Урок сообщения новых знаний,основанных на знаниях студентов полученных ранее из жизненных наблюдений и знаний полученных на уроках химии и физики.В процессе лекции с элементами беседы и показа слайдов демонстрации и кинофрагментов даются основные понятия горения и взрыва, условия возникновения и классификация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - лекция Общие сведения о горении и взрыве.»
Предмет : Теория горения и взрыва.
УРОК № 1
Тема : Общие сведения о горении и взрыве.
Цели урока: формирование системных знаний о горении и взрыве.
Задачи:Познавательные: раскрыть значение знаний о сущности горения и взрыва для развития науки и техники, жизни людей; для безопасности , актуализировать опорные знания о процессе горения и взрыва..
Воспитательные: создать условия положительного отношения к знаниям, к процессу учения; воспитание желания активно, с интересом учиться ,воспитание патриотизма,основ безопасности жизнедеятельности.
Развивающие: способствовать формированию диалогического взаимодействия;; развивать познавательную активность, развивать умение слушать, делать записи, применять полученные знания в практической деятельности;развивать умение анализировать.
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы , объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
-Знакомство. Требования к изучению предмета., ведению тетрадей.
-Проверка отсутствующих;
-Проверка готовности студентов к уроку.
2. Целевая установка:
3. Актуализация опорных знаний.
4. Изучение нового материала: ( лекция с элементами беседы)
Горение – это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света.
? - Какие факторы необходимы для возникновения горения?
Для возникновения горения требуется наличие трех факторов: горючего вещества, окислителя и источника загорания.Окислителями могут быть кислород, хлор, фтор, бром, йод, окиси азота и другие. Кроме того, необходимо, чтобы горючее вещество было нагрето до определенной температуры и находилось в определенном количественном соотношении с окислителем, а источник загорания имел определенную энергию.
Составляем схему:
По степени горючести вещества делятся на горючие (сгораемые), трудногорючие (трудносгораемые) и негорючие (несгораемые).
К горючим относятся такие вещества, которые при воспламенении посторонним источником продолжают гореть и после его удаления.
К трудногорючим относятся такие вещества, которые не способны распространять пламя и горят лишь в месте воздействия источника зажигания.
Негорючими являются вещества, не воспламеняющиеся даже при воздействии достаточно мощных источников зажигания (импульсов).
Горючие вещества могут быть в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Большинство горючих веществ независимо от агрегатного состояния при нагревании образует газообразные продукты, которые при смешении с воздухом, содержащим определенное количество кислорода, образуют горючую среду. Горючая среда может образоваться при тонкодисперсном распылении твердых и жидких веществ.
Горючие газы (ГГ) – вещества, способные образовывать с воздухом воспламеняемые и взрывоопасные смеси при температурах не выше 50 °С. К горючим газам относятся индивидуальные вещества: аммиак, ацетилен, бутадиен, бутан, бутилацетат, водород, винилхлорид, изобутан, изобутилен, метан, окись углерода, пропан, пропилен, сероводород, формальдегид, а также пары легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Следует отметить, что многие вещества, образующие с воздухом взрывоопасную смесь, одновременно являются и токсичными, что определяет их двойную опасность: аммиак, дихлорэтан, метил хлористый, метилмеркаптан, метилтрихлорсилан, окись углерода, окись этилена, сероводород, сероуглерод, толуол, этилмеркаптан, этил хлористый и др.
Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) – вещества с температурой вспышки не выше 61 °С (в закрытом тигле) или 66 °С (в открытом), способные воспламеняться от кратковременного (не более 30 с) воздействия источника зажигания с низкой энергией (пламени спички, искры, тлеющей сигареты и т.д.) и самостоятельно гореть после удаления источника зажигания. К таким жидкостям относятся индивидуальные вещества: ацетон, бензол, гексан, гептан, диметилфорамид, дифтордихлорметан, изопентан, изопропилбензол, ксилол, метиловый спирт, сероуглерод, стирол, уксусная кислота, хлорбензол, циклогексан, этилацетат, этилбензол, этиловый спирт, а также смеси и технические продукты: бензин, дизельное топливо, керосин, уайтспирт, растворители.
Горючие жидкости (ГЖ) – вещества, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки выше 61 °С (в закрытом тигле) или 66 °С (в открытом). К горючим жидкостям относятся следующие индивидуальные вещества: анилин, гексадекан, гексиловый спирт, глицерин, этиленгликоль, а также смеси и технические продукты, например, масла: трансформаторное, вазелиновое, касторовое.
Горючие пыли (ГП) – твердые вещества, находящиеся в мелкодисперсном состоянии (частицы размером менее 850 мкм). Осевшая на стенах, потолке, поверхностях оборудования пыль (аэрогель) пожароопасна. Горючая пыль, у которой нижний концентрационный предел воспламенения не превышает 65 г/м3, находящаяся в воздухе (аэрозоль), способна образовывать с ним взрывчатые смеси: мука древесная, пробковая; пыль угольная, эпоксидная, сахарная, крахмальная, мучная, серная и др.
Наибольшая скорость горения наблюдается в чистом кислороде. При уменьшении содержания кислорода в воздухе горение прекращается. Горение при достаточной и надмерной концентрации окислителя называется полным, а при его нехватке – неполным. Выделяют три основных вида самоускорения химической реакции при горении: тепловой, цепной и цепочно-тепловой. Тепловой механизм связан с экзотермичностью процесса окисления и возрастанием скорости химической реакции с повышением температуры. Цепное ускорение реакции связано с катализом превращений, которое осуществляют промежуточные продукты превращений. Реальные процессы горения осуществляются, как правило, по комбинированному (цепочно-тепловому) механизму.
Процесс возникновения горения подразделяется на несколько видов: Вспышка – быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов. Возгорание – возникновение горения под воздействием источника зажигания. Воспламенение – возгорание, сопровождающееся появлением пламени. Самовозгорание – явление резкого увеличения скорости экзотермических реакций, приводящее к возникновению горения вещества при отсутствии источника зажигания. Самовоспламенение – самовозгорание, сопровождается появлением пламени.
Общие сведения о взрыве
Взрыв -- это быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого образуется и распространяется ударная волна, способная привести и приводящая к техногенной чрезвычайной ситуации.
Характерные особенности взрыва:
* большая скорость химического превращения;
* большое количество газообразных продуктов; (грохот, громкий звук, шум, сильный хлопок)
* мощное дробящее действие.
Взрывы классифицируют по происхождению выделившейся энергии на:
- Химические.
· Взрывы ёмкостей под давлением (газовые баллоны, паровые котлы):
· Взрывы при сбросе давления в перегретых жидкостях.
· Взрывы при смешивании двух жидкостей, температура одной из которых намного превышает температуру кипения другой.
· Ядерные.
· Электрические (например при грозе).
· Взрывы сверхновых звёзд*
В зависимости от среды, в которой происходят взрывов, они бывают подземными, наземными, воздушными, подводными и надводными.
Масштабы последствий взрывов зависят от их мощности и среды, в которой они происходят. Радиусы зон поражения при взрывах могут доходить до нескольких километров.
Различают три зоны действия взрыва.
5. Закрепление материала. Домашнее задание .
? 1.
2. Какие факторы необходимы для возникновения горения?
3.Перечислите виды горения.
4.Что такое пламя?
5.Назовите виды пламени.
6.Где применяются процессы горения?
7.В чем опасность процессов горения.?
8.Дать определение взрыву.
9.Назовите 3 фактора возникновения взрыва.
10.Как классифицируют взрывы?
11 .В результате чего происходят взрывы?
Домашнее задание Конспект лекции .Л3 стр.3-9. С.р.№ 1 Доклад на тему « Беспламенное горение».
6.. Рефлексия. Итог. Что узнали ? Достигли ли цели урока?