Виды мизансцен. Методические рекомендации для студентов отделения «Социально – культурная деятельность»
Виды мизансцен. Методические рекомендации для студентов отделения «Социально – культурная деятельность»
Целью моей педагогической деятельности является повышение качества и уровня подготовки выпускника в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
систематизация и закрепление полученных студентом знаний и умений через выполнение выпускной квалификационной работы;
владение достаточным набором современных организационно-творческих средств, для осуществления профессиональной деятельности в области разработки и реализации выпускной квалификационной работы;
выявление уровня художественно-профессиональной и общенаучной подготовки студентов, их способность к самостоятельной практической работе в учреждениях культуры культуры;
развитие социально-культурной деятельности в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды мизансцен. Методические рекомендации для студентов отделения «Социально – культурная деятельность» »
Путина Наталья Владимировна
Заведующая отделением Социально – культурная деятельность
Барабинский филиал
государственного автономного образовательного учреждения
среднего профессионального образования
Новосибирской области
«Новосибирский областной колледж культуры и искусств»
Виды мизансцен. Методические рекомендации для студентов отделения «Социально – культурная деятельность»
Режиссер, по классическому определению В.И. Немировича-Данченко, и толкователь, и учитель сцены и организатор. Его функции многообразны, а роль всеобъемлюща. Но что же именно составляет особенность профессии режиссера? У каждого из создателей представления свой собственный художественный язык. Артист выразит свое понимание в действии, художник в макете, композитор в музыке. А режиссер? Что является языком режиссера? Можно сказать лишь одно. Уже с того момента, как режиссер впервые берет в руки сценарий, в его сознании возникает пластическая мелодия всего представления. Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде. Назначение мизансцены -- через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия.
Виды мизансцен и их визуальное восприятие:
1. Круговая – по часовой стрелке динамика движения. Против часовой – антидинамика движения.
2. Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство.
3. Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем.
4. Фронтальная – необходима для укрупнения плана – подавляющее на первом плане, уравновешенная на втором плане, теневое на третьем плане.
5. Вертикальная – высота площадки работает на увеличение пространства.
6. Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста.
7. Спиральная – от авансцены в глубь сцены, вертикальная – бесконечность. Горизонтальная – эмоциональная насыщенность.
8. Симметричная – покой, равновесие, уверенность в правоте.
9. Ассиметричная – (флюсовая) – перевес.
10. Шахматная – зрительное увеличение количества актеров.
11. Мизансцена винт – (штопор) – «вдавливание в зал».
12. Пунктир – движение – остановка – движение – остановка. Это связанно с поиском решения.
13. Барельефно-монументальная – зафиксированная неподвижность действующих лиц для выявления внутренней напряженности. Чаще всего параллельна рампе или линии сцены – в анфас. Относится к массовым мизансценам в глубине сцены либо прямо на авансцене. Стоп кадр – момент фиксации.
Принцип глубинного построения мизансцен:
Заимствован из кино. Крупный план, средний – связан с группой или небольшим объектом и общий план, который связан с делением сцены в глубину на 3 части: 1-й, 2-й и 3-й планы.
Первый план (крупный) – линия авансцены до занавеса (просценизм). Здесь можно выстраивать мизансцены для одного 2-х человек. Можно воспринимать по частям, эскиз какого то образа.
2-й план – от линии занавеса до 1-й 2-й кулисы. Хорош для групповых мизансцен. Все виды мизансцен кроме барельефном возможно выстраивать на 2-м плане.
3-й план – от третьей линии кулис к заднику. Общий план, рапиды, стоп-кадры хороши на 3-м плане.
Ракурсное построение мизансцены:
1. Фас – анфас. Лицом к залу раскрывает всю фигуру человека. Его глаза, лицо. 4 случая:
- вынужденность, предполагаемый объект внимания находится в зале. --- когда артист хочет, чтобы партнеры не видели его глаза, физическое действие, разворачивающее актера на зал, на свет и т.д. и здесь спрятать глаза от собеседника.
- невыгодность. Он однозначен. В нем нет красочности позы.
- прямолинейность.
2. Полуфас – для прямого общения с партнерами, графическое движение по диагонали.
3. Чистый профиль – не видно глаз и реакции актеров, окаменелость, статика (невыгодная мизансцена).
4. Полуспинной ракурс – полностью сосредоточить зрительское внимание на главный объект, например на экран. Необходимость подчеркнуть нечто значимое (таинственное, зловещее либо фееричное). Недосказанность, интрига, определенная скромность и простота.
5. Спинной ракурс – спина – занавес, точка, завершение, молчание. Спина и гордо поднятая голова, либо спина и опущенные руки и плечи – разочарование. Спинной ракурс лучше всего доносит преодоление усталости, боли, страха. Считается, что это эпическая точка эпизода или сцены, человек будто сливается с пространством.