kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - лекция Общие сведения о горении и взрыве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  сообщения новых знаний,основанных на  знаниях студентов полученных ранее из жизненных наблюдений и знаний полученных на уроках химии и физики.В процессе лекции с элементами беседы и показа слайдов демонстрации и кинофрагментов даются основные понятия  горения и взрыва, условия возникновения и классификация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - лекция Общие сведения о горении и взрыве.»

Предмет : Теория горения и взрыва.

УРОК № 1

Тема : Общие сведения о горении и взрыве.

Цели урока: формирование системных знаний о горении и взрыве.

Задачи: Познавательные: раскрыть значение знаний о сущности горения и взрыва для развития науки и техники, жизни людей; для безопасности , актуализировать опорные знания о процессе горения и взрыва..

Воспитательные: создать условия положительного отношения к знаниям, к процессу учения; воспитание желания активно, с интересом учиться ,воспитание патриотизма,основ безопасности жизнедеятельности.

Развивающие: способствовать формированию диалогического взаимодействия;; развивать познавательную активность, развивать умение слушать, делать записи, применять полученные знания в практической деятельности;развивать умение анализировать.

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы , объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: проектор, компьютер, видеофрагменты, учебник.

Структура урока

1. Организационный момент

2. Целевая установка

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала

5. Демонстрационный опыт.

6. Закрепление . Домашнее задание

7. Рефлексия. Итог



1. Организационный момент .

-Знакомство. Требования к изучению предмета., ведению тетрадей.

-Проверка отсутствующих;

-Проверка готовности студентов к уроку.

2. Целевая установка:

3. Актуализация опорных знаний.



4. Изучение нового материала: ( лекция с элементами беседы)

Горение – это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света.

? - Какие факторы необходимы для возникновения горения?

Для возникновения горения требуется наличие трех факторов: горючего вещества, окислителя и источника загорания. Окислителями могут быть кислород, хлор, фтор, бром, йод, окиси азота и другие. Кроме того, необходимо, чтобы горючее вещество было нагрето до определенной температуры и находилось в определенном количественном соотношении с окислителем, а источник загорания имел определенную энергию.

Составляем схему:

По степени горючести вещества делятся на горючие (сгораемые), трудногорючие (трудносгораемые) и негорючие (несгораемые).

К горючим относятся такие вещества, которые при воспламенении посторонним источником продолжают гореть и после его удаления.

К трудногорючим относятся такие вещества, которые не способны распространять пламя и горят лишь в месте воздействия источника зажигания.

Негорючими являются вещества, не воспламеняющиеся даже при воздействии достаточно мощных источников зажигания (импульсов).

Горючие вещества могут быть в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Большинство горючих веществ независимо от агрегатного состояния при нагревании образует газообразные продукты, которые при смешении с воздухом, содержащим определенное количество кислорода, образуют горючую среду. Горючая среда может образоваться при тонкодисперсном распылении твердых и жидких веществ.

Горючие газы (ГГ) – вещества, способные образовывать с воздухом воспламеняемые и взрывоопасные смеси при температурах не выше 50 °С. К горючим газам относятся индивидуальные вещества: аммиак, ацетилен, бутадиен, бутан, бутилацетат, водород, винилхлорид, изобутан, изобутилен, метан, окись углерода, пропан, пропилен, сероводород, формальдегид, а также пары легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Следует отметить, что многие вещества, образующие с воздухом взрывоопасную смесь, одновременно являются и токсичными, что определяет их двойную опасность: аммиак, дихлорэтан, метил хлористый, метилмеркаптан, метилтрихлорсилан, окись углерода, окись этилена, сероводород, сероуглерод, толуол, этилмеркаптан, этил хлористый и др.

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) – вещества с температурой вспышки не выше 61 °С (в закрытом тигле) или 66 °С (в открытом), способные воспламеняться от кратковременного (не более 30 с) воздействия источника зажигания с низкой энергией (пламени спички, искры, тлеющей сигареты и т.д.) и самостоятельно гореть после удаления источника зажигания. К таким жидкостям относятся индивидуальные вещества: ацетон, бензол, гексан, гептан, диметилфорамид, дифтордихлорметан, изопентан, изопропилбензол, ксилол, метиловый спирт, сероуглерод, стирол, уксусная кислота, хлорбензол, циклогексан, этилацетат, этилбензол, этиловый спирт, а также смеси и технические продукты: бензин, дизельное топливо, керосин, уайтспирт, растворители.

Горючие жидкости (ГЖ) – вещества, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки выше 61 °С (в закрытом тигле) или 66 °С (в открытом). К горючим жидкостям относятся следующие индивидуальные вещества: анилин, гексадекан, гексиловый спирт, глицерин, этиленгликоль, а также смеси и технические продукты, например, масла: трансформаторное, вазелиновое, касторовое.

Горючие пыли (ГП) – твердые вещества, находящиеся в мелкодисперсном состоянии (частицы размером менее 850 мкм). Осевшая на стенах, потолке, поверхностях оборудования пыль (аэрогель) пожароопасна. Горючая пыль, у которой нижний концентрационный предел воспламенения не превышает 65 г/м3, находящаяся в воздухе (аэрозоль), способна образовывать с ним взрывчатые смеси: мука древесная, пробковая; пыль угольная, эпоксидная, сахарная, крахмальная, мучная, серная и др.

Наибольшая скорость горения наблюдается в чистом кислороде. При уменьшении содержания кислорода в воздухе горение прекращается. Горение при достаточной и надмерной концентрации окислителя называется полным, а при его нехватке – неполным. Выделяют три основных вида самоускорения химической реакции при горении: тепловой, цепной и цепочно-тепловой. Тепловой механизм связан с экзотермичностью процесса окисления и возрастанием скорости химической реакции с повышением температуры. Цепное ускорение реакции связано с катализом превращений, которое осуществляют промежуточные продукты превращений. Реальные процессы горения осуществляются, как правило, по комбинированному (цепочно-тепловому) механизму.

Процесс возникновения горения подразделяется на несколько видов: Вспышка – быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов. Возгорание – возникновение горения под воздействием источника зажигания. Воспламенение – возгорание, сопровождающееся появлением пламени. Самовозгорание – явление резкого увеличения скорости экзотермических реакций, приводящее к возникновению горения вещества при отсутствии источника зажигания. Самовоспламенение – самовозгорание, сопровождается появлением пламени.

Общие сведения о взрыве

Взрыв -- это быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого образуется и распространяется ударная волна, способная привести и приводящая к техногенной чрезвычайной ситуации.

Характерные особенности взрыва:

* большая скорость химического превращения;

* большое количество газообразных продуктов; (грохот, громкий звук, шум, сильный хлопок)

* мощное дробящее действие.

Взрывы классифицируют по происхождению выделившейся энергии на:

- Химические.

· Взрывы ёмкостей под давлением (газовые баллоны, паровые котлы):

· Взрыв расширяющихся паров вскипающей жидкости (BLEVE).

· Взрывы при сбросе давления в перегретых жидкостях.

· Взрывы при смешивании двух жидкостей, температура одной из которых намного превышает температуру кипения другой.

· Ядерные.

· Электрические (например при грозе).

· Взрывы сверхновых звёзд*

В зависимости от среды, в которой происходят взрывов, они бывают подземными, наземными, воздушными, подводными и надводными.

Масштабы последствий взрывов зависят от их мощности и среды, в которой они происходят. Радиусы зон поражения при взрывах могут доходить до нескольких километров.

Различают три зоны действия взрыва.





5. Закрепление материала. Домашнее задание .

? 1.



2. Какие факторы необходимы для возникновения горения?

3.Перечислите виды горения.

4.Что такое пламя?

5.Назовите виды пламени.

6.Где применяются процессы горения?

7.В чем опасность процессов горения.?

8.Дать определение взрыву.

9.Назовите 3 фактора возникновения взрыва.

10.Как классифицируют взрывы?

11 . В результате чего происходят взрывы?

Домашнее задание Конспект лекции .Л3 стр.3-9. С.р.№ 1 Доклад на тему « Беспламенное горение».

6.. Рефлексия. Итог. Что узнали ? Достигли ли цели урока?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок - лекция Общие сведения о горении и взрыве.

Автор: Надежда Анатольевна Скульбедина

Дата: 07.07.2020

Номер свидетельства: 554548


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства