kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методический материал туристско-краеведческой направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический материал туристско-краеведческой направленности предназначен для реализации в учреждениях дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал туристско-краеведческой направленности»

Учебно-методический материал туристско-краеведческой направлености

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Абрис»

Авторы-составители:

Пучкова Любовь Викторовна

педагог дополнительного образования

Войцеховский Константин Борисович

педагог дополнительного образования

Важное средство воспитания здорового образа жизни – туристический досуг на самодеятельных началах. Создалась ситуация, когда становится недопустимой любая деятельность без достаточных знаний о взаимосвязях в природе и возможных последствиях. Предмет туристической деятельности двойственен. Это – и сам человек, совершенствование его физических и психических качеств в традициях туризма и изучение родного края: историческое, этнографическое, географическое, экологическое и др. Наряду с выраженными воспитательными, образовательными (нравственное, умственное, физическое, эстетическое, экологическое, профессионально-прикладное) и рекреационными целями, туризм имеет специально-спортивные цели, как самостоятельный вид спорта и как средство тренировки и активного отдыха в других видах спорта. Наметилась дифференциация самодеятельного туризма, отдыха и спортивного туризма с выраженными спортивно-соревновательными притязаниями, что связано с удовлетворением при занятиях туризмом личностных потребностей.

Самодеятельному туризму присущи высокая степень самообслуживания, самоорганизации, ревностно соблюдаемая самостоятельность в выборе вида и сложности путешествия, коллектива спутников. Для туризма характерны разнообразная мышечная и эмоциональная активность, воздействие различных, нередко экстремальных природно-климатических факторов. Физические и психические нагрузки в современном туризме носят часто интервальный и переменный характер, в походах отсутствует домашний комфорт, налицо смена привычной среды жизнедеятельности. Туризм это ещё и школа жизни в аварийных экстремальных ситуациях.

Как общество, так и туристы ожидают от занятия туризмом развития и совершенствования активной жизненной позиции в процессе самоуправляемой деятельности, улучшения работоспособности и состояния здоровья в условиях тренирующих физических нагрузок и активного отдыха.

Походы, путешествия имеют большое значение в жизни школьников. Участие в них расширяет кругозор ребят. Воспитывает любовь к родному краю, прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. Пребывание на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляют ребят. В походе рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина.

В самодеятельном походном туризме основным средством деятельности является само путешествие, в спортивном туризме вершина деятельности смещается на участие в соревнованиях, повышение спортивного мастерства.

Программа «Абрис» решает задачу интеграции общего и дополнительного образования, как на организационном, так и содержательном уровне, отражает равновесие между теорией основного образования и практическими, активными, нетрадиционными формами работы с детьми в дополнительном образовании.

Программа ориентирована на детей в возрасте 11-18 лет.

Программа предполагает 4 года обучения. В первый и второй год ведется преподавание основ туризма, ориентирования, краеведения; участие в городских спортивных мероприятиях, дающих возможность получения юношеских разрядов. Третий год обучения - совершенствование туристской техники, участие в областных и региональных соревнованиях, получение спортивных разрядов по туристскому многоборью.

4-й год обучения – углублённое освоение предмета.

После окончания обучения выпускники продолжают занятия в туристских секциях профессиональных учебных заведений, туристических клубах, занимаются самосовершенствованием.

Цель программы – создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития личности подростка и повышение спортивного мастерства через занятия спортивным туризмом.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Приобретение первоначальных туристских навыков и навыков обеспечения собственной безопасности в природной среде.

  • Приобретение навыков пользования туристическим снаряжением.

  • Приобретение навыков преодоления различных препятствий и преград на пути следования в походе.

  • Приобретение навыков пользования картой, компасом.

  • Получение необходимых знаний и навыков по ориентированию на местности.

  • Получение необходимых знаний по топографии.

  • Обучение основам скалолазания.

  • Знакомство с историей, культурой и природой родного края.

  • Приобретение судейских навыков.

  • Обучение основам инструкторской подготовки.

  • Совершенствование техники и тактики туристских походов

Развивающие:

  • Содействие гармоничному физическому развитию и укрепление здоровья учащихся.

  • Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

  • Развитие познавательного интереса в изучении родного края.

  • Развитие навыков самостоятельной работы, интереса к поиску новых решений.

  • Развитие навыка самоконтроля, самодисциплины.

  • Развитие умения не теряться в сложных и неординарных ситуациях

Воспитательные:

  • Воспитание нравственных и морально-волевых качеств учащихся.

  • Воспитание любви к природе и историческому прошлому родного края.

  • Воспитание стремления к самообразованию и самосовершенствованию

  • Воспитание и развитие гражданственности.

В области образования:

  • Расширение и углубление знаний учащихся по географии, ОБЖ, биологии, физического воспитания.

  • Приобретение специальных знаний в вопросах туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи.

В области воспитания:

  • Содействие гармоничному развитию личности, совершенствованию духовных и физических потребностей;

  • Содействие формированию жизненной самостоятельности и волевых качеств;

  • Создание условий для раскрытия организационных навыков, умения вести себя в коллективе.

Учебно-тематический план 1-й год обучения (4 часа в неделю)

Тема

Всего

Теория

Практика

1

Организационный период




2

Вводное занятие, введение в общеобразовательную программу

2

2

-

3

Походы выходного дня: организация, проведение, подведение итогов

40

10


10


30

4

Физическая подготовка

20

-

20

5

Туристская техника

20

4

16

6

Техника лыжного туризма

20

4

16

7

Топографическая подготовка. Ориентирование на местности

20

6

14

8

Краеведческие наблюдения, фиксирование их в походе



6

2

4

9

Туристские узлы


8

2

6

10

Туристское снаряжение и быт

4

1

3.

11

Гигиена туриста. Доврачебная помощь

2

2

-

12

Итоговое занятие

2

2

-

ИТОГО:

144

35

109

Учебно-тематический план 2-й год обучения на 6 часов в неделю (216 ч)

Тема

Всего

Теория

Практика

1

Организационный период

2

Вводное занятие, введение в общеобразовательную программу

2

2

-

3

Техника пешеходного туризма

35

5

30

4

Техника лыжного туризма

30

5

25

5

Скалолазание

10

2

8

6

Туристские узлы

10

2

8

7

Организация и проведение походов. Обеспечение безопасности.

24

6

18

8

Ориентирование в походе

15

5

10

9

Топографическая подготовка

8

4

4

10

Физическая подготовка туриста

30

4

26

11

Туристическое снаряжение и быт

7

7

-

12

Гигиена туриста. Доврачебная помощь

10

6

4

13

Туристская техника, участие

в соревнованиях

35

5

30


14

Итоговое занятие

2

2

-

ИТОГО:

216

55

161

Учебно-тематический план 3-й год обучения на 6 часов в неделю (216 ч)

Тема

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие, введение в общеобразовательную программу

3

3

-

2

Видовые различия в туризме.

Разрядные нормативы в спортивном туризме.

Спортивные походы.

6

6

-

3

Техника пешего туризма

45

15

30

4

Техника лыжного туризма

30

4

26

5

Ориентирование и топография

21

3

18

6

Общефизическая подготовка

21

-

21

7

Организация, оформление проведение и отчет походов по видам туризма: пеший, лыжный,





39


6

33







32




-

8

Выживание в экстремальных ситуациях.

9

3

6

9

Туристская техника. Участие в соревнованиях

39

9

30

10

Итоговое занятие

3

3

-

ИТОГО:

216





























































52

164

Учебно-тематический план 4-й год обучения на 6 часов в неделю (216 ч)

Тема

Всего

Теория

Практика

Введение

2

2

-

Туристская подготовка

92

22

70

Туристские слёты и соревнования

64

8

56

Спортивное ориентирование

20

4

16

Физическая подготовка

36

6

30

Итоговое занятие

2

-

2


Итого:

216

42

174


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебно-методический материал туристско-краеведческой направленности

Автор: Войцеховский Константин Борисович

Дата: 15.11.2018

Номер свидетельства: 485804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства