kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Судьба личности в тоталитарном обществе (на примере романа Е.И. Замятина «Мы»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                        Судьба  личности в тоталитарном обществе

                          (на примере романа Е.И. Замятина «Мы»)

                 

Аннотация. Статья посвящена проблеме личности в тоталитарном обществе. В работе проведено исследование данной проблемы в творчестве Е.И.Замятина. Рассмотрена проблема развития цивилизации, ее воздействие на разум человека; высказывания великих мыслителей их влияние; беспомощность человека перед тоталитарным режимом.

Ключевые слова:  Е.И. Замятин, роман, разум, сознание, ХХ век, тоталитаризм.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Судьба личности в тоталитарном обществе (на примере романа Е.И. Замятина «Мы»)»

ГБОУ гимназия «Марем»





Научная статья



«Судьба личности в тоталитарном обществе

(на примере романа Е.И. Замятина «Мы»




Джаниева Залина Магометовна,

учитель русского языка и литературы








Судьба личности в тоталитарном обществе

(на примере романа Е.И. Замятина «Мы»)

Аннотация. Статья посвящена проблеме личности в тоталитарном обществе. В работе проведено исследование данной проблемы в творчестве Е.И.Замятина. Рассмотрена проблема развития цивилизации, ее воздействие на разум человека; высказывания великих мыслителей их влияние; беспомощность человека перед тоталитарным режимом .

Ключевые слова: Е.И. Замятин, роман, разум, сознание, ХХ век, тоталитаризм.



Бурный рост цивилизации, всевозможные открытия в области науки и техники, насыщенная историческими событиями жизнь начала ХХ века настолько истерзали сознание человека, что тот выбрал революционный путь развития, выбрал быстрое решение проблем. Он преклонился перед Разумом. Человек поставил законы разума выше законов Бога и тем самым провозгласил свой отказ от него.

Сознание человека (божественная субстанция) деформировалось. Между разумом и душой появилась огромная трещина. Пройдя по зданию духа, поставила под сомнение всю воззренческую систему, убеждения и нормы, которые были выработаны человечеством в течение многих столетий, обеспечивавшую гармонию человека и мира.

В начале ХХ века все меняется. Деформированное сознание уже не способно привести человечество к желаемой истине. Не способно потому, что истина достигается только в ходе эволюции, а она, в нашем случае, запрограммирована разумом. Разум устанавливает свои закрытые, мертвые законы, которые, в конечном счете, приводят к катастрофе. Но задавленный, истерзанный человек ХХ века этого не понимает. Он видит, что цивилизация набирает новые мощные обороты, видит, что жизнь вокруг него меняется, но не замечает, что это только внешние изменения. Его ограниченный разум не способен уловить истину. Произошла подмена истины. Поменялись идеалы.

Идеалом для человека ХХ века становится хорошо налаженный механизм, который никогда не выходит из строя (из-за тонкостей характера, личных драм, катаклизмов и т.д.). И он сам добровольно приходит к тому, что его превратили в винтик этого механизма.

Самое ужасное в данном случае то, что почти никто этого не осознавал. Никто не хотел слушать тех, кто указывал на опасность данного витка цивилизации. Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л.И. Шестов, В. В. Розанов, С.П.Трубецкой, П. Д. Успенский и многие другие мыслители и философы начала века ставили вопрос о перспективе такого развития. Они пытались довести до сознания людей тот факт, что подобное развитие цивилизации, где обезличенный человек превращается в часть огромного механизма, приведет, в конечном счете, к катастрофе. Приведет к вымиранию всего живого на Земле.

На протяжении всего ХХ века происходили всевозможные манипуляции над сознанием. И только к концу века выяснилось, что одним из его центральных конфликтов являлся конфликт между гуманистическим сознанием (в центре – человек, душа) и сознанием технократическим (в центре – разум, наука). Человек не смог правильно оценить сложившуюся ситуацию и разрешить этот конфликт в свою пользу. Его сознание, которое тем и живет, что постоянно развивается, в ХХ веке было задавленно под прессом, под тяжестью огромной машины – атрибутом технократии. Духовность, нравственность, доброта и многие другие понятия, подпитывающие и дающие возможность сознанию подсказывать человеку правильные пути, были уничтожены великими достижениями технократии.

Под тяжестью цивилизации человек превратился в робота, который не умеет самостоятельно мыслить (но ему это и не нужно – за него уже все решено). Разум хитер, он уводит человека от его Ядра – Сущности – Души.

И под натиском технократической цивилизации он настолько деградировал в моральном и нравственном плане (да и в физическом тоже), что не может отличить добро от зла, счастье от страданий, свободу от рабства. Человек не знает, что такое свобода, что с ней делать. Она ему не нужна. Современные люди настолько привыкли к определенному ритму технократического мира, что мысль о свободе приводит их в ужас. В качестве примера приведем трагедию о «Трех отпущенниках» из романа Е.Замятина «Мы». Эта история о том, как три нумера (в романе нет имен), в экспериментальных целях, в течение месяца были освобождены от работы: занимайся чем хочешь. Другими словами, они подарили современному человеку полную свободу. Но несчастные не знали куда себя деть. Они бродили по привычным местам, заглядывая во внутрь “голодными” глазами, останавливаясь на площадях, – и целыми днями проделывали движения, которые уже стали потребностью их организма: “пилили и стругали воздух, побрякивали невидимыми молотками” и т.д. Но в итоге, не выдержав всего этого, на десятый день они утопились под Марш Музыкального Завода.

“Винтик” огромного механизма, который был изъят из обычной среды, не нашел применения своим силам в свободном пространстве. Свобода становится невыносимой для “маленького человека”, потому что кроме мук ничего (самая страшная мука – выбор) ему не приносит. Ну и не обойтись без “Благодетеля”, который готов указать сомневающемуся человеку, человеку с истерзанным сознанием, “правильный ” путь. Найдется Вождь, Идея, Система, готовые взять на себя “это бремя взамен на сладкий призрак блаженства”, которым они готовы щедро одарить того, кто смиренно покорился им.

Исходя из этой концепции, миллионы “облагодетельствованных” должны превратиться в послушное стадо. Следовательно, перевоспитание людей должно быть подчинено не созданию Нового человека, а “вытравлению” из него всего человеческого, превращению его в тупое и послушное животное, лишенное всякой свободы, самодеятельности, инициативы. Все эти черты лишние. Ведь “избранные сто тысяч” возложат на себя решительно все заботы об их жизни, вплоть до регламентации интимных отношений.

Данная концепция исходит из неуважения к человеку, который, по мнению ‘‘благодетелей”, сам не способен выбрать добровольно между добром и злом добро. “Эти люди уверены чем когда-нибудь, что свободы вполне, ̶ говорит Великий Инквизитор, ̶ и сами готовы положить ее к ногам нашим.” [2, с. 332]. Именно против такой концепции и направлены романы великих писателей-антиутопистов ̶ как Евгения Замятина («Мы»), О.Хаксли («О дивный новый мир») и Джорджа Оруэлла («1984»).

Их романы – это романы-предупреждения. Писатели-антиутописты предъявили счет тем, кто пытался не самым естественным путем вывести “формулы счастья”; кто дал людям завышенные обещания сделать их счастливыми, пренебрегая бесконечным многообразием жизни, ее тайнами и трагедиями.

Творчество этих писателей направлено на борьбу против мертвой системы тоталитарного государства, направлено против статики. Они понимают (и пытаются донести до всего человечества) тот факт, что законы эволюции (законы жизни) открыты. И им необходимо обладать абсолютной свободой, чтобы иметь возможность созидать.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам: свобода – это ядро сознания, а сознание, в свою очередь, является нитью между Богом и человеком (в его грубом физическом теле). Следовательно, чтобы не нарушалась эта связь, сознание должно эволюционировать, т.е. нужно “отпустить” свободу, благодаря которой человек выходит на Вселенские законы, выходит к Богу.

Список использованной литературы

источники:

  1. Замятин Е.И. Мы ̶ М., 2006.

  2. Оруэлл Дж. 1984, Скотный двор ̶ М., 2003.

  3. Хаксли О. О дивный новый мир ̶ М., 2013.

общая литература:

  1. Антиутопия ХХ века: Евгений Замятин, Джордж Оруэлл, Олдос Хаксли – М., 1989.

  2. Блюм А.В. Англичанин в России (О сложных отношениях книг Оруэлла и Советской власти. О том, как цензура хотела “распылить” имя писателя, да не смогла). // Новое время ̶ 2003- № 27, с. 36-38.

  3. Гальцева Р.А., Роднянская И.Б. Помеха – человек. Опыт века в зеркале антиутопии. // Новый мир, 1988.-№12, с. 217-230.

  4. Гладышев В.В., Похвищева И.В. В тоталитарном обществе любовь бессильна:Роман Дж. Оруэлла «1984» // Русская словесность – 1988, № 1.

  5. Давыдова Т.Т. Роман Е.И. Замятина «Мы» - открытие и пророчество // Литературная учеба – 2002. Книга 6.

  6. Зверев А.М. «Когда пробьет последний час природы...» (Антиутопия ХХ века). // Вопросы литературы, 1989.-№1, с. 26-29.

  7. Чаликова В.А. Крик еретика (Антиутопия Евгения Замятина). // Вопросы философии – 1991-№1, с. 16-27.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Судьба личности в тоталитарном обществе (на примере романа Е.И. Замятина «Мы»)

Автор: Джаниева Залина Магометовна

Дата: 24.03.2018

Номер свидетельства: 463223


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства