kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Участие в движении Worldskills как возможность развития и подтверждения профессиональных и общих компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка по теме Участие в движении Worldskills как возможность развития и подтверждения профессиональных и общих компетенций

Просмотр содержимого документа
«Участие в движении Worldskills как возможность развития и подтверждения профессиональных и общих компетенций»

Инициалы и фамилия автора Ю.Б.Суханов

Ученая степень, ученое звание

Место работы ОГБПОУ «Сенгилеевский технологический техникум»

Название статьи Участие в движении Worldskills как возможность развития и подтверждения профессиональных и общих компетенций


Аннотация

Необходимым условием социального и экономического развития общества на современном этапе является модернизация системы образования, которая составляет основу для формирования инновационной экономики, что является базовым фактором благополучия граждан и безопасности страны. Подготовка специалистов среднего звена, владеющих соответствующими компетенциями, экономически обоснована, и в связи с этим, она должна проходить в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования.

Дальнейшая стратегия развития системы подготовки рабочих специальностей и специалистов сферы услуг невозможна без компетенций в рамках тех стандартов, которые задает международное профессиональное сообщество, и что самое важное экономика России не может развиваться без подготовки соответствующих кадров. Современные образовательные стандарты уже направлены на реализацию компетентностного подхода в подготовке специалистов, в основе которого лежит подготовка выпускников - молодых специалистов способных и готовых применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Соревнования, которые проводятся в рамках движения WorldSkills, направлены на практическую работу участников. Выполнение конкурсных заданий в каждой из компетенций оценивают эксперты, обладающие высоким уровнем знаний в конкретной области. За время существования организации были выработаны высокие стандарты, требующие серьёзной подготовки конкурсантов. Для каждой части конкурсного задания формируются объективные, субъективные и квалификационные критерии.

Ключевые слова

Профессиональные и общие компетенции, конкурсы профессиональной направленности, движение WorldSkills, система оценок, объективная оценка,

субъективная оценка, качество профессиональной подготовки и профессионального образования.


Современная система среднего профессионального образования должна готовить специалистов, конкурентоспособных на рынке труда и востребованных работодателями. Подготовка студентов для достижения столь высокого профессионального уровня идет через формирование профессиональных и общих компетенций.

Под компетенциями мы понимаем способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. При их формировании перед преподавателями профессиональных модулей возникает актуальная проблема выбора методов приобретения и опыта положительной практической деятельности и профессионального самосовершенствования.

В качестве решения данной проблемы можно предложить активные методы обучения, которые стимулируют студентов к самостоятельной мыслительной и практической деятельности, и одним из вариантов активного метода обучения можно назвать погружение студентов в конкурсную среду. Участие студентов в конкурсах профессиональной направленности является одним из стимулов познавательной активности, формирования самостоятельности и интереса к специальности.

Одним из подобных профессиональных конкурсов является конкурс, проводимый движением WorldSkills. Цель данного движения - повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки рабочих кадров - квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества, а так же популяризация рабочей профессии.

Это движение сравнивают с олимпийским, только в сфере профессиональных рабочих кадров, оно объединяет 77 стран.

Россия вступила в движение в 2012 году. Для ее достижения WorldSkills разрабатывает ряд конкурсов по специальностям, которые должны отражать:

  • Современные профессии, необходимые для конкурентоспособности и экономического успеха в современном мире;

  • Навыки в области информационно-коммуникационных технологий и инновации, необходимые в современном информационном обществе;

  • Социально-коммуникационные навыки, необходимые для работы, включая творческий подход, инициативность, способность решать задачи, коммуникация в группе и т.п.;

  • Специальности, где на первый план выходят традиции, культурное наследие и т.п.;

Так, например, на II Национальном чемпионате рабочих профессий WorldSkills Russia-2014 было представлено 35 компетенций:

В 2015 году на заседании генеральной ассамблеи WorldSkills Казань выиграла право провести международный чемпионат в 2019 году, что является еще одним шагом на пути к мировым стандартам в профессиональной деятельности

Система оценок в профессиональных конкурсах WorldSkills отличается от привычной, применяемой на традиционных конкурсах. Она построена по определенному принципу. Все участники проходят несколько испытаний, максимально охватывающих все возможные профессиональные компетенции. За каждое конкурсное задание начисляется определенное количество баллов, которые суммируются. Соответственно, чтобы показать лучший результат, конкурсантам необходимо развить и подтвердить (выполняя конкурсные испытания) большое количество как профессиональных, так и общих компетенций, направленных на повышение и улучшение качества опыта практической деятельности.

Баллы, начисляемые за каждое конкурсное задание, складываются из двух видов оценок:

  1. Объективная оценка

  2. Субъективная оценка

Каждый вид оценок выставляется отдельной командой судей, не взаимосвязанных между собой, мало того, до вынесения окончательных оценок, судьи не должны общаться между собой.

Объективная оценка - ставиться «объективным» судейством, которое, оценивает готовый результат, но при этом, объективным судьям не известны авторы работ

Субъективная оценка - ставится «субъективным» судейством. Субъективные судьи не оценивают готовый результат, они находятся на конкурсной площадке во время выполнения конкурсных заданий и оценивают сам ход работы: соблюдение правил техники безопасности, правильность выполнения трудовых приемов и навыков, соблюдение технологической последовательности и т.д.

Как уже говорилось выше, подобная система оценок позволяет максимально объективно оценить степень владения общими и профессиональными компетенциями, при этом, сами конкурсы WorldSkills проводятся только среди учащихся учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих кадров - квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (системы среднего профессионального образования), что уравнивает возможности конкурсантов. Также в системе WorldSkiils существует ограничение возраста конкурсантов от 18 до 22 (23) лет, что дополнительно уравнивает их возможности.

Развитие движения WorldSkills даёт нам новые пути повышения качества профессиональной подготовки и профессионального образования, т.е. возможность соотнести процессы и уровень образования у нас и за рубежом, сделать выпускников средних профессиональных образовательных учреждений конкурентоспособными на мировом уровне.

Привлечение студентов, выпускников образовательных учреждений к участию в профессиональных чемпионатах дает возможность популяризации профессий, повышает мотивацию молодежи к профессиональной образованности и повышению уровня квалификации для достижения карьерного и личностного роста. Дает импульс для развития системы подготовки специалистов среднего звена. Именно на соревнованиях происходит демонстрация профессиональной подготовки участников, обмен опытом и ведется работа по совершенствованию профессиональных стандартов. Участие в чемпионатах любого уровня дает конкурсантам возможность продемонстрировать свою компетентность и уровень профессиональной подготовки, радоваться победам и выявлять слабые места.

Участие в конкурсах WorldSkiils - это возможность развития и подтверждения профессиональных и общих компетенций для студентов учреждений системы среднего профессионального образования, также для самих учреждений это хороший способ мотивации студентов к совершенствованию профессиональных навыков и повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Список информационных источников

1 .Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЭ «Об образовании в РФ». 170 стр

  1. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991

  2. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/ авторы-составители: Блинов И.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. - Выпуск 1.-М.: -ФИРО, 2010

  3. Сайт WorldSkiils [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.worldskills.ru/ 22.09.14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Суханов Юрий Борисович

Дата: 24.12.2019

Номер свидетельства: 533420

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства