Просмотр содержимого документа
«Влияние занятий аэробикой на физическое состояние школьников с задержкой психического развития.»
7
Влияние занятий аэробикой на физическое состояние школьников с задержкой психического развития.
Здоровье нации является величайшимдостижениемлюбого государства. Известно, что именно в раннем детстве закладывается основной фундамент здоровья, происходят решающие процессы формирования органов, функциональных систем, становление психического статуса ребёнка. В течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, нервно-психического и физического состояний. На этом фоне появилась стойкая тенденция увеличения количества детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Педагоги определяют их состояние как пограничное между нормой и патологией развития, которое при отсутствии профилактических и коррекционно-педагогических мероприятий может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
Большое количество разработанных в настоящее время и предложенных в практику комплексных программ для детей с задержкой психического развития Е.С. Слеповича, У.В. Ульенковой, З.Ф. Богуславской, О.П. Гаврилушкиной, Е.Я. Жуленёвой, В.В. Докутовича не решают всего спектра задач специального школьного воспитания (Н.Л. Литош, 1999). Это связано с недостаточным вниманием к физическому и двигательному развитию детей. Незаслуженно занижен статус и значение физического воспитания как средства всестороннего развития личности, оно рассматривается лишь с биологических позиций. Мало данных об использовании современных технологий в коррекционно-развивающей работе со школьниками, имеющими задержку психического развития. Не разработаны специальные программы по адаптивному физическому воспитанию на основе современных двигательных систем (аэробики, ритмической гимнастики, современного бального и спортивного танцев). Разумно предположить, что использование этих средств в адаптивном физическом воспитании создаст благоприятные условия для протекания коррекционно-педагогической работы.
В специальных школах, в классах коррекционного обучения система работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их физической подготовленности, работоспособности, активацию познавательной деятельности. Поэтому для учителей физического воспитания массовых школ важнейшая задача обеспечения воспитания физически крепкого молодого поколения должна реализовываться в сочетании с коррекционной направленностью.
Изучение психологических особенностей детей с задержкой психического развития, выявление закономерностей их развития в различные периоды онтогенеза является первым и важным шагом в построении коррекционных программ, направленных на преодоление и коррекцию имеющихся у ребёнка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Несмотря на увеличивающееся количество комплексных профилактических и коррекционных программ, количество детей с задержкой психического развития постоянно растёт.
Попытки включения аэробики в практику физического воспитания детей с задержкой психического развития без достаточного знания её особенностей, как правило, не достигают желаемых результатов. Однако научно обоснованной системы использования аэробики в качества общеразвивающего и коррекционного средства на занятиях физической культурой в классах и школах для детей с задержкой психического развития до сих пор не имеется. Отсюда становится очевидным противоречие между стремлением практики обогатить опыт детей новым содержанием за счёт включения аэробики в учебно-воспитательный процесс и низким уровнем эффективности этой работы в связи с отсутствием научно-обоснованной методики её использования в системе специального образования.
Возникшее противоречие, а также необходимость поиска новых средств и методов адаптивного физического воспитания, разработки новых технологий, построенных с учётом особенностей детей, имеющих задержку психического развития, обусловило актуальность данного исследования.
Педагогический эксперимент проходил в течение шести месяцев. Школьники, входившие в экспериментальную группу, занимались по типовой программе физического воспитания для учащихся коррекционных классов и по разработанной программе аэробики, контрольная группа – только по типовой программе физического воспитания для учащихся коррекционных классов.
В таблице 1 представлено сравнениепоказателей состояния ЦНС школьников контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента.
Таблица 1
№ п/п
Показатели
Пол
Контрольная группа
Экспериментальная группа
t
p
M
m
M
m
1
Теппинг-тест (кол-во раз за 5 сек)
м
30,5
0,62
33,62
0,90
2,83
0,01
д
29,6
0,92
1,6
0,24
2,28
0,01
Как видно из таблицы 1, различия между показателями состояния ЦНС контрольной и экспериментальной групп статистически достоверны как у мальчиков, так и у девочек (p
В таблице 2 отражены показатели физической подготовленности исследуемых школьников контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента.
Таблица 2
№ п/п
Показатели
Пол
Контрольная группа
Экспериментальная группа
t
p
M
m
M
m
1
Быстрота, 30 м,
(сек)
м
5,2
0,1
5,22
0,07
2,37
0,01
д
5,56
0,13
5,36
0,10
1,15
0,05
2
Координация,
3х10, (сек)
м
8,90
0,02
8,76
0,04
2,82
0,01
д
9,45
0,04
9,35
0,02
2,07
0,05
3
Скоростно-силовые, (см)
м
175,2
2,43
183,25
2,05
2,5
0,01
д
162,8
3,37
176,1
2,76
0,99
0,05
4
Гибкость, (см)
м
5,75
0,36
6,87
0,22
2,61
0,01
д
9,5
0,61
11,5
0,61
2,28
0,01
5
Сила (кол-во раз)
м
18,25
0,55
21,37
0,80
3,2
0,01
д
10
0,44
12,6
0,66
3,32
0,01
6
Выносливость (сек)
м
133,08
0,97
130,35
0,86
2,09
0,05
д
141,28
0,42
139,71
0,68
1,96
0,05
Как видно из данных, представленных в таблице 2, между показателями физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп в представленных тестах наблюдаются статистически достоверные различия.
В тестах «бег 500 метров», наблюдаются статистически достоверные различия (pp
Статистически значимых различий между результатами девочек в таких тестах как «бег 30 метров» и «прыжок в длину с места», не выявлено (p0,05).
При проведении теста «бег 500 метров» 11 исследуемых смогли преодолеть дистанцию без остановки, в то время как в контрольной группе лишь 7 исследуемых преодолели эту дистанцию, ни разу не останавливаясь.
При проведении теста «челночный бег 3х10» исследуемые школьники экспериментальной группы показали достоверно более высокий уровень развития данного двигательного качества. По-прежнему у всех исследуемые школьники обеих групп наблюдались некоторые нарушения координации движений, однако у исследуемых детей экспериментальной группы они оказались менее выражены, чем у учащихся контрольной группы.
Исследуемые школьники экспериментальной группы показали достоверно более высокий уровень развития силы и гибкости, что выражено в более высоких бальных показателях по сравнению с учащимися контрольной группы.
Таким образом, в результате педагогического эксперимента, показатели физической подготовленности школьников экспериментальной группы статистически достоверно возросли, в то время как показатели контрольной группы также изменились, но статистически достоверных различий не имеют. Это свидетельствует о том, что занятия аэробикой оказывают существенное влияние на улучшение физической подготовленности школьников 13-14 лет с задержкой психического развития.
В таблице 3 отражены сравнительные показатели выполнения специальных двигательных действий и элементов аэробики исследуемых контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента.
Таблица 3
№ п/п
Показатели
Пол
Контрольная группа
Экспериментальная группа
t
p
M
m
M
m
1
«Группировка» (балл)
м
0,068
0,009
0,16
0,01
6,05
0,01
д
0,055
0,002
0,125
0,032
2,16
0,05
2
«Ножницы»
(балл)
м
0,06
0,007
0,125
0,028
2,11
0,05
д
0,055
0,009
0,10
0,02
2,07
0,05
3
Поворот на одной ноге (балл)
м
0,075
0,01
0,10
0,011
1,98
0,05
д
0,083
0,011
0,15
0,015
3,3
0,01
4
Базовые шаги (балл)
м
7,5
0,18
10,12
0,35
6,59
0,01
д
7,66
0,33
10,16
0,47
4,29
0,01
Исследуемые экспериментальной группы показали более высокий уровень выполнения элементов и базовых шагов, что выражено в более высоких бальных показателях. Это даёт основание считать, что экспериментальная группа успешно освоила технику выполнения специальных двигательных действий. По-прежнему у всех исследуемых контрольной группы наблюдались некоторые нарушения координации движений, однако у исследуемых экспериментальной группы они оказались менее выражены, чем у контрольной. Как видно из результатов представленных в таблицах 1-3, между показателями исследуемых школьников экспериментальной и контрольной групп наблюдаются статистически достоверные различия. Показатели физических качеств исследуемых учащихся экспериментальной группы значительно выросли, в то время как показатели детей контрольной группы также возросли, но достоверности различий не выявлено. Таким образом, представленные данные дают основание считать, что занятия аэробикой, проводимые со школьниками 13-14 лет с задержкой психического развития, положительно влияют на их физическую подготовленность.