kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Влияние занятий дзюдо на уровень морально-волевых качеств обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее ярко морально-волевые качества проявляются у обучающихся в процессе занятий физическим воспитанием и в спортивных секциях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Влияние занятий дзюдо на уровень морально-волевых качеств обучающихся"»

Зубков К.А.,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДО «Центр творчества и досуга», г. Черногорск, Республика Хакасия

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЗЮДО НА УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Процесс морально-волевого воспитания обучающихся включает в себя становление общечеловеческих идеалов, воспитание гражданской зрелости, общественной активности, высоких нравственных потребностей, интересов и мотивов деятельности. Наиболее ярко морально-волевые качества проявляются у обучающихся в процессе занятий физическим воспитанием и в спортивных секциях. В этом отношении менее изученным остается влияние занятий дзюдо. Дзюдо изучаются, главным образом, с позиции их влияния на физическое развитие школьников, а как база морально-волевого воспитания они исследуются недостаточно. Поэтому изучение влияния занятий дзюдо на формирование морально-волевых качеств подростков актуально.

Для диагностики сформированности морально-волевых качеств подростков в процессе физического воспитания выделяются три структурных компонента: когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный. Для каждого из этих компонентов определены показатели воспитанности морально-волевых качеств.

Когнитивный компонент проявляется в системе знаний нравственных, моральных норм и правил поведения в обществе, которыми должен овладеть обучающийся. Показателями наличия когнитивного компонента у подростков была полнота и крепость знаний о сущности и значимости в воспитании морально- волевых качеств в подготовке к жизни.

Эмоционально-мотивационный проявлялся в переживаниях обучающихся, способности адекватно реагировать на нравственное положение в процессе общения с одноклассниками, учителями в процессе физического воспитания. Отражал мотивы и потребность в морально-волевом совершенствовании подростков и интерес к физическому воспитанию. Показателями наличия мотивационного компонента являлись широта, сила и устойчивость мотивации подростков.

Деятельностный компонент отражал реальное проявление морально-волевых качеств. Сформированность этого компонента у подростков определялась по следующим показателям: активность, стабильность, физическая подготовленность и эмоциональная стойкость. Критерием этого компонента определено умение проявлять волевые напряжения и умение управлять эмоциями при выполнении физических упражнений. Показателями были выбраны: проявление активности на уроках физического воспитания; умение практически проявлять такие волевые качества, как терпение, организованность, инициативность и моральные: соблюдение в поведении этических понятий чувство ответственности за свои поступки и действия товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе.

Указанные структурные компоненты, критерии и показатели стали предпосылкой определения высокого, среднего и низкого уровней морально-волевой зрелости, сформированности у подростков в процессе занятий физическом воспитанием.

Во время констатирующего этапа эксперимента сформированность показателей когнитивного компонента определялась при наличии основательных знаний в соответствии с программой по дзюдо, пониманием значимости физического совершенствования, осознанием сущности и роли волевых напряжений при выполнении физических упражнений и нравственной зрелости в процессе.

Сформированность показателей эмоционально-мотивационного компонента определялась при наличии у подростков интереса к физическому совершенствованию, желания воспитывать у себя такие морально-волевые качества, как терпение, организованность, инициативность, уважение к себе и окружающим, удовлетворенность личными достижениями на занятиях дзюдо.

Определение эмоционально-мотивационного уровня морально-волевых качеств при выполнении физических упражнений, в процессе физического воспитания, проводилось с помощью анкетирования, методом группового опроса респондентов.

Оценка этих показателей происходила по 12-балльной системе: 9-2 баллов - высокий уровень сформированности определенного показателя, 6-8 баллов - средний и до 6 баллов - низкий.

Сформированность показателей деятельностного компонента определялась по проявлениям активности обучающихся на занятиях дзюдо и умению практически проявлять морально-волевые качества: соблюдение в поведении этических понятий, чувство ответственности за свои поступки и действия товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе, определялась с помощью экспертной оценки.

Оценивание активности подростков происходило по 3-х балльной системе: постоянная и достаточно высокая активность - 2 балла, ситуативная активность - 1 балл, отсутствие активности - 0 баллов.

Сформированность умения практически проявлять морально-волевые качества: терпеливости, организованности, инициативности и соблюдения в поведении этических понятий, чувства ответственности за свои поступки и действия товарищей, глубокой заинтересованности в общем успехе оценивали с помощью методики Д. Й. Турдимуродова.

Обобщение и систематизация полученных результатов показали, что 21,9% подростков экспериментальной и 12,4 % контрольной групп имели высокий уровень сформированности морально-волевых качеств, 58,6 и 61,8 % - средний и соответственно 19,4 % и 25,8 % - низкий.

К высокому уровню отнесены обучающиеся с высоким уровнем проявления волевых напряжений, а также эмоциональной стабильностью и соблюдением моральных и нравственных понятий в поведении, что проявляется при выполнении большинства физических упражнений и задач разного характера. Подростки этого типа способны длительно выполнять различные задачи и преодолевать при этом значительные трудности, а также существенно увеличивать уровень проявления волевых напряжений под влиянием приемов внешней стимуляции и самостимуляции.

Средний уровень обучающихся также отличается способностью к проявлению волевых напряжений на достаточно высоком уровне, но при недостаточной стойкости. Подростки этого типа не способны выдерживать волевые напряжения в течение длительного времени и проявлять его в процессе разнообразной деятельности.

Низкий уровень характеризуется низким уровнем волевых напряжений, что наблюдается постоянно и при выполнении всех физических упражнений и задач различного характера. Сознательная самостимуляция у обучающихся этого типа практически не сформирована. Даже доступные трудности они преодолевают эпизодически, чаще всего под влиянием наружной стимуляции. Обучающиеся третьего типа отличаются низким уровнем физической подготовленности и их практически не интересуют занятия физическими упражнениями на занятиях дзюдо, они обычно активности не проявляют.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что большинство подростков проявлялись на среднем уровне. Результаты распределения подростков по уровням сформированности основных структурных составляющих (компонентов) моральной зрелости дали основания для вывода о том, что в процессе занятий дзюдо формированию морально-волевой сферы обучающихся уделяется недостаточное внимание. Это позволяет утверждать, что занятия дзюдо, способствуют повышению уровня морально-волевых качеств подростков. В целом определение уровней сформированности структурных составляющих (компонентов) имеет не только теоретическое, но и определенное практическое значение, так как помогает выявить недостатки в учебно-воспитательном процессе и определить пути целенаправленного формирования морально-волевой зрелости у обучающихся в объединении «Дзюдо».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Влияние занятий дзюдо на уровень морально-волевых качеств обучающихся"

Автор: Зубков Константин Александрович

Дата: 08.12.2023

Номер свидетельства: 641606


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства