Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие по "Механизации погрузочно-разгрузочных работ"»
23
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«БУРАБАЙ» КОЛЛЕДЖ МЕКЕМЕСІ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЛЕДЖ «БУРАБАЙ»
«МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ»
Учебно-методическое пособие
специальность 1203000 «Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте»
Разработал(а) преподаватель специальных дисциплин
Актаева Г М
___________
Кокшетау 2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программой предмета предусматривается изучение организации погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых нагрузовых дворах железнодорожных станций, грузовых устройств, машин и механизмов, схем механизации погрузки, выгрузки, перегрузки и перевалки грузов, условий эксплуатации подъемно-транспортной техники на ж. д. транспорте, а также основ складского хозяйства.
При изложении предмета преподаватель руководствуется решениями и приказами АО «НК «КТЖ»», направленными на дальнейшее развитие комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, на создание высокопроизводительных комплексов машин вместо внедрения отдельных машин и механизмов. Грузовое хозяйство железнодорожного транспорта быстро оснащается сложными современными погрузочно-разгрузочными машинами: кранами, погрузчиками, пневмо- и виброустановками. Их эксплуатация и обслуживание требуют высокой культуры и высокого уровня деловой квалификации рабочих и ИТР.
В результате изучения предмета учащиеся должны знать основы устройства и принцип действия погрузочно-разгрузочных машин, механизмов и приспособлений, их технические характеристики, конструкции складов и технологию погрузочно-разгрузочных работ; уметь рассчитывать потребность машин и емкости складов, выбирать рациональные схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ для различных грузов.
Для закрепления теоретических знаний программой предмета предусмотрены практические занятия, которые проводятся в аудитории под руководством преподавателя.
В брошюре приводится полный перечень практических занятий. Для выполнения практических работ должна быть заведена отдельная папка.
Практическое занятие №1
Расчет длины погрузочно-разгрузочных фронтов и основных размеров крытых складов.
Практическое занятие №2
Определение производительности ленточного конвейера.
Практическое занятие №3
Расчет производительности козлового крана.
Практическое занятие №4
Технико-экономическое сравнение вариантов механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Программой предмета предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради в клеточку, текст должен быть написан через строчку с обязательным соблюдением полей. На первой странице тетради надо написать вариант и номера вопросов. Затем надо дословно из задания переписать текст первого вопроса и написать на него ответ, далее написать текст второго вопроса и ответ на него и т. д. Ответ на каждый вопрос необходимо начинать с новой страницы. Графическая часть работы (рисунки, графики, чертежи) должна быть выполнена карандашом, либо черной шариковой ручкой в тетради, либо на миллиметровой бумаге (в этом случае их обязательно следует вклеить в тетрадь)
Задания на контрольную работу составлены в 50 вариантах. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студента.
При выполнении вычислений по формуле необходимо сначала записать эту формулу, расшифровать входящие в нее символы, затем записать формулу с подставленными числовыми значениями символов и - готовый ответ (без промежуточных вычислений). Обязательно указываются единицы измерений.
Таблица вариантов
Таблица №1
Две последние цифры шифра
Вариант
Номера вопросов
и заданий
Две последние
цифры
шифра
Вариант
Номера вопросов и заданий
01 или 51
1
2, 20, 23, 34, 47
26 или76
26
2, 11, 29, 38, 47
02 или 52
2
3, 19, 22, 37, 45
27 или 77
27
4, 17, 23, 32, 49
03 или53
3
1, 18, 24, 35, 48
28 или 78
28
6, 18, 21, 33, 46
04 или54
4
4, 17, 25, 32, 46
29 или 79
29
7, 15, 22, 31, 49
05 или55
5
5, 16, 29, 33, 41
30 или 80
30
8, 17, 26, 34, 43
06 или56
6
9, 11, 28, 36, 42
31 или 81
31
9, 20, 30, 34, 44
07 или 57
7
10, 11, 26, 38, 44
32 или 82
32
10, 18, 25, 32, 41
08 или 58
8
7, 13, 21, 40, 48
33 или 83
33
3, 12, 27, 36, 41
09 или 59
9
8, 14, 27, 39, 50
34 или 84
34
4, 19, 23, 38, 42
10 или 60
10
6, 12, 30, 37, 49
35 или 85
35
5, 20, 24, 39, 43
11 или 61
11
1, 12, 23, 34, 45
36 или 86
36
7, 15, 24, 33, 42
12 или 62
12
2, 13, 24, 35, 46
37 или 87
37
6, 18, 29, 40, 41
13 или 63
13
4, 15, 26, 37, 48
38 или 88
38
4, 15, 21, 32, 43
14 или 64
14
9, 16, 27, 38, 49
39 или 89
39
3, 14, 25, 36, 47
15 или 65
15
3, 18, 25, 39, 42
40 или 90
40
4, 15, 27, 35, 43
16 или 66
16
10, 19, 28, 37, 46
41 или 91
41
7, 17, 25, 33, 46
17 или 67
17
7, 19, 21, 33, 45
42 или 92
42
2, 19, 27, 35, 43
18 или 68
18
5, 17, 29, 31, 43
43 или 93
43
5, 16, 24, 33, 42
19 или 69
19
6, 15, 27, 36, 50
44 или 94
44
3, 17, 24, 36, 43
20 или 70
20
8, 13, 25, 37, 49
45 или 95
45
2, 18, 23, 37, 41
21 или 71
21
5, 14, 23, 32, 41
46 или 96
46
10, 20, 22, 39, 43
22 или 72
22
6, 15, 24, 33, 42
47 или 97
47
6, 14, 27, 35, 44
23 или 73
23
2, 11, 25, 34, 43
48 или 98
48
3, 16, 28, 39, 41
24 или 74
24
8, 17, 26, 35, 44
49 или 99
49
2, 14, 26, 38, 50
25 или 75
25
9, 18, 27, 36, 45
50 или100
50
9, 20, 21, 32, 44
Рекомендуемая литература
Основная
Перепон В.П., Поликарпочкин П.В. Грузовая и коммерческая работа. Организация и управление. М., Транспорт ,1986
Голубков В.В., Киреев В.С. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства. М., Транспорт 1981г.
Дополнительная
Типовой технологический процесс работы грузовой станции М., Транспорт 1997г.
Краткий методический материал по дисциплине
«Механизация погрузочно-разгрузочных работ»
ВВЕДЕНИЕ
Ликвидация ручных погрузочно-разгрузочных работ, исключение тяжелого ручного труда при выполнении основных и вспомогательных производственных операций, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов во всех областях народного хозяйства немыслимы без использования широкого комплекса подъемно – транспортных машин. Современные поточные технологические и автоматизированные линии, межцеховой и внутрицеховой транспорт, погрузочно-разгрузочные операции на складах и перевалочных пунктах органически связаны с применением разнообразных типов подъемно – транспортных машин и механизмов, обеспечивающих непрерывность и ритмичность производственных процессов. Поэтому применение данного оборудования во многом определяет эффективность современного производства, а уровень механизации технического производства – степень совершенства и производительность предприятия. При современной интенсивности производства нельзя обеспечить его устойчивый ритм без согласованной и безотказной работы средств транспортирования сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на всех стадиях обработки и складирования
Тема: Общие сведения о механизации погрузочно-разгрузочных работ и складских операций.
Погрузочно-разгрузочными называются следующие работы: загрузка и разгрузка подвижного состава (вагонов, автомобилей, судов), перегрузка из одного его вида в другой, сортировка, перекладка и перемещение грузов на складах. Перегрузка выполняется не только на железнодорожных станциях или подъездных путях промышленных предприятий, но и в пути следования – в пунктах перевалки грузов из вагонов нормальной колеи в узкоколейные или на водный, автомобильный транспорт и обратно. От продолжительности ПРР в значительной степени зависят оборот транспортных средств и сроки доставки сырья и продукции потребителям, следовательно, выполнение плана перевозок.
Станции, на которых принимают к перевозке и выдают получателям грузы, носят название тарифных пунктов. В зависимости от технического оснащения, путевого развития и величины грузопотока на них выполняются все или только некоторые грузовые и коммерческие операции.
Тема: Характеристика ПРР.
В зависимости от места производства, вида подвижного состава и направления перемещения груза при его перегрузке ПРР на ж. д. транспорте подразделяются на вагонные, автотранспортные и складские.
К вагонным ПРР относятся работы, связанные с погрузкой грузов в вагоны и выгрузкой их из вагонов, за исключением непосредственной перегрузки грузов из вагонов в суда и из судов в вагоны в портах.
К автотранспортным относятся работы по погрузке грузов в автомобили и выгрузке их из автомобилей, за исключением непосредственной перегрузки грузов из автомобилей в суда и из судов в автомобили (судовые работы), с автомобилей в вагоны и из вагонов в автомобили.
К складским относятся операции по перемещению грузов внутри склада или между складами, сортировка, укладка, не связанные с вагонными или автотранспортными погрузо-разгрузочными работами.
На всем пути следования с одним и тем же грузом выполняются многочисленные грузовые операции. Число их увеличивается, если перевозка происходит с учетом нескольких видов транспорта. Иногда с одним и тем же грузом выполняется до 10 операций и более. Наибольший эффект достигается при перевозке грузов по схеме «подъездной путь - подъездной путь», когда выполняется две грузовые операции (погрузка в вагон и выгрузка из него). Такая технология переработки грузов называется прямым вариантом.
Процессы производства ПРР могут быть механизированными, комплексно-механизированными, автоматизированными.
К механизированным относятся процессы, в которых основные операции выполняются машинами, а некоторые вспомогательные (формирование пакета, застропка и отстропка) выполняются еще вручную, так как механизация этих операций трудно осуществима или в данный момент неэффективна.
К комплексно-механизированным процессам относятся те, у которых все операции выполняются машинами и оборудованием, а за человеком остается управление, регулирование и контроль за работой машин.
При автоматизированном процессе грузовых операций предусматривается применение машин и устройств, действующих автоматически без участия человека в управлении, регулировании и контроле за ними.
Если при выполнении грузовых операций автоматизированы только отдельные основные действия машин и устройств или процессы контроля, регулирования и управления, то автоматизация называется частичной. Она в дальнейшем подлежит замене на комплексную, при которой все операции и процессы контроля, управления и регулирования автоматизированы так, что заданная производительность и качество работы достигаются без вмешательства человека. В функции человека остается наблюдение за работой машин и готовность при необходимости принять управление на себя.
Основным количественным показателем состояния погрузочно-разгрузочных и складских работ является уровень их механизации и комплексной механизации.
Уровень механизации и комплексной механизации определяется как отношение объема работ, выполненных механизированным или комплексно-механизированным способом, ко всему объему погрузочно-разгрузочных работ.
Тема: Организация погрузочно-разгрузочных работ.
Погрузочно-разгрузочные работы на местах общего пользования, а также сортировка грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, выполняются механизированными дистанциями погрузочно-разгрузочных работ (МЧ).
Дистанция имеет в своем подчинении производственные участки.
Район деятельности каждой дистанции определяется, как правило границами отделения перевозок. Район деятельности производственного участка устанавливается начальником отделения перевозок и включает от одной до нескольких станций.
В зависимости от объема грузопереработки МЧ и производственные участки делятся на четыре группы.
Основные задачи МЧ:
-обеспечение круглосуточной погрузки и выгрузки грузов на станциях с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
-совершенствование организации погрузочно-разгрузочных работ, широкое внедрение комплексной механизации и автоматизации их выполнения;
-содержание в технически исправном состоянии грузоподъемных машин и механизмов и полное их использование;
-сокращение времени нахождения вагонов и автомобилей под грузовыми операциями;
-обеспечение сохранности перерабатываемых грузов, подвижного состава и автомобилей;
-обеспечение охраны труда и окружающей среды;
-повышение производительности труда и снижение себестоимости переработки грузов.
Механизаторов и грузчиков объединяют в бригады, возглавляемые бригадирами. Работой всех бригад в смене руководит сменный мастер производственного участка, который распределяет работу между бригадами, выписывает наряды на работу, ведет учет и контролирует ее выполнение, следит за качеством работы и соблюдением техники безопасности.
На производственных участках с большим объемом различных видов погрузочно-разгрузочных работ создаются комплексные механизированные бригады, возглавляемые освобожденными бригадирами.
Для переработки грузов на тех станциях, где из-за незначительного объема работ экономически нецелесообразно постоянно содержать средства механизации или бригады грузчиков, организуются передвижные механизированные бригады. Они могут обслуживать 2-3 промежуточные станции.
Тема: Опорные станции и их классификация.
Под опорной понимают грузовую станцию, принимающую грузооборот близлежащих промежуточных станций и оснащенную необходимыми техническими средствами для перегрузочных операций.
Создание опорных станций позволяет:
- снизить себестоимость перевозок,
- повысить уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ,
-эффективность использования подъемно- транспортной техники,
-сократить простой подвижного состава ,
-ускорить доставку грузов,
- повысить пропускную способность ж.д.,
-улучшить обслуживание отправителей и получателей груза.
Опорные станции в зависимости от суточного грузооборота разделяются на четыре категории:
1 категория - от 10 до 25 вагонов,
2 категория - от 25 до 45,
3 категория - от 45 до 65,
4 категория - от 65 до 90 вагонов в сутки.
При проектировании и реконструкции опорных станций предусматривают увеличение их перерабатывающей способности до размеров, соответствующих грузообороту следующей категории. Размещают на них погрузочно-разгрузочные устройства и пути так, чтобы обеспечить их компактность, минимальное число маневровых передвижений, независимость грузовых операций от движения автотранспорта и маневровой работы.
Экономическая целесообразность закрытия малодеятельных станций и передачи их работы на опорные станции определяется технико-экономическими расчетами.
В зависимости от местных условий и экономической целесообразности могут быть применены и другие формы концентрации грузовой работы:
-частичное закрытие станции (на определенный период года);
-концентрация операций с определенными видами грузов (наливные, лес, минеральные удобрения и т. д.);
-концентрация перевозок мелких отправок;
-ликвидация малодеятельных подъездных путей с передачей их грузооборота на места общего пользования.
Тема:Технологический процесс работы грузовой станции.
Технологический процесс работы грузовой станции предусматривает наиболее прогрессивные методы и приемы труда с наилучшим использованием технических средств, а именно:
беспрепятственный прием поездов на станцию и пропуск их на подъездные пути промышленных предприятий;
обработку составов и вагонов, выполнение грузовых и коммерческих операций с минимальной затратой времени;
формирование поездов в соответствии с ПТЭ и планом формирования;
отправление поездов строго по графику;
наименьшую себестоимость переработки вагонов и грузов;
безопасность движения поездов и технику безопасности;
Технологический процесс работы конкретной грузовой станции разрабатывается на основе типового.
Типовой технологический процесс работы грузовой станции содержит следующие разделы:
техническая и эксплуатационная характеристика станции;
оперативное командование и планирование работы;
организация грузовой и коммерческой работы;
организация технической работы;
особенности работы в зимнее время;
охрана труда и техника безопасности;
нормы времени нахождения вагонов на станции;
контроль и анализ выполнения технологического процесса;
инструкционно-технологические карты для работников ведущих профессий.
К технологическому процессу станции должны быть приложены расчеты норм времени нахождения вагонов на станции, потребного количества механизмов и норм времени выполнения грузовых операций, потребности в маневровых локомотивах, плановой себестоимости.
Выписки из технологического процесса – графики обработки поездов, вагонов и документов – вывешивают в помещениях дежурных по станции, технических и товарных конторах, на контейнерных пунктах, грузосортировочных платформах и в других служебных помещениях.
В техническую характеристику станции входят схема путевого развития и описание её технического оснащения, грузового, локомотивного и вагонного хозяйств и средств связи. Эксплуатационная характеристика станции отражает грузопотоки, характер и объем грузовой (погрузку, выгрузку, сортировку, перегрузку) и маневровой работы, план формирования поездов и графики их движения.
В разделе «Оперативное командование и планирование работы» определяется порядок сменного и суточного планирования, получения информации о подходе поездов и грузов, организация единых смен и комплексных бригад, а также оперативное руководство станцией.
В разделе «Организация грузовой и коммерческой работы» указывают общее руководство грузовыми и коммерческими операциями на станции и в её подразделениях (на грузовом дворе, контейнерном пункте, грузосортировочной платформе и т. д.) и подчиненность работников, занятых ими, специализацию и вместимость мест общего пользования, приводят характеристику весового хозяйства и погрузочно-разгрузочных машин и устройств. В этом же разделе характеризуется организация переработки повагонных, мелких и малотоннажных отправок на местах общего пользования, а также работы на местах необщего пользования и дается эксплуатационная характеристика каждого подъездного пути и каждого грузового фронта на нем. Характеристика подъездного пути предприятия содержит сведения об основных грузовых фронтах, их производительности, весовых и дозировочных устройствах, рабочем парке маневровых локомотивов, устройствах связи, в том числе со станцией примыкания. Для каждого подъездного пути, обслуживаемого локомотивом станции, составляют технологическую карту.
Разрабатываются также единые технологические процессы работы станции и примыкающих к ней подъездных путей предприятий.
Тема: Технологический процесс механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ.
Погрузо-разгрузочные работы на местах общего пользования выполняют Механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ (МЧ). Район деятельности каждой из них ограничен, как правило, отделением перевозок.
Начальник дистанции подчиняется непосредственно начальнику отделения.
Основные задачи МЧ следующие:
обеспечение погрузки, выгрузки и сортировки грузов в сроки, установленные технологическим процессом станции;
совершенствование системы организации погрузочно-разгрузочных работ, внедрение комплексной механизации и автоматизации их выполнения, повышение уровня механизации трудоемких процессов;
сокращение времени нахождения вагонов и автомобилей под погрузкой и выгрузкой;
концентрация выгрузки на меньшем числе станций и специализация мест выгрузки на грузовых дворах;
обеспечение сохранности грузов и тары при погрузке, складировании, сортировке, выгрузке, транспортировании;
повышение производительности труда, рентабельности производства и снижение себестоимости переработки грузов;
содержание в исправности подъемно-транспортных машин, полное и рациональное их использование;
соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности при погрузо-разгрузочных работах, охрана окружающей среды.
Технологический процесс работы механизированной дистанции и всех ее подразделений разрабатывают инженерно-технические работники под руководством начальника дистанции, согласовывают начальники отделов движения и грузовой работы и утверждает начальник отделения перевозок.
Технологический процесс МЧ включает следующие разделы:
эксплуатационная характеристика дистанции и ее техническая база (состав дистанции, экономическая характеристика района тяготения, объем переработки грузов и динамика его роста, неравномерность грузопотоков);
руководство работой (структура управления, содержание и порядок получения оперативной информации, средства связи, должностные инструкции работников);
планирование работы – порядок составления и содержание текущих (годового и квартального), перспективного, а также оперативного суточного планов и порядок корректировки последнего для производственных участков и грузовых фронтов;
организация работы на станциях (завоз и вывоз грузов, взаимодействие с дежурным по станции, организация безотцепочной загрузки и разгрузки вагонов);
технология погрузочно-разгрузочных работ (порядок работы, организация комплексных бригад);
техническое обслуживание и ремонт погрузочно-разгрузочных машин;
учет и отчетность (порядок заполнения форм учета, анализ показателей);
техника безопасности и охрана труда.
Технологический процесс конкретной механизированной дистанции составляют на основе типового (ТТП), разработанного с учетом последних достижений науки и техники.
Для погрузочно-разгрузочных работ механизированные дистанции должны иметь определенные машины, приспособления и устройства, перечень которых для них обязателен, а также штат работников.
К производственному штату дистанции относятся механизаторы, рабочие, обслуживающие механизмы, а также грузчики;
К производственно-обслуживающемуперсоналу- начальники участков, мастера, нормировщики, мастера по ремонту, слесари, плотники, уборщики, дежурные по дистанции;
К административно-управленческому персоналу – начальники дистанций и их заместители, главные инженеры, инженеры по механизации, начальники мастерских, производственных отделов.
Механизированные дистанции как хозрасчетные единицы разрабатывают перспективные, текущие (годовые, квартальные) и оперативные планы. Перспективные и текущие планы утверждает начальник отделения перевозок.
Годовой план, разбитый по кварталам содержит три раздела: производственный, план по труду и финансовые показатели. Оперативный план работы механизированной дистанции на сутки разбивают по сменам. Он содержит:
задания на выгрузку, погрузку и сортировку вагонов;
объем грузопереработки, в том числе механизированным способом;
норму выработки каждой подъемно-транспортной машины;
план вывоза грузов со станций, согласованный с автотранспортными организациями;
плановые задания бригадам рабочих на механизированных и ручных работах, устанавливаемые с учетом месячного их объема.
Суточный план составляют начальник дистанции или его заместитель вместе с заместителем начальника станции, учитывая количество груженых вагонов, ожидающих подачи к грузовым фронтам и находящихся под выгрузкой, а также грузов на складах и информацию о подходе груза. Пользуясь этими данными, определяют потребность в автомобилях (бортовых, самосвалах, лесовозах) на предстоящие сутки и не позднее 15 часов текущего дня передают заказ-заявку автотранспортной организации. Сменный план содержит задания для цеха эксплуатации станции на подачу и уборку вагонов, расстановку их по фронтам, для производственного участка – на погрузку, выгрузку, сортировку грузов.
Начальник производственного участка два раза в сутки обязательно докладывает руководству дистанции о ходе выполнения суточного плана.
Тема: Классификация погрузочно-разгрузочных машин и устройств
В зависимости от технических и эксплуатационных признаков все погрузочно-разгрузочные машины классифицируются :
По характеру перемещения груза
машины периодического действия
машины непрерывного действия
машины комбинированного действия
По направлению перемещения груза
машины, перемещающие груз в горизонтальной плоскости
машины, перемещающие груз в вертикальной плоскости
машины, перемещающие груз как в горизонтальной так и вертикальной плоскостях
По мобильности
машины стационарные
машины передвижные
машины переносные
По типу силовой установки
Машины с электрическим приводом
Машины с приводом внутреннего сгорания
По типу передачи
машины с механической передачей
машины с гидравлической передачей
машины с электрической передачей
Машины периодического действия перемещают груз отдельными порциями через определенный промежуток времени.
Машины непрерывного действия перемещают груз непрерывным потоком, без остановок для захвата и освобождения груза.
Машины комбинированного действия включаю в себя механизмы первых двух групп.
Машины периодического действия, служащие для перемещения грузов по вертикали или под большим углом наклона, называют грузоподъемными (краны, подъемники, лифты)
Машины, которые перемещаются по полу, грунту или дорожному покрытию, называются машинами напольного транспорта (электропогрузчики, автопогрузчики, электротележки)
.
Тема: Производительность погрузочно-разгрузочных машин
Производительность машины– это то количество груза, которое может быть выработано машиной за определенный промежуток времени
Теоретическая (расчетная) производительность характеризует непрерывную работу машины в течение 1 часа при номинальной (расчетной) загрузке, при использовании её на погрузке (выгрузке) в условиях, для которых она запроектирована.
Техническая производительность характеризует непрерывную работу машины за 1 час, но с учетом фактической массы груза, перемещаемого машиной.
Эксплуатационная производительность характеризует количество конкретно перегружаемого груза в течение одной рабочей смены при правильной организации труда передовых методах и на определенном месте работы.
Тема: Подъемные устройства периодического
(циклического) действия
Подъемные устройства циклического действия для переработки штучных, контейнерных и сыпучих грузов совершают чередующиеся рабочий и холостой ход. Период действия их чередуется захватом груза и конечной его отдачей.
За номинальную грузоподъемность подъемных и транспортных средств следует принимать:
а) для погрузчиков, мостовых и козловых кранов, а также грузового транспорта – массу поднимаемого или перевозимого груза, и грузозахватного приспособления (ковша, грейфера, магнита);
б) для подъемных машин, со стреловым и вилочным захватом, устойчивость которых зависит от вылета груза – массу поднимаемого груза при указанном в их паспорте минимальном вылете.
Основное преимущество машин напольного транспорта – это мобильность и универсальность, которая определяется широким выбором сменных грузозахватных приспособлений. Траектория движения напольных погрузчиков выбирается произвольно, учитывая кратчайший путь, и не ограничивается путями и электрокабелем. Этот вид погрузочных машин требует относительно малых капитальных вложений и они окупаются в короткие сроки.
Тема: Электропогрузчики
Электропогрузчики – передвижные машины на колесном ходу, оборудованные грузоподъемным устройством, все механизмы которого приводятся в действие от электродвигателя, получающего энергию от аккумуляторной батареи Они предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожных вагонах, автофургонах, морских и речных судах, применяются для штабелирования тарно-штучных грузов в крытых складах, а также для внутрицеховой транспортировки и обслуживания станочных и сборных линий, комплектовочных складов и др. Электропогрузчики могут работать в помещениях или на открытых площадках при температуре от –40 до +40С и высоте над уровнем моря не более 1200 м.
Рис.1. Вилочные электропогрузчики
Тема: Автопогрузчики
Вилочные автопогрузчики относятся к универсальным подъемно-транспортным средствам и нашли применение как для переработки тарно-штучных грузов (грузоподъемностью от 1 до 1,5 т),(Рис. 2 а,б), так и для работ с мало- и среднетоннажными контейнерами (Рис. 2 в,г). Машины имеют хорошую маневренность, так как ведущий мост расположен впереди, а управление производится задними колесами.
Р
ис.2. Вилочные автопогрузчики:
а и б – грузоподъемностью от 1 до 1,5 т;
в ,г - грузоподъемностью 3…5 т
Тема: Одноковшовые фронтальныепогрузчики
Одноковшовые фронтальные погрузчики выпускаются на пневматическом (Рис. 3) и гусеничном ходу (Рис.4). Они предназначены для механизации трудоемких работ по перегрузке грунтов, мелкокусковых материалов и штучных грузов.
Кранами называют универсальные грузоподъемные машины периодического действия, состоящие из остова и смонтированных на нем механизмов, при помощи которых перемещают грузы в вертикальном и горизонтальном направлениях на небольшие расстояния. Они состоят из механизмов: подъема груза в виде лебедки в сочетании с полиспастом и устройством для захвата груза; передвижения, посредством которого осуществляется перемещение остова крана или какой-либо его части; изменения положения грузового захвата относительно остова и вращения поворотной части остова крана. Каждый механизм может иметь отдельный привод или подсоединен к общему групповому приводу. Краны применяют для погрузки и выгрузки тяжелых машин, грузов, перевозимых в пакетах и контейнерах, металлических и сборных железобетонных конструкций и т.п., а также для выполнения складских операций с этими грузами. При оборудовании кранов специальными захватными приспособлениями и грейферами или при перевозке грузов в кюбелях краны успешно применяют для погрузки и выгрузки массовых сыпучих кусковых грузов, а при оборудовании электромагнитами - для погрузки и выгрузки различных изделий из стали и чугуна.
В кранах стрелового типа грузозахватный орган подвешивают к стреле или грузовой тележке, перемещающейся по стреле.
В мачтовых кранах стрелу соединяют с вертикальной мачтой, имеющей верхнюю и нижние опоры.
Если верхнюю опору закрепляют посредством канатных оттяжек вант, то кран называют вантовым. В случае жесткого крепления верхней опоры мачты кран называют жестконогим.
В кранах мостового типа грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по передвижному мосту.
В мостокабельных кранах несущие канаты закрепляют на концах моста, установленного на опорных стойках.
Крюковые краны имеют грузозахватный орган в виде крюка и предназначены для перегрузки различных штучных грузов. Грейфер - это грузозахватное приспособление с двумя или несколькими поворотными челюстями: предназначен для пергрузки сыпучих грузов. Магнитные краны имеют грузозахватный орган в виде электромагнитов и применяются для перегрузки стальных и чугунных слитков и стружки. Траверса - это балка, подвешиваемая к стреле или грузовой тележке и снабженная несколькими грузозахватными устройствами.
Литейный кран - это мостовой кран, оборудованный механизмами подъема и опрокидывания литейного ковша. Посадочный кран имеет вращающуюся колонну с горизонтальными клещами для захвата и подачи в печь заготовок. Мостовой кран, оснащенный устройством для выталкивания или выемки слитков из изложниц, называют краном для разделывания слитков. Контейнерным краном называют грузоподъемный кран, снабженный специальными устройствами (спредерами) и предназначенный для перегрузки стандартных контейнеров.
Тема: Конвейеры
Конвейеры предназначены для транспортировки сыпучих и мелкокусковых материалов. Используется как в составе дробильно-сортировочных установок, так и самостоятельно. Представляют собой машину непрерывного действия тяговым и несущим органам конвейера служит бесконечное гибкая лента, огибающая барабаны привода оттяжного устройства.
По конструктивным признакам конвейеры подразделяются на:
Ленточные;
Канатно-ленточные;
Цепные;
Пластинчатые;
Лотковые;
Скребковые;
Винтовые;
Инерционные;
Вибрационные Гравитационные
Конвейеры бывают стационарные и передвижные.
Контрольная работа
Вопросы 1-20
Дайте характеристику погрузочно-разгрузочных работ и складских операций.
Опишите технологический процесс работы грузовой станции.
Дайте характеристику опорных станций и их классификацию.
Опишите организацию погрузочно-разгрузочных работ.
Опишите технологический процесс работы механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ.
Опишите основное назначение и классификацию железнодорожных складов.
Опишите устройство складов.
Опишите санитарно-технические устройства, освещение и средства связи в крытых складах.
Дайте характеристику и классификацию погрузочно-разгрузочных машин и устройств.
Опишите средства малой механизации и простейшие приспособления.
Перечислите и опишите грузоподъемные устройства, применяемые при погрузочно-разгрузочных работах.
Опишите устройство, принцип действия и сферу применения механических тележек.
Дайте характеристику электропогрузчикам и автопогрузчикам. Опишите основные узлы и принцип действия.
Опишите рабочее оборудование погрузчиков.
Дайте определение специальным вилочным погрузчикам.
Опишите устройство и принцип действия одноковшового погрузчика.
Опишите назначение и классификацию кранов.
Опишите устройство, конструкцию кранов мостового типа.
Дайте определение стрелового крана. Опишите устройство и принцип действия стрелового крана.
Перечислите и опишите грузозахватные приспособления к кранам.
Вопросы 21-30
Рассчитайте потребный парк погрузочно-разгрузочных машин (Электропогрузчиков ЭП-1003) для переработки тарно-штучных грузов на грузовом дворе станции согласно исходным данным, приведенным в таблице 2
Номер вопроса
Годовой грузопоток Qг, тыс.тонн
Коэффициент непосредственной перегрузки грузов
αн
Коэффициент неравномерности
Кн
Сменная норма выработки
Qсм
1
2
3
4
5
21
155
0,10
1,20
97,5
22
180
0,12
1,19
114,3
23
190
0,13
1,18
96,0
24
200
0,14
1,17
102,5
25
210
0,15
1,16
118,4
26
220
0,16
1,15
99,4
27
240
0,17
1,14
97,8
28
250
0,18
1,13
87,3
29
260
0,19
1,12
85,2
30
280
0,20
1,10
126,6
Указания к выполнению
Потребное количество электропогрузчиков определяется по формуле:
Qг*(2- αн)* Кн
Z= псм*Qсм *(365-Тпр)
где Qг- годовой грузопоток (прибытие и отправление), т;
2 – количество переработок каждой тонны груза;
αн - коэффициент непосредственной перегрузки грузов из вагонов в автомобили и обратно, минуя склад;
Кн – коэффициент неравномерности прибытия и отправления грузов;
псм – число смен работы машин в течение суток (при наличии комплектов сменных аккумуляторных батарей можно принять 3);
Qсм- сменная норма выработки погрузчика по ЕНВиВ, т.;
Тпр - регламентированный простой машины в течение года в ремонтах и техническом обслуживании, принимается равным 25 суткам.