«Влияние коллаборативной среды на создание ситуации открытий».
«Влияние коллаборативной среды на создание ситуации открытий».
Если учитель с «традиционным» стилем преподавания, основанным на передаче готовых знаний, желает помочь ученикам стать личностями с развитым критическим мышлением, то ему самому необходимо иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Влияние коллаборативной среды на создание ситуации открытий».»
Я, Зубко Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы Митрофановской средней школы Кантемировского района. Работаю в школе сороковой год, Почетный работник образования РФ, ГРАНТ-2007 и 2013, квалификационная категория – высшая.
В основе моей педагогической деятельности лежат слова Л.С. Выготского: «Прежде чем объяснить – заинтересовать; прежде чем заставить действовать – приготовить к действию; прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового». Деятельностный подход, новые современные технологии и методы, соучение, сотрудничество и сотворчество – это то, чему в настоящее время я уделяю основное внимание в своей работе. Для внедрения всего этого в практику мне необходимо создать коллаборативную образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. В коллаборативной атмосфере ребенок - личность чувствует себя свободно и безопасно в процессе обучения. Работа в группах помогает создавать атмосферу доверия и поддержки, в которой каждый сможет выражать свои чувства, вести диалог, быть услышанным. В совместной деятельности у ребят формируются чувства ответственности и сплоченности, развивается их критическое мышление.
Тема моего мастер-класса «Влияние коллаборативной среды на создание ситуации открытий». Я постараюсь показать, как организовать группы и работу в них, используя различные методы и приемы технологии критического мышления, постараюсь раскрыть суть авторской технологии «Создание ситуации открытий», которую я хочу апробировать в этом учебном году.
1.Обучение критическому мышлению.
Критическое мышление в современной педагогике является одним из ключевых понятий и поэтому –актуальным для усовершенствования процессов образования.
Основные характеристики критического мышления учащихся:
Рациональность.
Стремление найти лучшее объяснение, постановку вопросов вместо поиска категорических ответов, поиск и учет любых доказательств; оперирование аргументами, а не эмоциями.
Непринуждённость.
Оценивание всех видов; анализ и признание множества возможных точек зрения или перспектив; стремление остаться открытым для альтернативных интерпретаций .
Суждение.
Признание важности доказательств, уместности и значимости альтернативных предложений и перспектив.
Дисциплина.
Стремление к точности, всестороннему и исчерпывающему рассмотрению ( учет всех иеющихся доказательств и принятые во внимание всех точек зрения).
Самосознание.
Осознание субъектности собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.
Постараюсь показать несколько моментов работы с детьми на учебных занятиях.
Как разделить класс на группы
Выбери букву!
(15 букв трех цветов) – по цвету букв формируются 3 группы.
Название команды.
Из 5 букв каждая группа складывает слово – название своей команды.
СЛОВО ТОЧКА БУКВА
Как учить фантазировать и развивать воображение
Словарный диктант – буквы крепятся на доске.
Задание по группам: как бы вы расположили лепестки? Что они вам напомнили?
Записывается полученное слово ДЕТСТВО
Закройте глаза и представьте свое детство, нарисуйте один предмет – символ детства.
Например, дом. Разделите его на две половинки – напишите в одной половинке тёплые слова о вашем доме детства, в другой – холодные, горькие.
Читаем слова. Если кто-то из вас забыл записать какое-либо хорошее и теплое слово, добавьте его в свои записи. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром. А сразу ли вы вспомнили горькие слова? Давайте вспоминать их реже.
На уроке мы дадим детям задание определить склонение, род.
А теперь вновь закройте глаза и вспомните свой детский альбом с фотографиями. Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию. Где она снята? Кто стоит или сидит рядом? Запишите слова в 2 столбика: одушевленные - неодушевленные, собственные – нарицательные.
Составьте слова из букв слова «детство».
Например: совет, тесто, вето, свет, тест, дот, сто и др.
Приемы работы с текстом
Удивительная страна детства
Моя страна детства удивительная. Вы спросите почему? Я считаю, что ни в одном возрасте люди не удивляются так много, как в детстве. Удивляются техническим новинкам и явлениям природы, космическим далям и неповторимой планете Земля. Я тоже удивляюсь многим вещам. Взять, например, телефон. Люди разговаривают друг с другом, находясь на расстоянии в десятки, сотни километров – и им хорошо всё слышно. Как будто бы голоса людей проносятся через моря и океаны, горы и пустыни.
Но больше всего я удивляюсь доброте моей мамы. Она – самый лучший человек на свете. Всегда меня поймёт, и поможет. Даже если я сделаю что-то не так, и мама поговорит со мной строго, я не в обиде на неё, я знаю, что она желает мне только добра.
Автор : Ирис Ревю
Задания по группам: по прочитанному тексту тему Детство выразить с помощью методов:
Фишбоун.
Синквейн.
Денотатный граф.
Метод "Фишбоун"
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Метод "Синквейн"
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи..
Метод "Денотатный граф"
Денотатный граф (от латинского denoto – «обозначаю» и греческого «пишу») – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
В верхнем прямоугольнике графа записывается основная мысль или тема.
В средних прямоугольниках – глаголы, которые раскрывают содержание
основного понятия (мысли по абзацам, предложениям, главам…).
В нижнем ряду – конкретизация понятия для каждого глагола.
При выстраивании денотатного графа следует учитывать позитивные
характеристики, существенные признаки понятия, что является содержанием
положительного графа, и отрицательные моменты (антиподы, «подводные
течения»), которые являются составляющими того же самого понятия и
представляют своего рода препятствия на пути реализации позитивного – эти
признаки выстраиваются в отрицательный граф.
Теоретические основы Кембриджского подхода к преподаванию
семь модулей:
1. Новые подходы в преподавании и обучении.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4. Использование информационно- коммуникационных технологий в преподавании.
5. Обучение талантливых и одаренных детей.
6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
7. Управление и лидерство в обучении.
Если учитель с «традиционным» стилем преподавания, основанным на передаче готовых знаний, желает помочь ученикам стать личностями с развитым критическим мышлением, то ему самому необходимо иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей
Коучинг и менторинг
Коучинг - наставлять, подготавливать, тренировать. Это созидательный, активный процесс совместного обдумывания практических проблем и способов их решения силами коллектива, обмен идеями, совершенствование педагогической практики.
Менторинг – длительный процесс создания доверительных отношений ментора с подопечным, направленный на совершенствование практики последнего, используя опыт и знания первого.
Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее
догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный
личный опыт.
Критическое мышление - это мышление самостоятельное. Каждый
ученик сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от
остальных. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно
носит индивидуальный характер.
А любой ли человек может мыслить критически? С какого возраста
необходимо развивать критическое мышление ребенка? Как вообще его
можно развивать?
Жан Пиаже писал, что к 14-16 годам наступает этап, когда критическое
мышление получает свое наибольшее развитие. А для того, чтобы учащийся на данном этапе мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, развивать критическое мышление надо уже с первых ступеней школьного обучения.
Технология «Развитие критического мышления» разработана
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии
мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять
главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
На уроке с применением данной технологии ученики становятся
главными действующими лицами урока. Роль учителя — в основном
координирующая.
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов,
осмысление (содержание), рефлексия.
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Задача первой фазы урока – не только активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения
поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности;
теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление;
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление),
информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.
Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития
критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие
мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей.
Данная технология отвечает целям образования на современном этапе,
вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами
организации учения самообразования.
Уроки в технологии развития критического мышления дают учащимся
возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и
проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Рефлексия
Порекомендую вам пять правил применения технологии развития
критического мышления:
Правило первое: Если хочешь узнать, что такое ТРКМ – применяй еѐ в
своей практике и только после этого делай выводы.
Правило яблока 1:
разве можно узнать вкус плода, если ты его не пробовал?
Правило второе: Применяй технологию, если у тебя есть потребность.
Правило яблока 2: если ты не хочешь есть, никакое яблоко не пойдѐт
впрок.
Правило третье: Применение отдельного приѐма или стратегии без
осознания целостной теории непродуктивно. Правило яблока 3: если
ты откусил яблоко и проглотил, не разжевав, или выплюнул, как ты
узнаешь его вкус или насытишься?
Правило четвѐртое: Отдельный приѐм или стратегия могут не
совпадать с индивидуальным стилем учителя, ищи свои приѐмы. То,
что хорошо получается у одного учителя, может совсем не получиться
у другого. Мы разные. Правило яблока 4: яблоки бывают разные, надо
многое попробовать, чтобы найти свой сорт.
Правило пятое: Помни, что преподавание требует меры, меры между
репродукцией и творчеством. Правило яблока 5: если ты не вырастил
ни одной яблони, разве ты можешь быть Мичуриным?
Прием "Кубик"
Данный прием используется на этапе осмысления.
Этот приём :
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением.
Методическая игра “Мои предпочтения”.
(Метод представлен Валентиной Фаткуловой).
Цель метода: расслабление для уставшей группы.
Участники: весь класс.
Правила проведения игры:
Ведущий раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный).
Далее – просит участников ответить на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный).
И последнее задание – просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).
После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:
Три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;
Три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;
Три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе
Жизнь есть театр, и люди в ней актеры.
(У. Теккерей)
“Жизнь есть театр, и люди в ней актеры” И кто сказал: Учитель не актер? Актеры, сценаристы, режиссеры… Наш с вами, сударь, беспредметен спор. Звенит звонок, терзая трелью нервы. Один – не три: последний – он же первый, И опоздавшие появятся… на сцене, С беспечностью срывая представленье. Звенит звонок сомнений и тревог – Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!
Ода Технологии
развития критического мышления
Пока на нашей голубой планете Рассвет встречают взрослые и ……, Пока о будущем не забывают люди – ………………… мышление есть и ………..! И пусть проходят годы и …………………, Пускай уйдет из …………….. лихолетье! Пусть мир становится умней и электронней - Технология ………. не станет ……………..…! И не надейтесь даже, и не ждите, Что обойдется без нее ……………! Или компьютер сможет заменить Мышление ………………? Этому не быть!
Базовая модель ТРКМ
Стадии
Методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I стадия
Вызов
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
Парная мозговая атака.
Групповая мозговая атака. Ключевые термины.
Свободное письменное задание.
« Дерево предсказаний»
Таблица «З-Х-У».
Плюс-минус-вопрос.
Верные и неверные утверждения
Корзина идей
Ключевые термины
выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.
внимательно выслушивает их ответы
актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям.
вносит изменения, дополнения.
даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления
обобщает полученную информацию;
Тркм
Преимущества ТРКМ
Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:
работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
есть возможность повторения, усвоения материала;
усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
обостряется любознательность, наблюдательность;
дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
развивает активное слушание;
исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
Затруднения, которые испытывает педагог, работая
в данной технологии.
Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно-урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.
Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
Неправильное понимание стратегий и методов.
Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
Сложность в подборе материала (из разных источников).
Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ.
Большие моральные, временные и материальные затраты.
Образовательные результаты
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.
«РАФТ» (в переводе raft – «плот»)
Р(оль)
А(удитория)
Ф(орма)
Т(ема).(описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа)
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.
Определим 4 параметра будущего текста:
1.Р - роль (капелька)
2. А –аудитория (учащиеся класса)
3. Ф – форма (сказка)
4. Т – тема «Путешествие капельки»
Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»
Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант.
Понятно, что решить проблему легче, если она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика. Так что же – решать на занятиях реально существующие проблемы? Почему бы и нет? Среди подходящих для обучения проблем те, что связаны с изучением различных текстов, анализом ситуаций, проведением деловых игр.
Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется «ИДЕАЛ».
I Identify a problem
D Debate a problem
E Essential solutions
A Activity
L Logical conclusions
И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.
Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрициния (частица «не»).
Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластер).
А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.
Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Целесообразно на уроке использовать таблицу.
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нету боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Урок, рожденный вдохновеньем
Бумаги
Уроки
Книги
Игры
Возраст
Единодушие
Друзья
Искусство
Любовь
Юность
Интеллект
Дети Встреча
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)