kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние занятий аэробикой на физическое состояние школьников с задержкой психического развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние занятий аэробикой на детей с задержкой психического развития

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние занятий аэробикой на физическое состояние школьников с задержкой психического развития.»

7



Влияние занятий аэробикой на физическое состояние школьников с задержкой психического развития.


Здоровье нации является величайшим достижением любого государства. Известно, что именно в раннем детстве закладывается основной фундамент здоровья, происходят решающие процессы формирования органов, функциональных систем, становление психического статуса ребёнка. В течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, нервно-психического и физического состояний. На этом фоне появилась стойкая тенденция увеличения количества детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Педагоги определяют их состояние как пограничное между нормой и патологией развития, которое при отсутствии профилактических и коррекционно-педагогических мероприятий может привести к серьёзным нарушениям здоровья.

Большое количество разработанных в настоящее время и предложенных в практику комплексных программ для детей с задержкой психического развития Е.С. Слеповича, У.В. Ульенковой, З.Ф. Богуславской, О.П. Гаврилушкиной, Е.Я. Жуленёвой, В.В. Докутовича не решают всего спектра задач специального школьного воспитания (Н.Л. Литош, 1999). Это связано с недостаточным вниманием к физическому и двигательному развитию детей. Незаслуженно занижен статус и значение физического воспитания как средства всестороннего развития личности, оно рассматривается лишь с биологических позиций. Мало данных об использовании современных технологий в коррекционно-развивающей работе со школьниками, имеющими задержку психического развития. Не разработаны специальные программы по адаптивному физическому воспитанию на основе современных двигательных систем (аэробики, ритмической гимнастики, современного бального и спортивного танцев). Разумно предположить, что использование этих средств в адаптивном физическом воспитании создаст благоприятные условия для протекания коррекционно-педагогической работы.

В специальных школах, в классах коррекционного обучения система работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их физической подготовленности, работоспособности, активацию познавательной деятельности. Поэтому для учителей физического воспитания массовых школ важнейшая задача обеспечения воспитания физически крепкого молодого поколения должна реализовываться в сочетании с коррекционной направленностью.

Изучение психологических особенностей детей с задержкой психического развития, выявление закономерностей их развития в различные периоды онтогенеза является первым и важным шагом в построении коррекционных программ, направленных на преодоление и коррекцию имеющихся у ребёнка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Несмотря на увеличивающееся количество комплексных профилактических и коррекционных программ, количество детей с задержкой психического развития постоянно растёт.

Попытки включения аэробики в практику физического воспитания детей с задержкой психического развития без достаточного знания её особенностей, как правило, не достигают желаемых результатов. Однако научно обоснованной системы использования аэробики в качества общеразвивающего и коррекционного средства на занятиях физической культурой в классах и школах для детей с задержкой психического развития до сих пор не имеется. Отсюда становится очевидным противоречие между стремлением практики обогатить опыт детей новым содержанием за счёт включения аэробики в учебно-воспитательный процесс и низким уровнем эффективности этой работы в связи с отсутствием научно-обоснованной методики её использования в системе специального образования.

Возникшее противоречие, а также необходимость поиска новых средств и методов адаптивного физического воспитания, разработки новых технологий, построенных с учётом особенностей детей, имеющих задержку психического развития, обусловило актуальность данного исследования.

Педагогический эксперимент проходил в течение шести месяцев. Школьники, входившие в экспериментальную группу, занимались по типовой программе физического воспитания для учащихся коррекционных классов и по разработанной программе аэробики, контрольная группа – только по типовой программе физического воспитания для учащихся коррекционных классов.

В таблице 1 представлено сравнение показателей состояния ЦНС школьников контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента.

Таблица 1

№ п/п

Показатели

Пол

Контрольная группа

Экспериментальная группа


t


p

M

m

M

m


1


Теппинг-тест (кол-во раз за 5 сек)

м

30,5

0,62

33,62

0,90

2,83

0,01

д

29,6

0,92

1,6

0,24

2,28

0,01


Как видно из таблицы 1, различия между показателями состояния ЦНС контрольной и экспериментальной групп статистически достоверны как у мальчиков, так и у девочек (p

В таблице 2 отражены показатели физической подготовленности исследуемых школьников контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента.

Таблица 2

№ п/п


Показатели

Пол

Контрольная группа

Экспериментальная группа


t


p

M

m

M

m


1


Быстрота, 30 м,

(сек)

м

5,2

0,1

5,22

0,07

2,37

0,01

д

5,56

0,13

5,36

0,10

1,15

0,05


2


Координация,

3х10, (сек)

м

8,90

0,02

8,76

0,04

2,82

0,01

д

9,45

0,04

9,35

0,02

2,07

0,05


3


Скоростно-силовые, (см)

м

175,2

2,43

183,25

2,05

2,5

0,01

д

162,8

3,37

176,1

2,76

0,99

0,05


4


Гибкость, (см)

м

5,75

0,36

6,87

0,22

2,61

0,01

д

9,5

0,61

11,5

0,61

2,28

0,01


5


Сила (кол-во раз)

м

18,25

0,55

21,37

0,80

3,2

0,01

д

10

0,44

12,6

0,66

3,32

0,01


6


Выносливость (сек)

м

133,08

0,97

130,35

0,86

2,09

0,05

д

141,28

0,42

139,71

0,68

1,96

0,05

Как видно из данных, представленных в таблице 2, между показателями физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп в представленных тестах наблюдаются статистически достоверные различия.

В тестах «бег 500 метров», наблюдаются статистически достоверные различия (pp

Статистически значимых различий между результатами девочек в таких тестах как «бег 30 метров» и «прыжок в длину с места», не выявлено (p0,05).

При проведении теста «бег 500 метров» 11 исследуемых смогли преодолеть дистанцию без остановки, в то время как в контрольной группе лишь 7 исследуемых преодолели эту дистанцию, ни разу не останавливаясь.

При проведении теста «челночный бег 3х10» исследуемые школьники экспериментальной группы показали достоверно более высокий уровень развития данного двигательного качества. По-прежнему у всех исследуемые школьники обеих групп наблюдались некоторые нарушения координации движений, однако у исследуемых детей экспериментальной группы они оказались менее выражены, чем у учащихся контрольной группы.

Исследуемые школьники экспериментальной группы показали достоверно более высокий уровень развития силы и гибкости, что выражено в более высоких бальных показателях по сравнению с учащимися контрольной группы.

Таким образом, в результате педагогического эксперимента, показатели физической подготовленности школьников экспериментальной группы статистически достоверно возросли, в то время как показатели контрольной группы также изменились, но статистически достоверных различий не имеют. Это свидетельствует о том, что занятия аэробикой оказывают существенное влияние на улучшение физической подготовленности школьников 13-14 лет с задержкой психического развития.

В таблице 3 отражены сравнительные показатели выполнения специальных двигательных действий и элементов аэробики исследуемых контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента.





Таблица 3

№ п/п


Показатели

Пол

Контрольная группа

Экспериментальная группа


t


p

M

m

M

m


1


«Группировка» (балл)

м

0,068

0,009

0,16

0,01

6,05

0,01

д

0,055

0,002

0,125

0,032

2,16

0,05


2


«Ножницы»

(балл)

м

0,06

0,007

0,125

0,028

2,11

0,05

д

0,055

0,009

0,10

0,02

2,07

0,05


3


Поворот на одной ноге (балл)

м

0,075

0,01

0,10

0,011

1,98

0,05

д

0,083

0,011

0,15

0,015

3,3

0,01


4


Базовые шаги (балл)

м

7,5

0,18

10,12

0,35

6,59

0,01

д

7,66

0,33

10,16

0,47

4,29

0,01

Исследуемые экспериментальной группы показали более высокий уровень выполнения элементов и базовых шагов, что выражено в более высоких бальных показателях. Это даёт основание считать, что экспериментальная группа успешно освоила технику выполнения специальных двигательных действий. По-прежнему у всех исследуемых контрольной группы наблюдались некоторые нарушения координации движений, однако у исследуемых экспериментальной группы они оказались менее выражены, чем у контрольной. Как видно из результатов представленных в таблицах 1-3, между показателями исследуемых школьников экспериментальной и контрольной групп наблюдаются статистически достоверные различия. Показатели физических качеств исследуемых учащихся экспериментальной группы значительно выросли, в то время как показатели детей контрольной группы также возросли, но достоверности различий не выявлено. Таким образом, представленные данные дают основание считать, что занятия аэробикой, проводимые со школьниками 13-14 лет с задержкой психического развития, положительно влияют на их физическую подготовленность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Севостьянова Галина Юрьевна

Дата: 06.01.2019

Номер свидетельства: 494003


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства