Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал туристско-краеведческой направленности»
Учебно-методический материал туристско-краеведческой направлености
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Абрис»
Авторы-составители:
Пучкова Любовь Викторовна
педагог дополнительного образования
Войцеховский Константин Борисович
педагог дополнительного образования
Важное средство воспитания здорового образа жизни – туристический досуг на самодеятельных началах. Создалась ситуация, когда становится недопустимой любая деятельность без достаточных знаний о взаимосвязях в природе и возможных последствиях. Предмет туристической деятельности двойственен. Это – и сам человек, совершенствование его физических и психических качеств в традициях туризма и изучение родного края: историческое, этнографическое, географическое, экологическое и др. Наряду с выраженными воспитательными, образовательными (нравственное, умственное, физическое, эстетическое, экологическое, профессионально-прикладное) и рекреационными целями, туризм имеет специально-спортивные цели, как самостоятельный вид спорта и как средство тренировки и активного отдыха в других видах спорта. Наметилась дифференциация самодеятельного туризма, отдыха и спортивного туризма с выраженными спортивно-соревновательными притязаниями, что связано с удовлетворением при занятиях туризмом личностных потребностей.
Самодеятельному туризму присущи высокая степень самообслуживания, самоорганизации, ревностно соблюдаемая самостоятельность в выборе вида и сложности путешествия, коллектива спутников. Для туризма характерны разнообразная мышечная и эмоциональная активность, воздействие различных, нередко экстремальных природно-климатических факторов. Физические и психические нагрузки в современном туризме носят часто интервальный и переменный характер, в походах отсутствует домашний комфорт, налицо смена привычной среды жизнедеятельности. Туризм это ещё и школа жизни в аварийных экстремальных ситуациях.
Как общество, так и туристы ожидают от занятия туризмом развития и совершенствования активной жизненной позиции в процессе самоуправляемой деятельности, улучшения работоспособности и состояния здоровья в условиях тренирующих физических нагрузок и активного отдыха.
Походы, путешествия имеют большое значение в жизни школьников. Участие в них расширяет кругозор ребят. Воспитывает любовь к родному краю, прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. Пребывание на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляют ребят. В походе рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина.
В самодеятельном походном туризме основным средством деятельности является само путешествие, в спортивном туризме вершина деятельности смещается на участие в соревнованиях, повышение спортивного мастерства.
Программа «Абрис» решает задачу интеграции общего и дополнительного образования, как на организационном, так и содержательном уровне, отражает равновесие между теорией основного образования и практическими, активными, нетрадиционными формами работы с детьми в дополнительном образовании.
Программа ориентирована на детей в возрасте 11-18 лет.
Программа предполагает 4 года обучения. В первый и второй год ведется преподавание основ туризма, ориентирования, краеведения; участие в городских спортивных мероприятиях, дающих возможность получения юношеских разрядов. Третий год обучения - совершенствование туристской техники, участие в областных и региональных соревнованиях, получение спортивных разрядов по туристскому многоборью.
4-й год обучения – углублённое освоение предмета.
После окончания обучения выпускники продолжают занятия в туристских секциях профессиональных учебных заведений, туристических клубах, занимаются самосовершенствованием.
Цель программы– создание условий для самореализации, социальной адаптации,оздоровления, мотивационного творческого развития личности подростка и повышение спортивного мастерства через занятия спортивным туризмом.
Задачи программы:
Обучающие:
Приобретение первоначальных туристских навыков и навыков обеспечения собственной безопасности в природной среде.