kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиционная народная кукла и мастер-класс по изготовлению куклы-оберег «Колокольчик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по созданию обереговой куклы-колокольчика

Просмотр содержимого документа
«Традиционная народная кукла и мастер-класс по изготовлению куклы-оберег «Колокольчик»»

Традиционная народная кукла и мастер-класс по изготовлению куклы-оберег «Колокольчик»

Традиционная народная кукла и

мастер-класс по изготовлению куклы-оберег «Колокольчик»

Традиционная народная кукла Кукла первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. [ 5 ,  с.3 ] В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в при-роде. [ 5 ,  с.5-6 ]

Традиционная народная кукла

Кукла первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. [ 5 , с.3 ]

В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в при-роде. [ 5 , с.5-6 ]

Обереговые куклы различных народов мира, в том числе и российские, имеют одну характерную особенность: они безлики. [ 3,  с.14 ] По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью традиционных приемов. [ 4,  с.14 ]  Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Куклам приписывались различные обереговые свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. [ 5 ,  с.5-6 ]

Обереговые куклы различных народов мира, в том числе и российские, имеют одну характерную особенность: они безлики. [ 3, с.14 ]

По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью традиционных приемов. [ 4, с.14 ]

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Куклам приписывались различные обереговые свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. [ 5 , с.5-6 ]

Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. [ 5, с.5-6]  Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делаем это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Тряпичная кукла – игрушка с ценным воспитательным качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, художественном труду и творчестве, декоративно- прикладному искусству и текстильному дизайну. [ 2 , с.6]  Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданное отражение элементы русского народного костюма и т. д. [ 5 , с.5-6]

Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. [ 5, с.5-6]

Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делаем это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Тряпичная кукла – игрушка с ценным воспитательным качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, художественном труду и творчестве, декоративно- прикладному искусству и текстильному дизайну. [ 2 , с.6]

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданное отражение элементы русского народного костюма и т. д. [ 5 , с.5-6]

Кукла-оберег «Колокольчик» Колокольчики мои. Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем звените вы В день веселый мая, Средь некошеной травы  Головой качая? А.К. Толстой

Кукла-оберег «Колокольчик»

Колокольчики мои.

Цветики степные! Что глядите на меня,

Темно-голубые? И о чем звените вы

В день веселый мая, Средь некошеной травы

Головой качая?

А.К. Толстой

Колокольчик — куколка добрых вестей. С ней можно поиграть. Но она может стать незаменимой помощницей, если что-то не ладится. Куколка поможет тому, кто отправляется в дорогу. А тот, кто ждет в жизни чего-то хорошего, без этой куколки не сможет обойтись! Кукла колокольчик Кукла колокольчик родом из центра России, похожа она на валдайский колокольчик. Нижний край колокольчика местными валдайскими мастерами называется «юбка». Верхняя покатая сторона зовется «плечи». Есть и «сарафан» — название прямо указывает на силуэт женщины, одетой в русский сарафан. Куколка похожа на колокольчик, а колокольчик — на силуэт женщины. Кукла колокольчик

Колокольчик — куколка добрых вестей. С ней можно поиграть.

Но она может стать незаменимой помощницей, если что-то не

ладится. Куколка поможет тому, кто отправляется в дорогу. А тот,

кто ждет в жизни чего-то хорошего, без этой куколки не сможет

обойтись!

Кукла колокольчик

Кукла колокольчик родом из центра России, похожа она на валдайский колокольчик. Нижний край колокольчика местными валдайскими мастерами называется «юбка». Верхняя покатая сторона зовется «плечи». Есть и «сарафан» — название прямо указывает на силуэт женщины, одетой в русский сарафан. Куколка похожа на колокольчик, а колокольчик — на силуэт женщины.

Кукла колокольчик

Звон колокола не только очищает пространство, но и возвышает душу человека, делает мир светлее и ярче. Много легенд и преданий сложено в народе о колокольном звоне. Колокола словно живые, поэтому у многих из них есть свои имена. Сергей Трошин. Звонарь. Холст. Масло.2011г .

Звон колокола не только очищает пространство, но и возвышает душу человека, делает мир светлее и ярче. Много легенд и преданий сложено в народе о колокольном звоне. Колокола словно живые, поэтому у многих из них есть свои имена.

Сергей Трошин. Звонарь. Холст. Масло.2011г .

Есть поверье, что звоном-голосом колокола с нами говорит Бог. Звук от колокола идет словно круги по воде, поэтому и юбка у куклы колокольчика круглая. Если куколку посадить, она похожа на солнышко, если держать в руках, она как яркий веселый колокольчик. Как звонарь — проводник между небесным и земным, так и эта кукла — напоминание нам о вечном и высоком здесь, на земле. В наших земных делах и устремлениях мы должны помнить о Боге, а Он поможеть преодолен, трудности нашего земного пути. Когда-то звон колокольчика оповещал о приближений экипажа к станции, а значит, он помогал путнику в дороге. В старину считали, что колокольный звон отпугивает злых духов и даже лечит болезни. Колокольный звон — один из самых сильных оберегов, и если мы поверим своему тряпичному колокольчику, он станет обладать и обережными свойствами,

Есть поверье, что звоном-голосом колокола с нами говорит Бог.

Звук от колокола идет словно круги по воде, поэтому и юбка у куклы колокольчика круглая. Если куколку посадить, она похожа на солнышко, если держать в руках, она как яркий веселый колокольчик.

Как звонарь — проводник между небесным и земным, так и эта кукла — напоминание нам о вечном и высоком здесь, на земле. В наших земных делах и устремлениях мы должны помнить о Боге, а Он поможеть преодолен, трудности нашего земного пути.

Когда-то звон колокольчика оповещал о приближений экипажа к станции, а значит, он помогал путнику в дороге. В старину считали, что колокольный звон отпугивает злых духов и даже лечит болезни.

Колокольный звон — один из самых сильных оберегов, и если мы поверим своему тряпичному колокольчику, он станет обладать и обережными свойствами,

Язык есть, речей нет, а вести подает... Колокольчик — очень древний музыкальный инструмент. И  волшебный. Легенды рассказывают. как колокола начинали звонить сами по себе, чтобы предупредить людей  о беде или, напротив, сообщить радостную весть. Колокольным звоном прогоняли болезни, отводили молнии, рассеивали тучи. Чтобы дело было успешным, его старались начинать с ударом колокола. Поэтому к колоколам относились как к живым; давали им имена, крестили или... наказывали. Для колокола самое страшное наказание — запретить ему звонить. Город Валдай.

Язык есть, речей нет, а вести подает...

Колокольчик — очень древний музыкальный инструмент. И волшебный. Легенды рассказывают. как колокола начинали звонить сами по себе, чтобы предупредить людей о беде или, напротив, сообщить радостную весть. Колокольным звоном прогоняли болезни, отводили молнии, рассеивали тучи. Чтобы дело было успешным, его старались начинать с ударом колокола. Поэтому к колоколам относились как к живым; давали им имена, крестили или... наказывали. Для колокола самое страшное наказание — запретить ему звонить.

Город Валдай.

Про то, как появились на Руси звонкие валдайские колокольчики, сложили легенду. Был в Великом Новгороде вечевой колокол. В него звонили, когда нужно было позвать горожан па вече, городской совет собрать. В то время новгородцы были свободным народом, сами решали, как им жить. Но царю Ивану III  это не понравилось. Он хотел подчинить себе Новгород и велел снять колокол, увезти его в Москву. Да только колокол оказался с характером, не пошел к московскому государю в плен. Соскользнул он с саней, покатился, стукнулся о скалу и рассыпался на тысячу маленьких колокольчиков. Вывоз новгородского вечевого колокола в Москву в 1478 г., Миниатюра XVI век.

Про то, как появились на Руси звонкие валдайские колокольчики, сложили легенду.

Был в Великом Новгороде вечевой колокол. В него звонили, когда нужно было позвать горожан па вече, городской совет собрать. В то время новгородцы были свободным народом, сами решали, как им жить.

Но царю Ивану III это не понравилось. Он хотел подчинить себе Новгород и велел снять колокол, увезти его в Москву. Да только колокол оказался с характером, не пошел к московскому государю в плен. Соскользнул он с саней, покатился, стукнулся о скалу и рассыпался на тысячу маленьких колокольчиков.

Вывоз новгородского вечевого колокола в Москву в 1478 г., Миниатюра XVI век.

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберег «Колокольчик»

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберег «Колокольчик»

Для изготовления куколки нам понадобятся: 1. Три квадратных лоскута ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами, например, 20, 18, и 16 см. 2. Квадрат со стороной 16 см белой ткани для лица. 3. Цветной лоскуток треугольной формы – это для платочка. 4. Нитки для обвязывания. 5. Вата, ветошь или синтепон для головки. (Рис.1) Рис.1

Для изготовления куколки нам понадобятся:

1. Три квадратных лоскута ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами, например, 20, 18, и 16 см.

2. Квадрат со стороной 16 см белой ткани для лица.

3. Цветной лоскуток треугольной формы – это для платочка.

4. Нитки для обвязывания.

5. Вата, ветошь или синтепон для головки. (Рис.1)

Рис.1

Ход работы  Подбираем и вырезаем три круга из подходящих по цвету тканей диаметром  20, 18, 16 см. (Рис.2) Берём синтепон и скатываем в шарик.  Этот шарик из синтепона кладём в центр . Большого  круга и обвязываем его красной ниткой. (Рис.3) Рис.2 Рис.3 Получилась первая (самая нижняя) юбочка. (Нижнюю юбочку лучше делать из более плотной ткани, так как это опора - на ней и будет «стоять» куколка. (Рис.4) Рис.4

Ход работы

Подбираем и вырезаем три круга из подходящих по цвету тканей диаметром

20, 18, 16 см. (Рис.2) Берём синтепон и скатываем в шарик.

Этот шарик из синтепона кладём в центр . Большого

круга и обвязываем его красной ниткой.

(Рис.3)

Рис.2

Рис.3

Получилась первая (самая нижняя) юбочка. (Нижнюю юбочку лучше делать из более плотной ткани, так как это опора - на ней и будет «стоять» куколка. (Рис.4)

Рис.4

Теперь берём круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем. Аккуратно расправляем складочки. Вот и вторая юбчонка получилась. (Рис.5) Рис.5 В ход идёт самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка. Получается основа - куколка в трех юбках. (Рис.6) Рис.6

Теперь берём круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем. Аккуратно расправляем складочки. Вот и вторая юбчонка получилась. (Рис.5)

Рис.5

В ход идёт самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка. Получается основа - куколка в трех юбках. (Рис.6)

Рис.6

Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру. (Рис.7) Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба, перевязывав на шее, уголки расправляем в стороны, - это будут руки. (Рис.8). Рис.7 Рис.8 При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее. (Рис.9) Рис.9

Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру. (Рис.7) Прикладываем сложенный таким способом белый

лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось

примерно 1 см подгиба, перевязывав на шее,

уголки расправляем в стороны, -

это будут руки. (Рис.8).

Рис.7

Рис.8

При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее. (Рис.9)

Рис.9

Для того, чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края. (Рис.10) Рис.10 Чтобы повязать колокольчику платок, подворачиваем край лоскутка-платка, который будет обрамлять лицо куклы, надеваем платок на голову и ведем концы под ручками назад, где и завязываем. Получается куколка в платочке, крой рубашечки может быть виден. Кукла-оберег «Колокольчик» готова. (Рис.11) Рис.11

Для того, чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края. (Рис.10)

Рис.10

Чтобы повязать колокольчику платок, подворачиваем край лоскутка-платка, который будет обрамлять лицо куклы, надеваем платок на голову и ведем концы под ручками назад, где и завязываем. Получается куколка в платочке, крой рубашечки может быть виден. Кукла-оберег «Колокольчик» готова. (Рис.11)

Рис.11

Кукла-оберег «Колокольчик»

Кукла-оберег «Колокольчик»

Литература

Литература

  • Берстенева, Е.В, Догаева , Н.В Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. Серия «Моя первая книга». / Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева. – М.: Белый город, 2010. -111с.
  • Дайн, Г.Л, Дайн, М.Б . Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. / Г.Л. Дайн, М.Б Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007. -119с.
  • Декоративно-прикладное творчество . 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика. / авт.-сост. О.Я. Воробьева. – Волгоград.: Учитель, 2009. -140с.
  • Занятия по прикладному искусству . 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток. / авт.-сост. Е.А. Гурбина. – изд 2-е. – Волгоград.: Учитель, 2010. -127с
  • Котова, И. Н., Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. / И.Н. Котова, А.С. Котова. — СПб.: Паритет, 2003.— 240 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Традиционная народная кукла и мастер-класс по изготовлению куклы-оберег «Колокольчик»

Автор: Сушинцева Александра Александровна

Дата: 21.05.2019

Номер свидетельства: 511638

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства