Просмотр содержимого документа
«Входная диагностика вокальных способностей»
Входная диагностика вокальных способностей
Диагностика чувства темпа иметроритма
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"
Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано, простой мелодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
Ребёнку предлагается следующая инструкция: "Давай выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.
В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов). После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.
Критерии оценки:
адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции – ребенок зачисляется на базовый уровень;
адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа - ребенок зачисляется на базовый уровень;
ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции – ребенок зачисляется на стартовый уровень;
сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень - ребенок зачисляется на стартовый уровень.
Тест - игра на изучение чувстваритма
"Ладошки"
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Предлагаемый материал
Детская песня "Дин-дон"
Детская песня "Петушок"
3. М. Карасев "Елочка"
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
Критерии оценки:
точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень – ребенок зачисляется на базовый уровень;
воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень – ребенок зачисляется на базовый уровень;
адекватное метрическое исполнение с пением 4 - 5 тактов - слабый уровень - ребенок
зачисляется на стартовый уровень;
неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкийуровень –
ребенок зачисляется на стартовый уровень.
Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармоническогослуха)
"Гармонические загадки"
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий – ребенок зачисляется на базовый уровень;
средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий – ребенок зачисляется на стартовый уровень;
слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия - зачисляется на стартовый уровень.
"Повтори мелодию"
Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в
соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки. Ребёнку предлагается: спеть любую известную ему песенку; повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте; подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.
Критерии оценки:
высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более – ребенок зачисляется на базовый уровень;
средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне - ребенок зачисляется на стартовый уровень;
слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции - ребенок зачисляется на стартовый уровень.
Диагностика чувстватембра
Тест - игра "Тембровые прятки"
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно
дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и
той же мелодии.
Предлагаемый материалсоставляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:
Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента - ребенок зачисляется на базовый уровень;
средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров - ребенок зачисляется на базовый уровень;
низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров - ребенок зачисляется на стартовый уровень.
Диагностика эмоциональной отзывчивости намузыку
Тест "Музыкальная палитра"
Цель:изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:
"Утреннее размышление"
"Сладкая грёза"
"Баба-Яга"
"Болезнь куклы"
"Игра в лошадки"
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Критерии оценки:
высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
детализация (разработанность) своей идеи или образа;
беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал - ребенок зачисляется на базовый уровень;
средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения) - ребенок зачисляется на базовый уровень;
низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации - ребенок зачисляется на стартовый уровень.
6. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусовдетей
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты.
Ты любишь музыку?
Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров) - ребенок зачисляется на базовый уровень;
средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки - ребенок зачисляется на стартовый уровень;
низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности - ребенок зачисляется на стартовый уровень.