Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен»
Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен»
Цель: Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности студента, как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни.
Студент:
- ставит цели,
- решает задачи,
- отвечает за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.
Задачи:
1. Повысить качество и эффективность процесса обучения на уроках теоретического обучения.
2. Сформировать у студентов навыки коллективного поиска, путем создания вопросов, побуждающих самостоятельную мысль студентов.
3. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт студентов.
4. Создание ситуаций общения на уроках, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
3. Разработать методический комплекс материалов по использованию системно-деятельностного подхода на уроках МДК, для развития творческой личности студентов и последующего применения и использования полученных знаний в практической деятельности.
4. Применять элементы системно-деятельностного подхода на уроках, в качестве закрепления пройденного материала и обобщения полученных знаний.
Актуальность темы.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то преподавателю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения студента в учебном процессе.
Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Преподаватель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Преподаватель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки студентов в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всго времени обучения студентов, но особенно на начальных этапах обучения.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:
- Постановка учебной задачи. В список задач, актуализирующих знания студентов, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.
- «Открытие» нового знания. Преподаватель предлагает студентам систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен»»
Индивидуальный план работы
по самообразованию
Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен», как аспект реализации творческой личности студента»
Преподавателям слово дано не для того,
чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую.
Ключевский В. О.
Тема: «Применение системно-деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен», как аспект реализации творческой личности студента»
Цель: Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности студента, как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни.
Студент:
- ставит цели,
- решает задачи,
- отвечает за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.
Задачи:
1. Повысить качество и эффективность процесса обучения на уроках теоретического обучения.
2. Сформировать у студентов навыки коллективного поиска, путем создания вопросов, побуждающих самостоятельную мысль студентов.
3. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт студентов.
4. Создание ситуаций общения на уроках, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
3. Разработать методический комплекс материалов по использованию системно-деятельностного подхода на уроках МДК, для развития творческой личности студентов и последующего применения и использования полученных знаний в практической деятельности.
4. Применять элементы системно-деятельностного подхода на уроках, в качестве закрепления пройденного материала и обобщения полученных знаний.
Актуальность темы.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то преподавателю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения студента в учебном процессе.
Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Преподаватель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки студентов в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всго времени обучения студентов, но особенно на начальных этапах обучения.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:
- Постановка учебной задачи. В список задач, актуализирующих знания студентов, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.
- «Открытие» нового знания. Преподаватель предлагает студентам систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.
- Первичное закрепление. Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
- Обучающая самостоятельная работа. Студенты самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важно создать для каждого студента ситуацию успеха.
- Выполнение заданий на повторение.
Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов
Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия. «Открытие» понятия студентами осуществляется посредством выполнения или предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами – действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия.
Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи – студенты проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия.
В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождаются речью. Алгоритмы действия студенты проговаривают «про себя» (внутренняя речь).
И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).
Аспекты системно - деятельностного подхода:
- направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание и развитие качеств конкурентно-способной личности, толерантной личности, осознание себя как гражданина);
- соответствие содержания учебных занятий целям деятельности; - обеспеченность усвоения содержания курса МДК всеми сенсорными каналами (вижу, слышу, ощущаю);
- выбор формы творческого самовыражения;
- наличие критериев само- и взаимооценки.
Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что студент, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития студентов.
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: техникум должен предложить студенту возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в техникуме и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Требования к результатам ФГОС – ведущая, системообразующая составляющая.
Результатами освоения основной образовательной программы являются:
Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;
Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.
Новый результат формулируется в виде конкретных задач:
1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)
2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)
3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Меняется и представление об уроке.
Организация деятельности студентов на уроке происходит через:
- постановку цели деятельности;
- планирование своих действий по реализации поставленной цели;
Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы:
- активные,
- интерактивные,
- исследовательские,
-проектные.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у студентов способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности студентов к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от преподавателя к студенту.
2. Преподаватель систематически обучает студентов осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности студентов в учебном процессе.
4. Преподаватель владеет технологией диалога, обучает студентов ставить и адресовать вопросы.
5. Преподаватель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит студетов работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у студетов).
7. Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми студентами, используя для этого специальные приемы.
8. Преподаватель стремиться оценивать реальное продвижение каждого студента, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Преподаватель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Преподаватель принимает и поощряет, выражаемую студентом, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Современный урок» - широкая и основательная. Поэтому она должна быть основной в наших научных и методических поисках.
Повышение эффективности урока предусматривает решение новых задач:
- целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных студентов;
Прошли столетия, прежде чем в педагогике сформировалось понимание того, что передавать молодому поколению надо не только и не столько знания, умения и навыки, сколько способы действия и систему ценностей, которые не могут формироваться иначе, как через приобретенный студентами в процессе обучения опыт собственный деятельности. Поэтому главная цель педагогической деятельности заключается в развитии самодеятельности студента, благодаря которой он станет успешным распорядителем своей судьбы, продолжит непрерывное образование в течение всей своей жизни. Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум студента.
Методы изучения учебного материала окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу студента, направленную на решение познавательных и практических задач. При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у студентов возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике. Не давать образцов, ставить студента в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот технологическая основа системно-деятельностного подхода.