Тема: «Воспитание Казахстанского патриотизма в системе учебно-воспитательного процесса школы»
Тема: «Воспитание Казахстанского патриотизма в системе учебно-воспитательного процесса школы»
Тема: «Воспитание Казахстанского патриотизма в системе учебно-воспитательного процесса школы»
Важное место в современном школьном образовании отводится изучению начальной военной подготовки перед которой поставлена ответственная государственная задача: обеспечить высокий уровень начальной военной подготовки с тем , чтобы старшеклассники в процессе обучения приобрели практические навыки в объеме подготовки молодого солдата , освоили основы военного дела и , в будучи призванными в Вооруженные силы Республики Казахстан , смогли в короткие сроки овладеть современным оружием и боевой техникой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Воспитание Казахстанского патриотизма в системе учебно-воспитательного процесса школы» »
Тема: «Воспитание Казахстанского патриотизма в системе учебно-воспитательного процесса школы»
Важное место в современном школьном образовании отводится изучению начальной военной подготовки перед которой поставлена ответственная государственная задача: обеспечить высокий уровень начальной военной подготовки с тем , чтобы старшеклассники в процессе обучения приобрели практические навыки в объеме подготовки молодого солдата , освоили основы военного дела и , в будучи призванными в Вооруженные силы Республики Казахстан , смогли в короткие сроки овладеть современным оружием и боевой техникой.
Основной формой организации учебного процесса по НВП является - урок. Он должен отвечать общим принципам дидактики, проводиться в соответствии с программой и понедельным планом. Знать теорию организации урока, уметь провести его интересно, наглядно, постоянно совершенствовать методы и формы его проведения, а также тесная взаимосвязь урока и военно-патриотического воспитания учащихся – важнейшая обязанность учителя НВП, которую я стараюсь придерживаться в процессе моей педагогической деятельности
На уроках НВП как и в других дисциплинах, я придерживаюсь трех главных целей урока:
Образовательная – Вооружение учащихся системой знаний, навыков и умений необходимые как будущему защитнику Отечества
Воспитательная– Воспитание Казахстанского патриотизма , ответственности , дисциплинированности и силу воли.
Развивающая– Развитие творческого мышления, познавательного интереса к овладению военными знаниями.
Одним из важнейших направлений в работе по консолидации общества должно стать воспитание Казахстанского патриотизма. Подлинный патриотизм предполагает четкое политическое самоопределение личности. А начинать надо с воспитания почтительного отношения к флагу , гербу , гимну страны, законопослушности. Надо ,чтобы каждый человек с детских лет усвоил простую мысль: «Казахстан - мое Отечество, и я в ответе за него , как и оно за меня».
Патриотизм – это выражение чувства любви и преданности своей Родине. Он характеризует стремление человека сделать Отечество более сильным , могучи процветающим , выражает его готовность выступить на защиту Родины от каких-либо посягательств. Чувство патриотизма – это гордость за социальные , экономические , культурные завоевание своего народа, бережное отношение к его боевым и трудовым традициям. Патриотизм играет роль могучего , постоянно действующего социального , морального двигателя прогресса.
Современная концепция школьного образования, а также «Государственная программа патриотического воспитания граждан», предполагает комплексный подход к формированию всесторонне развитой личности. Важное место в ней отводится военно-патриотическому воспитанию, и большой акцент отводится именно воспитанию Казахстанского патриотизма Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на благо государства и, в случае необходимости, встать на его защиту. Поэтому одной из важнейших составляющих процесса воспитания мы считаем формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. «Грамотных и продуманных действий требуют вопросы военно-патриотического воспитания, - подчеркнул президент РК Н.А.Назарбаев - Не секрет, что у многих школьников сложилось негативное отношение к военной службе».
На протяжении нескольких лет ведется работа над проблемой воспитания подрастающего поколения с целью развития Казахстанского патриотизма.
Цель исследования:
1. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое воздействие занятий по НВП на воспитание Казахстанского патриотизма в системе учебно-воспитательного процесса школы.
2. Формирование гражданской позиции молодого поколения, ответственного перед своей отчизной и народом.
3. Формирование у учащихся навыка творческого применения знаний, умений и навыков полученных на уроках НВП, во время прохождения службы в Вооруженных силах Республики Казахстан.
В основу моей работы положена следующая гипотеза: процесс воздействия занятийпо НВП на воспитание Казахстанского патриотизма, будущего воина будет эффективным, если воспитание строится на основе требований к уровню развития личности будущего защитника, теории и практики рассматриваемых категорий:
ориентации воспитания дисциплинированности и ответственности как длительного и целенаправленного процесса на выработку потребности и привычки собственного поведения в соответствии с принятыми нормами в Вооруженных Силах Казахстана;
взаимодействии и единстве взглядов педагогического коллектива, родительской общественности и воспитательного пространства по воспитанию дисциплинированности и ответственности допризывников;
использовании разнообразных методов организации деятельности по воспитанию Казахстанского патриотизма допризывника.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы патриотического воспитания будущего воина в педагогической теории и практике.
2. Определить возможность ее разрешения на занятиях по НВП и во внеурочной деятельности.
Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В школе ребята впервые получают начальное представление о воинской службе, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью связиста, кинолога, водителя, санинструктора. Ведь освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до призыва на службу в ряды Казахстанской армии уже ознакомится с устройством и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры. Поэтому весь учебно - воспитательный цикл в школе должен рассматриваться как система подготовки и формирования таких качеств у учащихся как: морально – нравственных, психологических, военно – технических и физических.
Морально-нравственный
Военно - физический
Психологический
Военно-технический
Рис.1 Компоненты системы военно-патриотического воспитания
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодому поколению глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость Казахстана. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем системообразующим направлениям:
I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (посещение ветеранов, проживающих рядом со школой, оказание помощи).
Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, войны в Афганистане. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
II направление. Военно-спортивные игры:
Прежде всего, это «Улан» и «Алау», которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания.
Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи «Школа-Армия».
Опыт проведения игры «АЛАУ» и «Улан» показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. «Алау» и «Улан» оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники.
III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов:
Совместная организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов;
Встречи с военнослужащими, выпускниками школы;
Встречи с выпускниками школы, обучающимися в военных учебных заведениях;
Посещение воинских частей города.
Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаем, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Интеграция таких предметов как НВП, ОБЖ, Основы государства и права, истории, физики, русского языка и литературы, химии и других предметов – это огромный потенциал правового и патриотического воспитания на уроках.
Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по начальной военной подготовке, который эстетично оформлен, оборудован и оснащен современными техническими средствами обучения.
Созданный кабинет НВП является воспитательным центром военно-патриотической работы в нашей школе. Наличие в школе подобного воспитательного центра военно-патриотической работы способствует приданию всей проводимой работе системности, закреплению позитивных традиций. В рекреации рядом с кабинетом НВП имеется уголок боевой Славы, где помещены материалы, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений. На базе кабинета НВП проводятся уроки истории, литературы, а также уроки других предметов военно-патриотической направленности. Здесь же проводятся встречи школьников с военнослужащими, ветеранами; осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях, организуется учеба юнармейцев. Уроки Мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия военно-прикладных кружков, проводимые на базе кабинета НВП, способствуют тесной взаимосвязи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков.
Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по воспитанию Казахстанского патриотизма подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Двое выпускников 9-класса закончили Республиканскую военную школу интернат (РВШИ)в г.Караганда. в 2014 году в РВШИ поступил еще один ученик нашей школы. Один выпускник РВШИ после службы в ВСРК учится заочно в ВВУЗ г.Петрапавловска.
Для отслеживания эффективности работы педагогического коллектива в данном направлении (сформированные качества личности, модели выпускника) необходимо проводить мониторинг, используя выработанные критерии эффективности военно – патриотического воспитания. Такими критериями могут быть:
Наличие у учащихся знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной (контрольные работы, тестирование, олимпиады, учебно-полевые сборы).
Формирование личностных качеств, рассматриваемых как критерий эффективности военно-патриотического воспитания.(тесты, диагностика, военно-патриотические мероприятия, учебно-полевые сборы)
Активность в военно-патриотических мероприятиях учащихся как фактор формирования всесторонней готовности школьников к выполнению воинского долга перед Родиной. За последние 3 года учащиеся нашей школы были призерами районных финальных военно-спортивных игр «Алау» и «Улан».
Сознательный выбор юношами-выпускниками школ военной профессии (юноши-кандидаты в военные учебные заведения, офицеры ВС РК.)
Президентские тесты по физической культуре (протоколы по тестированию).
Самовоспитание будущих защитников Родины как показатель их активного, сознательного отношения к своему воинскому долгу (можно проследить в военно-патриотической деятельности, диапазон проявления своих лучших личностных качеств в процессе военно-патриотической деятельности - показатель их усилий по самовоспитанию).
Вышеизложенная система воспитания Казахстанского патриотизма , созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.
ЛИТЕРАТУРА
Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и военной службе»; №74 от 8 июля 2005 года
Закон «Об образовании»; №319-III от 27 июля 2007 года
Программа «Казахстан -2030»;
Постановление Правительства Республики Казахстан №449 от 24 мая 2006 года.
Программа «Патриотическое воспитание граждан Республики Казахстан на 2006-2008годы»
Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. М., 1989.
АИ.Аверин. А,И.Глебов. Передовой опыт в практику военруков. Москва Издательство ДОСААФ СССР.1984г.
Ф.Е Штыкало. Организация внеклассной работы по НВП и военно-патриотическому воспитанию. Москва «Просвещение» 1985г.
А,И Авереин. Сборник документов и материалов по начальной военной подготовке. Москва Просвещение 1982г.
Фаталиев Х.Г. Теория и практика военно-патриотического воспитания в средней общеобразовательной школе.