kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности студента, как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Студент: - ставит цели, - решает задачи, - отвечает за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Задачи: 1. Повысить качество и эффективность процесса обучения на уроках теоретического обучения. 2. Сформировать у студентов навыки коллективного поиска, путем создания вопросов, побуждающих самостоятельную мысль студентов. 3. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт студентов. 4. Создание ситуаций общения на уроках, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. 3. Разработать методический комплекс материалов по использованию системно-деятельностного подхода на уроках МДК, для развития творческой личности студентов и последующего применения и использования полученных знаний в практической деятельности. 4. Применять элементы системно-деятельностного подхода на уроках, в качестве закрепления пройденного материала и обобщения полученных знаний. Актуальность темы. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то преподавателю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения студента в учебном процессе. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Преподаватель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Преподаватель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки студентов в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всго времени обучения студентов, но особенно на начальных этапах обучения. Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания: - Постановка учебной задачи. В список задач, актуализирующих знания студентов, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. - «Открытие» нового знания. Преподаватель предлагает студентам систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен»»




Индивидуальный план работы

по самообразованию



Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен», как аспект реализации творческой личности студента»










Преподавателям слово дано не для того,

чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую.

Ключевский В. О.



Тема: «Применение системно-деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен», как аспект реализации творческой личности студента»



Цель: Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности студента, как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни.

Студент:

-  ставит цели,

-  решает задачи,

-  отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.



Задачи:

1. Повысить качество и эффективность процесса обучения на уроках теоретического обучения.

2. Сформировать у студентов навыки коллективного поиска, путем создания вопросов, побуждающих самостоятельную мысль студентов.

3. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт студентов.

4. Создание ситуаций общения на уроках, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

3. Разработать методический комплекс материалов по использованию системно-деятельностного подхода на уроках МДК, для развития творческой личности студентов и последующего применения и использования полученных знаний в практической деятельности.

4. Применять элементы системно-деятельностного подхода на уроках, в качестве закрепления пройденного материала и обобщения полученных знаний.

Актуальность темы.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то преподавателю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения студента в учебном процессе.

Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Преподаватель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки студентов в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всго времени обучения студентов, но особенно на начальных этапах обучения.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

- Постановка учебной задачи. В список задач, актуализирующих знания студентов, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.

- «Открытие» нового знания. Преподаватель предлагает студентам систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.

- Первичное закрепление. Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

- Обучающая самостоятельная работа. Студенты самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важно создать для каждого студента ситуацию успеха.

- Выполнение заданий на повторение.

Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов

Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия. «Открытие» понятия студентами осуществляется посредством выполнения или предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами – действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия.

Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи – студенты проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия.

В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождаются речью. Алгоритмы действия студенты проговаривают «про себя» (внутренняя речь).

И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).

Аспекты системно - деятельностного подхода:

- направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание и развитие качеств конкурентно-способной личности, толерантной личности, осознание себя как гражданина);

- соответствие содержания учебных занятий целям деятельности; - обеспеченность усвоения содержания курса МДК всеми сенсорными каналами (вижу, слышу, ощущаю);

- выбор формы творческого самовыражения;

- наличие критериев само- и взаимооценки.

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что студент, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития студентов.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: техникум должен предложить студенту возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в техникуме и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

 Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Требования к результатам ФГОС – ведущая, системообразующая составляющая.

Результатами освоения основной образовательной программы являются:

Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;

Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.

Новый результат формулируется в виде конкретных задач:  

1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ) 

2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)

3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)



Таким образом,  меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Меняется и представление об уроке.



Организация  деятельности студентов на уроке происходит  через:

- постановку цели деятельности;

- планирование своих действий по реализации поставленной цели;

- саму деятельность, рефлексию полученных результатов.



Реализация деятельностного метода  обучения  опирается на методы:

- активные,

- интерактивные,

- исследовательские,

-проектные.



Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.



1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.



2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у студентов способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.



3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности студентов к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.



4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности студентов к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.



Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1. предъявление контролируемого варианта;

2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.



         Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1. написание учащимися варианта контрольной работы;

2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от преподавателя к студенту.

2. Преподаватель систематически обучает студентов осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности студентов в учебном процессе.

4. Преподаватель владеет технологией диалога, обучает студентов ставить и адресовать вопросы.

5. Преподаватель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит студетов работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у студетов).

7. Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми студентами, используя для этого специальные приемы.

8. Преподаватель стремиться оценивать реальное продвижение каждого студента, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.  Преподаватель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Преподаватель принимает и поощряет, выражаемую студентом, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Современный урок» - широкая и основательная. Поэтому она должна быть основной в наших научных и методических поисках.

Повышение эффективности урока предусматривает решение новых задач: 

- целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных студентов;

- конструирование (отбор) содержания образования;

- совершенствование форм и методов обучения;

- психолого-педагогического сопровождение образовательного процесса.



Заключение



Прошли столетия, прежде чем в педагогике сформировалось понимание того, что передавать молодому поколению надо не только и не столько знания, умения и навыки, сколько способы действия и систему ценностей, которые не могут формироваться иначе, как через приобретенный студентами в процессе обучения опыт собственный деятельности. Поэтому главная цель педагогической деятельности заключается в развитии самодеятельности студента, благодаря которой он станет успешным распорядителем своей судьбы, продолжит непрерывное образование в течение всей своей жизни. Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум студента.

Методы изучения учебного материала окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу студента, направленную на решение познавательных и практических задач. При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у студентов возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике. Не давать образцов, ставить студента в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот технологическая основа системно-деятельностного подхода.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Додонова Инна Серофимовна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен», как аспект реализации творческой личности студента»"
    ["seo_title"] => string(164) "tiema-primienieniie-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-priepodavanii-kursa-mdk-po-profiessii-ofitsiant-barmien-kak-aspiekt-riealizatsii-tvorchieskoi-lichnosti-studienta"
    ["file_id"] => string(6) "306627"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458152911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства