kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние психологического климата группы на развитие личности и хореографических умений ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается благоприятный психологический климат в группе как способ влияния на развитие личности и хореографических умений ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние психологического климата группы на развитие личности и хореографических умений ребенка»

Влияние психологического климата группы на развитие личности и хореографических умений ребенка

Аннотация. В статье рассматривается благоприятный психологический климат в группе как способ влияния на развитие личности и хореографических умений ребенка. Хореография занимает особое место среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения. Через хореографию закрепляется знание о прекрасном, развивается чувство вкуса, закладываются основы двигательной культуры человека, формируются интересы и мотивации [2]. Хореографическое воспитание приобретает в настоящее время все более системный характер. Многолетняя работа педагогов-практиков в танцевальных студиях и в хореографических кружках дает большой материал для обобщения как в вопросе танцевального образования и воспитания, так и развития личности ребенка. Хореографический коллектив решает важные художественные и воспитательные задачи, которые не ограничиваются лишь развитием танцевальных способностей детей, их любви к танцу, но и развивают личностные качества детей, формируя их путем обучения и приобщения к культуре танца [5]. Попадая в хореографический коллектив, ребенок находится в тесной взаимосвязи с группой и педагогом, он социализируется, учится работать в команде, не сдаваться, когда сложно, помогать тем, кто слабее и брать положительный пример с других. Чтобы формирование личности ребенка в коллективе было полноценным, развивались его положительные качества, и не оказывалось негативного влияния, в группе должен быть сформирован благоприятный психологический климат. Именно психологический климат группы оказывает большое влияние на развитие личности ребенка и на его успешность. Актуальным с этой точки зрения является изучение структуры межличностных отношений в хореографической группе и влияния ее на всех участников для успешного формирования танцевальных способностей, необходимых качеств личности и достижения высоких результатов. Создавая психологически комфортную среду для ребенка, педагог способствует достижению высоких результатов ребенка и группы в целом. В исследовании проблемы формирования танцевальных способностей и личности детей в условиях хореографической студии, путем создания благоприятного психологического климата в группе, важную роль играют труды известных мастеров танца, педагогов и психологов – А.Б. Баранова, А.С. Макаренко, Т.С. Ткаченко, Т.А. Шкурко. С точки зрения психологии и педагогики, танец служит средством выражения чувств ребенка, и тем самым, дает возможность узнавать и изменять межличностные отношения. Важная сторона этих отношений – психологический климат, от которого зависит, насколько сможет проявить себя ребенок, развить лучшее в своей личности [1]. 34 Именно педагог играет роль наставника и регулирует отношения среди участников коллектива путем сплочения коллектива, создавая тем самым благоприятный психологический климат детского коллектива. Постоянная грамотная работа педагога по выстраиванию отношений между детьми и созданию благоприятного климата в детском коллективе из урока в урок всегда дает положительный импульс в творчестве каждого ребенка [5]. В современной психологии танец рассматривается, как новый, эффективный диагностический, психокоррекционный метод наиболее адекватный природе человека. С точки зрения психологического подхода танец – это текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характера и отношениях личности [6]. Изучив основные признаки благоприятного психологического климата в группе и способы его формирования, рассмотрим как может повлиять психологический климат группы на развитие личности и хореографических умений ребенка. Мы исследовали две группы детей дошкольного возраста в хореографической студии. Нам необходимо было определить, насколько климат в каждой группе является благоприятным. Изучив психологический климат групп, мы обнаружили, что в первой группе детей превалирует восторженное, радостное настроение и комфортная психологическая атмосфера. Во второй группе детей преобладает спокойное настроение, уравновешенное состояние и комфортная психологическая атмосфера. В обеих группах благоприятный психологический климат, коммуникабельность и адаптация детей в группе. Однако в процессе обучения группы проявляли себя по-разному. Если в первой группе дети ведут себя более активно, сосредоточенны и нацелены на достижение более высоких результатов, любят выполнять более сложные упражнения и мотивированы победами на конкурсах, то дети во второй группе проявляли меньшую активность. Дети во второй группе обладают такими же задатками, что и дети в первой группе, но хореографические данные развиваются медленнее, чем у первой из-за недостаточной работоспособности, дети во второй группе более флегматичны, у них меньше выражено стремление к целям и сложнее преодолеваются трудности в обучении, что делает их менее конкурентноспособными. Психологический климат одинаково благоприятен в обеих группах, но атмосфера внутри групп разная: в первой группе так называемая «рабочая атмосфера», более продуктивная и активная, что способствует высоким результатам и формированию в детях лидерских качеств и успешности; а во второй – размеренная и спокойная, что ведет к развитию хореографических умений ребенка относительно самого себя, но не относительно других детей из первой группы [3]. Отсюда следует, что в группах разный социальный климат, который выделяется, как отдельная климатическая зона психологического климата в соответствии с представлениями Н.В. Мансурова, который в понятии психологического климата определяет такие «климатические зоны», как: социальный климат, моральный климат и непосредственно сам психологический климат [4]. Чтобы изучить влияние группы на развитие личности и хореографические умения ребенка, в каждую группу были зачислены по два ребенка (мальчик и девочка), ранее там не занимавшихся. На первых занятиях дети, которых зачислили в первую группу, чаще сталкивались с трудностями в освоении танцевальных комбинаций и выполнении упражнений, чем дети, которых зачислили во вторую, из-за более высоких требований, выдвигаемых группе. Но позже «новенькие» дети в первой группе стали усваивать материал быстрее, а затем стали показывать результаты наравне с одногруппниками. У них сформировались такие личностные качества, как: работоспособность, выносливость, усидчивость и целеустремленность, в отличие от «новеньких» детей, которых добавили во вторую группу (они усваивали материал медленнее, для приобретения хореографических умений наравне со своей группой понадобилось больше времени, чем «новичкам» из первой, а также в полной мере развить свои способности им 35 удалось только под конец учебного года). В обеих группах среди «новеньких» детей девочки развивались и «догоняли» группу быстрее, чем мальчики. В начале и в конце учебного года был проведен психологический тест на определение самооценки и тестирование физических данных у «новеньких» детей в обеих группах. Этот же тест было предложено пройти и остальным ребятам в группе, для того чтобы понять, как воспринимает группа «новеньких» детей. В итоге мы можем сказать, что у детей, которые были зачислены в первую группу, помимо более высокого уровня хореографических умений, сформировались такие личностные качества, как: умение верить в себя и свои силы, целеустремленность, трудолюбие, умение работать в команде, взаимопомощь и взаимовыручка, ответственность и конкурентоспособность. По результатам итоговой диагностики, мы можем сделать вывод, что на развитие физических данных и хореографических умений группа оказывает такое же влияние, как и на развитие личности ребенка. Динамика хореографического и личностного развития зависят друг от друга, так как по мере формирования в ребенке целеустремленности, усидчивости и трудолюбия, в нем развиваются хореографические умения, от собственного стремления к развитию зависит успешность ребенка в достижении определенных результатов. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают не только общую эстетическую и танцевальную культуру, но и развиваются как личности. Занятия в хореографическом коллективе дают ребенку возможность научиться выносливости, трудолюбию, дисциплине. Дети преодолевают застенчивость, что приводит к здоровой самооценке, учатся много работать для достижения цели, преодолевая маленькие трудности, становятся эмоционально-устойчивыми, формируют навыки общения, благодаря которым выстраиваются здоровые отношения со сверстниками. На все это оказывает непосредственное влияние психологический климат группы, развивая в ребенке нравственные и моральные личностные качества. Таким образом, рассмотрев особенности развития личности и хореографических умений обучающихся в хореографической студии, мы приходим к выводу, что танцевальное искусство развивает не только хореографические умения, но и способствуют созданию ситуаций успеха и похвалы на занятиях, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающихся. Занятия танцем гармонизируют развитие личности ребенка. На занятиях хореографией в коллективе с благоприятным психологическим климатом у ребенка развиваются здоровые отношения с другими детьми и педагогом. Проанализировав проблему психологического климата группы в научной литературе, мы видим, что занятия хореографией для ребенка выступают как средство развития психики и гармонизации человека через творчество, танцевальные движения способствуют выявлению ритмических рефлексов, приспосабливают ребенка к определенным раздражителям, развивают физически и духовно, и социализируют его. Также следует отметить, что при наличии у ребенка задатков, в благоприятной атмосфере, он будет добиваться успехов и более высоких показателей в группе с более сложной программой, так как будет чувствовать поддержку не только со стороны семьи, но и педагога, и детей – одногруппников. Осознание ребенком, что он смог совместно с группой и учителем преодолеть трудности, научиться новому и стать успешнее ведет к формированию здоровой самооценки, чувства реализованности и удовлетворенности процессом обучения.

Список литературы

1. Аликина, Г. В. Изучение психологического климата классов у младших и старших школьников / Г. В. Аликина. Москва: Просвещение, 2006. Текст: непосредственный.

2. Баранов, А. Б. Создание условий для формирования позитивного отношения к культурным ценностям в процессе обучения танцам / А. Б. Баранов. Текст: непосредственный // Дополнительное образование. 2005. № 10. С. 54–56.

3. Карелин, А. А. Психологические тесты / А. А. Карелин. Москва: Владос, 2001. 248 с. 36 Текст: непосредственный.

4. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса / А. С. Макаренко. Москва: Просвещение, 2013. 34 с. Текст: непосредственный.

5. Ткаченко, Т. С. Народные танцы / Т. С. Ткаченко. Москва: Искусство, 1975. 12 с. Текст: непосредственный.

6. Шкурко, Т. А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе / Т. А. Шкурко. Текст: непосредственный // Психологический вестник. 2006. № 4 (6). С. 27.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Секарова Евгения Андреевна

Дата: 12.10.2022

Номер свидетельства: 614814


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства