраста.
Проблема изучения мотивации учебной деятельности воспитанников интернатных учреждений приобретает особую актуальность в связи с обособленностью их положения по сравнению с учащимися массовой школы.
Для того, чтобы взрослеющему человеку найти «своё место» в жизни, ему нужно: учиться, развиваться, приобретать, добиваться, проявлять инициативу. Следовательно, для этого ему нужен определённый «толчок», стимул. Именно этим стимулом и является мотивация. Мотивация подростка – это то, что побуждает его двигаться в том или ином направлении.
Известно, что учеба в подростковом возрасте приобретает второстепенное значение для ребят, первое место занимает общение. Результаты успеваемости в этот период понижаются. Чтобы в дальнейшем успешно формировать положительную мотивацию учебной деятельности, помогая каждому ребенку получить необходимое образование для последующего профессионального самоопределения, а значит, и успешной социализации в будущем, важно изучить особенности воспитанников. С этой целью воспитателями применяются самые разнообразные формы и методы педагогического воздействия, способствующие успешному решению воспитательных задач.
Для формирования положительной учебной мотивации воспитанников нашей группы мы использовали коллективно - творческие дела. Исследовательская деятельность по влиянию КТД на формирование положительной мотивации к учебной деятельности воспитанников проводилась в течение двух лет. В начале учебного 2014-2015 года была проведена диагностика по выявлению уровня учебной мотивации ( по методике М. Лукьяновой) и определили доминирующий мотив учения воспитанников. Возраст исследуемых – от 14 до 15 лет.
Полученные результаты диагностики были не утешительны. Высокий уровень школьной мотивации и хорошую школьную мотивацию никто из воспитанников группы не показал. 37,5% исследуемых имели третий уровень, что обозначает положительное отношение к школе, достаточно благополучное самочувствие в школе, хорошее общение с друзьями и учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. 50% - показали низкий уровень школьной мотивации, эти подростки посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. 12,5% из числа диагностируемых показали самый низкий уровень, который характеризует негативное отношение к школе, школьную дезадаптацию. Такие дети испытывали серьезные трудности в обучении: они не справлялись с учебной деятельностью, испытывали проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями, проявляли агрессию, отказывались выполнять задания.
Причины таких низких результатов связаны прежде всего не только с подростковым возрастом ребят, но и с переездом в другое интернатное учреждение в связи с реорганизацией детского дома. Ребятам пришлось адаптироваться не только к “новому” детскому дому, но и к “новым” для них учебным заведениям. Все это существенно повлияло на успеваемость и на поведение ребят.
В определении доминирующего мотива учения мы получили следующие результаты: внутренний мотив учения (интерес к процессу и к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей) у 25% исследуемых. Внешний положительный мотив, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления со стороны взрослых доминирует у 62,5%. У 12,5% исследуемой группы ребят преобладает внешний отрицательный мотив учения, что обозначает побуждения к учению вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникать, если он не будет учиться (напоминания, плохие отметки и выговоры в школе, угрозы и наказания, неприятные переживания, вызванные упреками окружающих). В целом внешний отрицательный мотив мало проявляется. В соотношении между внутренними и внешними положительными мотивами большее значение имеет внешний положительный мотив – осознание обязательного среднего образования, получение выбранной профессии, общение во время учебы, похвала учителя, воспитателя.
Цель исследовательской работы заключается в определении влияния КТД на формирование положительной учебной мотивации воспитанников подросткового возраста.
Коллективные творческие дела - это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Они отличаются совместным созданием дела, его социальным характером и высокой мотивацией. Такие мероприятия направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей, а также реализацию коммуникационных потребностей.
В течение первого и второго года исследования было проведено множество больших и малых коллективно-творческих дел. В групповых мероприятиях («Мы- граждане России» викторина, «Воины боевой славы» интеллектуальная игра, «Этикет и мы» брей-ринг, «Правила поведения в толпе» деловая игра, « Героями не рождаются, героями становятся» диспут, «Символы Российского государства» КВН, «Что? Где ? Когда?» и др. ) ребята принимали активное участие в подборке информации, видеоматериалов, подготовке тематических презентаций. Не все мероприятия вызывали интерес у воспитанников. Сначала включались в работу 2-3 человека, а другие наблюдали, затем присоединялись.
Проектная деятельность, как одна из форм познавательных коллективно-творческих дел, стала распространенной формой продуктивной и общественно - значимой деятельности воспитанников нашей группы. Участие в проектах « Зимние олимпийские игры», «Курская дуга. Огненный рубеж»,позволило сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, формировать активную жизненную позицию, максимально реализовывать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт. Т.к. проектная деятельность предусматривает работу с различными источниками информации, то она обеспечивала формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации. Работа с использованием проектной деятельности дала положительные результаты:
знания по истории и культуре страны;
ценностное отношение к историческим и культурным традициям;
реализацию интересов и творческих способностей учащихся;
опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;
формирование духовного мира личности учащихся;
опыт социальных отношений.
Познавательные КТД способствовали развитию у воспитанников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение.
Участие в художественно-творческих делах: выпуск праздничных стенгазет, подготовка номеров художественной самодеятельности к праздничным концертам посвященным Дню учителя, новогодним праздникам, Дню защитника Отечества, 8 Марта, Дню Победыцеленаправленно развивают художественно-эстетические вкусы подростков, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают не только восприимчивость, отзывчивость, но и ответственность. Особенно большой интерес у детей вызывали мероприятия творческого характера во время отдыха в детских оздоровительных лагерях. В конкурсах самодеятельности «Сказка на новый лад», «Мы - за здоровый образ жизни!», «Голос», «Танцевальный марафон», «Музыкальный ринг», «Шоу фонтанов», «Бал сказочных героев» и др. каждый из детей смог проявить свои творческие способности и талант, ребята придумывали сценарий и самостоятельно распределяли роли, подбирали музыкальное оформление. Огромный интерес проявили к конкурсам творческого конструирования, для участия в таких мероприятиях ребята мастерили из бросового и природного материала не только декорации, но и различные машины, корабли, песочные замки.
Чувство гордости за получение призовых мест вызывало желание участвовать в каждом мероприятии и «зажигало» интерес других ребят. Каждый из них хотел внести что-то свое, показать свои умения и творческие способности.
Спортивные КТД (« Стартины», « Спартакиада», « Веселые старты», «Турниры чемпионов» и многие другие спортивные мероприятия) формировали такие важные качества как быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость, коллективизм, дисциплинированность.
Используя КТД, как эффективный метод воспитательского воздействия, воспитателями соблюдались следующие правила:
- работа основывалась исключительно на принципе добровольности;
-лидерство воспитателя в КТД не проявлялось в активной управленческой деятельности;
- не выполняли за воспитанников то, что они способны выполнить сами;
-опирались на опыт предшествующих дел, а также знания и опыт воспитанников;
-постоянно стимулировали, поощряли малейшие удачи воспитанников в коллективной деятельности; создавали ситуации успеха.
В конце 2015-2016 учебного года была проведена контрольная диагностика. Сравнительный анализ показателей уровня учебной мотивации демонстрирует замено выше результаты. Так показатели второго уровня учебной мотивации увеличились на 12,5%, показатели первого и третьего уровня – без изменений, результаты показателей четвертого уровня учебной мотивации исследуемых выросли на 12,5%, процентный показатель самого низкого уровня учебной мотивации снизился к нулю.
В определении доминирующего мотива учения у 37,5% воспитанников показатели внутреннего мотива преобладают над внешним, у 50% исследуемых больше выражен внешний мотив, 12,5% - в равной степени выражен внешний и внутренний мотив учения.
Данные результаты контрольной диагностики, анализ успеваемости воспитанников, позволяют сделать вывод, что коллективно-творческая деятельность позитивно влияет на формирование учебной мотивации. Такая деятельность способствовала развитию самосовершенствования, самовоспитания, способностей к целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, овладению нормами взаимоотношений в коллективе, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретению навыков индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. КТД содействовала повышению компетенции учащихся в предметной области определённых учебных дисциплин, открыла новые возможности для создания интереса учащихся, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.