Просмотр содержимого документа
«Статья "Вопросы сетевого взаимодействия с якорным работодателем"»
Вопросы сетевого взаимодействия при реализации программы обучения по специальности 15.02.14.
«Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств»
Гудков В.А. Преподаватель
ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»
Г.Алексеевка, Белгородской области.
При реализации профессионального стандарта в системе подготовки квалифицированных рабочих и служащих большое значение имеет уровень соответствующей материально-технической базы и уровень подготовки преподавательского состава.
В современных условиях существует ряд объективных причин, которые не позволяют в полной мере обеспечить все учебные заведения необходимыми ресурсами, кадрами и материально-технической базой. Особенно это касается тех направлений, где подготовка рабочих и специалистов ориентирована на высокотехнологичные отрасли экономики, которые требуют от современных выпускников обладать компетенциями, отвечающими международным требованиям. К таким направлениям подготовки относится и программа обучения по специальности 15.02.14. «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств», реализуемая ОГАПОУ «ААТ».
Для обеспечения учебного процесса были использованы возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций и работодателей.
В соответствие со ст.15 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ в редакции от 08.08.2024. «Об образовании в Российской Федерации» - «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.»
Работа проходила в три этапа:
Первый этап – выявление необходимых качеств и способностей педагога. Поиск взаимовыгодных отношений с предприятиями – партнёрами. Важно было определить способность к обучению в необходимом направлении в соответствии с видом профессии. Не всегда замечательный педагог способен обучаться новым знаниям, особенно в технических профессиях. В данном случае стало возможно привлечение в педагогическую деятельность работников предприятий соответствующего профиля. Что позволило нам организовать и процесс обучения как теоретического блока, так и практической подготовки, в соответствие с требованиями работодателя, что позволило решить проблему трудоустройства обучающихся и выпускников.
Второй этап – выбор методики обучения в зависимости от реальных возможностей региона и наличия материально-технической базы. В данном случае были организованы занятия в форме Специальных проектов. Ведущими специалистами проекта являются работники предприятия а участниками - обучающиеся техникума. Результатом проекта являются готовые изделия, которые в дальнейшем используются в учебном процессе.
Третий этап – создание материально-технической и методической базы для обеспечения учебного процесса. Если с методическим обеспечением образовательные организации могут справиться самостоятельно, то в нынешних экономических реалиях сформировать необходимое материально-техническое обеспечение им довольно сложно. В решении данного вопроса огромную помощь оказывают предприятия-партнёры. В нашем случае ГК «ЭФКО», ООО «АВС сервис» и АО «Алексеевский бекон».
С их помощью оборудованы кабинеты и мастерские для проведения практических занятий обучающихся по нескольким профессиям. Для участия в образовательном процессе привлекаются квалифицированные работники предприятия, как на постоянной, так и на периодической основе. Со своёй стороны техникум смог подготовить и направить на предприятие необходимое количество квалифицированных выпускников.
Итак, можно сделать вывод, что для системы СПО потребность в сетевом взаимодействии выражается в новых возможностях, предлагаемых новой формой работы. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее не под силу отдельному образовательному учреждению. Сетевое взаимодействие также порождает новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, сетевые объединения). Таким образом, создается потенциал, который приведет как к развитию системы профессионального образования в целом, так и к