Просмотр содержимого документа
«Влияние сюжетно-ролевых игр на коммуникацию младших школьников»
Влияние сюжетно-ролевых игр на коммуникацию младших школьников
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы коммуникации детей младшего школьного возраста, а также сюжетно-ролевая игра, как эффективное средство их развития.
Основные понятия. Коммуникативные умения, сюжетно-ролевая игра.
Игра детей вместе со своими сверстниками стимулирует развитие организованности и ответственности ребенка. В любой сюжетно-ролевой игре ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь распределять роли и выбирать предметы, соответствующие выбранному сюжету. Игра помогает закрепить полученные ранее знания: правильно вести себя в определенных ситуациях, поздороваться, подать стул, правильно ответить, поблагодарить и т.д. Изучение игровой деятельности является проблемой, потому что у детей старшего дошкольного возраста игровая все еще является основным видом их деятельности, поэтому, используя ее, можно достичь хороших результатов в формировании коммуникации детей и как следствие успешную личность в дальнейшем.
Вопросом детской игровой деятельности занималось большое количество ученых, поэтому имеются разные подходы к этому процессу. М.И. Лисина рассматривает игру как одну из форм детского общения, Д.Б. Эльконин – как усвоение деятельности взрослых, Ж. Пиаже – как условие и проявление умственного развития.
Этой темы касались такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева, B.C. Мухина. В 70-80-е годы ХХ века оставался открытым вопрос о роли взрослого в обучении детей коммуникации в процессе игры. Т.А. Владимирова, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.И. Щербакова и др. говорили о необходимости руководства взрослым данным процессом, он должен их направлять на создание благоприятных, дружеских отношений в совместной игре.
В психологии понятие коммуникативных умений дошкольников подразумевает целый комплекс индивидуально-психологических свойств личности общественной направленности: коммуникабельность, эмпатия, доброжелательность; уровень знаний, умений социально-коммуникативной деятельности; желание и потребность вступать в коммуникативную деятельность, способность общаться между детьми разного пола [5,.c.51].
Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста происходит в несколько этапов:
1 этап (2-4 г.) – сверстник – это партнер по эмоционально-практическому взаимодействию (ребенок копирует другого ребенка и эмоционально заражается от него);
2 этап (4-6 лет) – у сверстников появляется потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве (общение происходит в процессе общего дела, обычно в игровой деятельности);
3 этап (6-7 лет) – внеситуативное общение между сверстниками (появляются избирательные предпочтения между детьми) [10,c.17].
По достижении детьми старшего дошкольного возраста характер взаимодействия претерпевает значительные изменения. Ребенок начинает выделять у партнера те черты характера, которые ранее ему были незаметны, определяет умения и навыки партнера, что помогает создать ему его целостный образ.
Дети старшего дошкольного возраста, объединяясь для проведения игровой деятельности, в основном выбирают себе партнеров, которые соответствуют их ценностным ориентациям. В своей работе Репина Т.А. говорит о том, что дети данного возраста называли общность интересов, давали высокую характеристику деятельности партнера, делали оценку его личностных качеств, но в то же время выяснилось, что некоторые дети объединялись для поведения игры, потому что боялись остаться в одиночестве, либо, наоборот, хотели быть главными и управлять другими детьми [8,c.213].
Важно также знать, что к концу дошкольного возраста появляются привязанности, у детей появляются друзья, с которыми они предпочитают играть и вообще проводить большую часть времени. Они обсуждают различные темы, делятся переживаниями, дают оценки личностным качествам и деятельности других. Это еще раз подтверждает важность своевременного формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста и создания благоприятных условий для их общения.
Как уже было отмечено ранее, основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В старшем дошкольном возрасте преобладающим типом игры является сюжетно-ролевая. С.Л. Рубинштейн, при описании характеристик данной игры говорил о том, что в ней ребенок наиболее самопроизвольно проявляется, но в то же время, в основе нее лежат взаимоотношения его со взрослым. В ней дети могут проявить различные виды своих эмоций, энтузиазм, самостоятельность, энергичность и главное творчество [4, c.319].
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность детей, которая отражает окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой данной игры является выдуманная ситуация, в которой ребенок примеряет на себя роль взрослого и выполняет его функции согласно созданной им игровой обстановке. [2, с 166 ].
Д.Б. Эльконин в своей работе говорил о том, что данный вид игры – это проявление увеличивающейся связи детей старшего дошкольного возраста с окружающим его обществом. Появление этой связи, типичной для детского возраста, связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных, подсознательных сил, а с совершенно установленными условиями жизни ребёнка в обществе [9,c.167].
А.Н. Харчевникова утверждает, что в сюжетно-ролевой игре дети старшего дошкольного возраста показывают свое осмысление взрослой жизни, и, придумывая сюжет и копируя действия взрослых выражают свой личный характер. В реальной жизни для них это недопустимо, потому что все должно быть настоящим, нет места волшебству. В этих играх ребенок показывает то, что он хочет своими делами повлиять на окружающий мир [7, c.48].
Д.Б. Эльконин указывает на социальную природу игры. Желание проявить себя, овладеть теми или иными ролями присуще деятельной натуре детей [9, c.168].
В данном виде игр проявляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров, товарищей, которые исполняют совместное дело. В совместной игре дети могут научиться взаимопониманию, взаимопомощи, обучаются изменять свои действия, согласуя с поступками партнеров по игре.
Исходя из того, что ребенок, обладая основными знаниями о правилах и нормах поведения, постоянно развивается и совершенствуется как личность, ему нужно предоставлять возможность применять эти знания на практике, а так как игра является основным видом деятельности в этом возрасте, сюжетно-ролевая будет лучшим способом для этого. Ведь в игре они могут применить все полученные знания о взаимоотношениях, часто в ходе игры возникают конфликты из-за того, что кто-то не согласен с сюжетом или исходом какой-либо ситуации, каждый старается отстоять свою точку зрения, не считаясь с мнением других участников игры. Здесь уже можно увидеть, как выходят из ситуаций конфликта дети, используя знания, приобретенные в процессе наблюдения за отношениями взрослых в семье. Так же значительное влияние на формирование личности в старшем дошкольном возрасте оказывает появляющееся общественное мнение среди сверстников, так называемая взаимная оценка. Ребенок старается не выполнять таких действий, которые повлекут за собой негативное отношение ровесников, а наоборот пытается сделать все, чтобы получить их одобрение и положительное к себе отношение. Все дети получают определенный статус в коллективе, а степень популярности зависит от большого количества факторов, таких как внешность, интеллектуальное развитие, количество усвоенных знаний и умений, способности входить в контакты и т.д. В игру обычно объединяются дети с учетом собственно-личностных качеств и симпатий, но если на какую-либо роль нет желающих, то вполне возможно участие непопулярного ребенка [6, c.24].
Хочется сказать, что детям шести лет еще трудно работать согласовано с другими детьми. Несмотря на то, что считается, что язык игры понятен всем, обязательно нужен еще и другой язык – общение. Он нужен для того, чтобы дети могли объяснить взаимосвязь своих действий с действиями партнера, для того, чтобы помочь другому участнику игры и т.п., [3, c.76].
Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что сюжетно-ролевая игра имеет весомое значение в формировании у старших дошкольников коммуникативных умений, ведь взаимоотношения в игре сверстников имеют влияние на становление личности ребенка и формирование у него таких положительных качеств личности как взаимопомощь, отзывчивость и т.п. [1, c.43].
Таким образом, участие детей в игре является важной составляющей не только для благополучного будущего, но и довольно интересного и насыщенного настоящего ребенка. Игра делает жизнь ребенка более полной в плане общения детей и применения полученных умений и навыков в повседневной жизни. Сюжетно-ролевая игра – это важное и незаменимое средство всестороннего развития детей, ведь она связана с различными видами деятельности, как говорилось ранее, в ней могут быть использованы абсолютно разные сюжеты и соответственно роли. Данный вид игры подразумевает развитие у детей возможности взаимодействия между собой в процессе обговаривания и активного обсуждения ролей и исходов сюжета и, непосредственно, в процессе самой игры. Дети учатся уступать и понимать чувства других персонажей и личностей, участвующих в данном процессе. Именно это является неотъемлемой и немаловажной частью педагогического процесса.
Проведя анализ описанного материала, можно с уверенностью сказать, что сюжетно-ролевая игра имеет влияние на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, потому что в данном возрасте преобладает общение со сверстниками, а в ней принимают участие преимущественно дети одного возраста. Общение детей имеет отражение на формирующейся личности дошкольного возраста. От того в каком стиле ребенок общается, в каком положении он находится среди сверстников зависит насколько он будет чувствовать себя спокойным и удовлетворенным в их окружении, а также станет явным насколько он усвоил нормы общения.
Если ребенок будет уметь правильно взаимодействовать с детьми своего возраста, то для него появятся новые возможности, такие как совместное познание окружающего мира, общение со сверстниками, с мальчиками и девочками.
Учеными неоднократно было доказано, что игра имеет существенное влияние на формирование личности ребенка. Поэтому, если игра будет находиться под контролем взрослого и умеющее направляться в нужное русло, можно с помощью нее осуществлять положительное влияние на формирующуюся личность ребенка, на его морально-волевые качества. В сюжетно-ролевой игре дошкольником реализуется потребность влияния на окружающий мир, развивается память, внимание, рефлексивное мышление и другие качества, которые в дальнейшем применяются им и в других видах деятельности.
Список литературы
Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. – Москва: Форум, 2015. – 142 c.
Гребенкина Н. В., Капнина А. А., Пашкевич Л. М. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 166-168
Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. – Екатеринбург: Деловая кн., 2014. – 175 c.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 705 с.
Сафонова, О. Активизация речевого общения старших дошкольников / О. Сафонова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 50-56.
Тюнников, Ю. «Когда мои друзья со мной…»: формирование дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками / Ю. Тюнников, М. Мазниченко // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – С. 24-29.
Харчевникова, А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей четырех-пяти лет: особенности организации / А.Н. Харчевникова // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 10. – С. 48-55.
Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 256 с.
Эльконин, Д. Психология игры/ Д. Эльконин. – М.: Владос, 2014. – 360 с.