kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Учебно-методический комплекс дисциплины как фактор повышения качества образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья о значении УМК в образовательном процессе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Учебно-методический комплекс дисциплины как фактор повышения качества образования"»

Учебно-методический комплекс дисциплины
как фактор повышения качества образования


На современном этапе в условиях свободной конкуренции и реального процесса глобализации рынка образовательных услуг, интеграции России в общеевропейское и мировое образовательное пространство к профессиональной школе предъявляются жёсткие требования по подготовке кадров высокой компетенции в различных областях экономики.

России нужны молодые и трудоспособные кадры, обладающие высоким уровнем квалификации, сформированными профессионально-волевыми качествами, способные эффективно работать в производственной сфере.

В настоящее время работодатель не вполне удовлетворён качествами выпуска профессиональной школы, невысокой их познавательной и профессиональной мотивацией, неразвитостью самоконтроля и профессионального   самосознания, формальным отношением обучающихся к приобретению профессии, что отражается  на развитии личностных и профессиональных качеств (ключевых компетенций) будущего специалиста.

Поэтому проблема качества подготовки специалистов сегодня актуальна для любого образовательного учреждения.

Педагогическая наука и практика сегодня убедительно доказывают, что качество и результативность процесса обучения существенно повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно. Таким образом, создание учебно-методического комплекса, позволяющего повысить уровень методической помощи педагогам, усовершенствовать систему работы методических объединений, цикловых комиссий и творческих групп, освоить новые формы методической работы, имеет колоссальное значение.

Учебно-методический комплекс (УМК) – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ. Он представляет собой стройную и чёткую систему организации учебного процесса, позволяет целостно и многоаспектно увидеть образовательный процесс, установить приоритетные зоны его развития, наладить эффективную систему управления и контроля.

УМК обеспечивает создание экономических, организационных, технико-технологических, методических и научных условий для обеспечения учебного процесса.

Дидактический эффект достигается за счёт того, что при комплексном учебно-методическом обеспечении создаются оптимальные условия для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, воспитания и развития обучающихся, происходит активизация их учебно-познавательной деятельности и создаётся система управления. Ценным является то, что комплекс обеспечивает целостность учебного процесса и взаимодействие всех его основных ступеней и форм.

Основными факторами эффективного применения учебно-методического комплекса, как средства формирования профессиональной компетентности выпускника, являются соответствие компонентов комплекса содержанию изучаемого материала, частным методическим задачам, методам обучения, требованиям рационального использования учебного времени. Сегодня это не только набор дидактического материала конкретного преподавателя, но и инструмент планирования и организации работы целых учреждений.

Следует отменить, что учебно-методический комплекс, как совокупность учебно-методических материалов, не только не утратил своего значения, но и получил всеобщее признание и развитие после внедрения в нашу жизнь компьютерных технологий. Учебно-методический комплекс это динамическая система, которая постоянно совершенствуется и пополняется в соответствии с современными требованиями условий труда и меняющимися условиями обучения.

Составные компоненты учебно-методического комплекса дополняют друг друга, обеспечивая наглядность, индивидуальный подход к обучающимся, развивают творческий потенциал будущих специалистов.

Общеизвестно, что для разработки УМК следует создать рациональную систему и механизм дидактического обоснования и проектирования содержания и средств обучения, разработать нормативы оснащения учебного процесса, а значит, необходима координация, науки и производства, образовательных учреждений и органов управления образованием, профильных департаментов.

Учебно-методический комплекс любой учебной дисциплины, в частности «Истории», определяет цели и содержание учебной дисциплины, структурно-логическую схему по дисциплине, дидактически обоснованную последовательность её изучения, методы и средства формирования знаний, умений и навыков. Поэтому структура УМК «Учебная дисциплина» может и должна трансформироваться в соответствии с конкретными условиями: личностью преподавателя, возрастным цензом учебной группы, количеством учебных часов, объёмом практической части и самостоятельной подготовки по дисциплине и т.д.

Конечно, данные УМК являются рекомендательными и предполагают простор для творческой инициативы как коллектива, так и педагога. Несомненно, что учебно-методический комплекс должен совершенствоваться, развиваться и видоизменяться.

Все перечисленные аспекты требуют от преподавателей и мастеров производственного обучения постоянного поиска наиболее целесообразных форм, методов и средств обучения.

   Совершенно очевидно, что педагогическая деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения должна быть направлена на повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе методических комплексов.

Работа по созданию учебно-методического комплекса способствует развитию мотивации как обучающихся, так и преподавателя. В отношении преподавателя УМК способствует:

1) усилению интереса педагогов к системному подходу при подготовке каждого выпускника;

2) повышению уровня преподавания;

3) созданию благоприятных возможностей для обмена педагогическим опытом;

4) повышению творческой активности педагогов;

5) росту квалификации педагогов.

Создание таких комплексов являются сложной и серьёзной задачей.

Для обучающихся глубоко продуманный и тщательно разработанный УМК:

1) способствует мотивации и активизации самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельности учащихся; индивидуализации и дифференциации содержания обучения.

2) Обеспечивает интенсификацию учебного процесса.

3) Позволяет объективно оценить ход и результаты обучения.

4) Является «инструментом», с помощью которого обучающиеся познают окружающий мир, технические и технологические объекты, явления и процессы.

5) Повышает наглядность обучения, делает доступным для обучающихся такой материал, который без применения учебно-методического комплекта недоступен вообще или труднодоступен.

6) Помогает удовлетворить и в максимальный степени развить познавательные интересы обучающихся, интенсифицирует их учебную деятельность и тем самым позволяет повысить темп изучения учебного материала.

7) Является самостоятельным источником информации, освобождая преподавателя, мастера производственного обучения от большого объёма чисто технической работы, способствуя повышению эффективности его труда.

   Сам же процесс разработки УМК позволяет каждому педагогу более глубоко и отчётливо осмыслить свою собственную педагогическую деятельность.

   Несомненно, применение УМК позволяет совершенствовать содержание и процесс профессиональной подготовки обучающихся, наиболее полно реализовать основные принципы дидактики, использовать достижения профессиональной педагогики, опыта отечественной и зарубежной профессиональной школы, стимулировать применение новых форм и методов обучения, решать единую педагогическую задачу – совершенствовать качество обучения специалистов, а значит быть конкурентоспособными на рынке труда.


Источники и литература:

1) А.Н. Сурикова. «УМК – как методическое средство для учителя», М., «Просвещение».2001год.

2) И.С. Якиманская. «Как построить урок?», М. «Просвещение», 2007год.

3) Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. – М.:    

 Народное образование, 1998.

4) https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2018/01/11/uchebno-metodicheskiy-kompleks-kak-sredstvo




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Власова Надежда Евгеньевна

Дата: 18.10.2023

Номер свидетельства: 638257


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства