kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья:РОЛЬ ОРНАМЕНТА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КОСТЮМА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Орнамент играет важную роль в создании художественного образа костюма. Орнаментальные мотивы разделяется по стилевой и национальной принадлежности. В зависимости от используемых материалов, от приемов и техники исполнении орнамент в дизайне костюма и аксессуаров может быть: живописным, графическим, мозаичным, тисненым, инкрустированным, гравированным, печатным, тканым, вышитым, набивным, плетеным, вязанным, перфорированным и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья:РОЛЬ ОРНАМЕНТА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КОСТЮМА»

РОЛЬ ОРНАМЕНТА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КОСТЮМА

Кодирова Зулфия Мурадовна

Нематова Юлдуз Юсуповна

Изучение многочисленных образцов народного, исторического и современного костюма убедительно показывает, какую важную роль играет орнамент в дизайне костюма. Орнамент украшает костюм или отдельные его детали, поверхность которых он покрывает, акцентирует, привлекает внимание к ним, обогащает художественно-образное решение костюма, выступает как средство членения формы костюма, если в композиции костюма участвуют орнаментированные поверхности и гладкие, лишенные орнамента. Используя различные приёмы нанесения орнамента, дизайнер создаёт ощущения легкости или тяжести костюма, подчеркивая свойства материала. Орнаментальные мотивы выделяют костюм среди других (эта функция важна для сценического костюма). Практической функцией орнамент не обладает в отличие от отделок, которые могут иметь утилитарный характер, например, застежки

В дизайне костюма существует два приёма декорирования: орнаментация тканей и материалов для одежды, выполненная с применением самых различных техник; различного вида отделки, например, тесьма, кружево, фурнитура и др.

Орнамент играет важную роль в создании художественного образа костюма. Орнаментальные мотивы разделяется по стилевой и национальной принадлежности. В зависимости от используемых материалов, от приемов и техники исполнении орнамент в дизайне костюма и аксессуаров может быть: живописным, графическим, мозаичным, тисненым, инкрустированным, гравированным, печатным, тканым, вышитым, набивным, плетеным, вязанным, перфорированным и др. Орнаменты для тканей, трикотажных полотен, нетканых и других материалов для одежды можно разделить на группы в зависимости от творческих источников, которые были использованы при их разработке. Основные группы орнаментов: фигурный, растительный, предметный, геометрический (плоскостной и объемный), смешанный, фантастический, астральный, каллиграфический, технический, анималистический, традиционный, сюжетный, геральдический, пейзажный, символический, беспредметный, граффити. Основные формы существования орнаментальных мотивов в костюме – это раппортные ткани, ткани с купонным рисунком, монокомпозиция, кайма. В дизайне костюма используются несколько приемов орнаментации: орнаментация самих тканей и материалов для одежды, и декорирование их поверхности орнаментальными мотивами, выполненными в различных техниках, возможно с применением дополнительных материалов. Рисунки на тканях могут выполняться ткацким и печатным способами. Примером ткацкого рисунка могут служить ткани со сложным ткацким переплетением, гобелен, жаккардовое полотно. К печатным способам орнаментации тканей относятся: принт; набойка; горячий, холодный, узелковый батик; свободная роспись; шелкография; «деграде»; «граффити»; термопечать. Множество способов и техник декорирования поверхности тканей и материалов для одежды можно условно разделить на две группы, объединяя их по похожим признакам. Эти способы нанесения орнамента связаны с трансформацией поверхности материалов для одежды.

К техникам нанесения орнаментальных мотивов, выполненных прореживанием материала, можно отнести перфорирование люверсами, изготовление мережки, вышивка «ришелье», вставки кружева, травление, «деворе», плетение, макраме. Орнаментальные мотивы, выполненные с утяжелением материала, следующие: вышивка: крестом, гладью, тамбурным швом, шнуром, бисером, узорной тесьмой, стеклярусом, блестками-паэтками, ручная и машинная, выполненная хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными цветными нитками; аппликация: тканью, кожей, замшей, мехом, кружевом; создание фактурного орнамента из основной ткани: защипы, «серсакер», техника «креш», «вафли», плиссе, гофре. Эти приемы наиболее эффектны в гладкоокрашенных тканях светлых тонов. Несколько особняком стоит лоскутная техника «квилт» или «печворк», которая в России получила название «лоскутное одеяло». Сшивание разноцветных кусочков ткани, большая часть которых имеет разные орнаментальные узоры, создаёт качественно новую орнаментальную ткань. В технике лоскутного шитья, могут быть использованы не только ситцы, но и кожа, замша, трикотаж, разноцветный мех («меховая мозаика») или бархат, парча, атлас, тафта. Несмотря на применения одной и той же техники, образное решение моделей будет различно настолько, насколько велика разница в используемых материалах.

Совершенствуются известные и появляются новые технологии нанесения рисунка на ткань. В использовании текстильных орнаментальных приёмов последних лет наметилась тенденция наслаивания различных техник декорирования в одной ткани, например: ткацкий рисунок, затем набивной орнаментальный мотив с добавлением вышивки, аппликации, пайеток, бус; термопечать или аппликация по тканям и материалам с набивнымрисунком; набивной рисунок по плиссированной поверхности ткани; термопечать или фелкография по поверхности материала с эффектом «креш»; имитация кружева, вышивки крестом на тканях с использованием термопечати; набивной рисунок по трикотажному полотну; вышивка нитками, вышивка бисером, «ришелье» и многие другие приёмы Изучение орнаментального наследия воспитывает художественный вкус, формирует творческий потенциал, способствует развитию творческой фантазии и изобретательности, открывает возможности применения полученных знаний в профессиональной деятельности. Для разработки нового модного направления в текстильных орнаментах необходимо соединение мотивов, заимствованных из истории орнаментального искусства прошлого, общих тенденций развития в различных областях дизайна и открытий в новых технологиях производства текстильных материалов.


Литература

1. Бердник, Т.О. Дизайн костюма / Т.О Бердник, Т.П. Неклюдова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 445 с.

2. Косарева. Е.А Мода. ХХ век. Развитие модных форм костюма. – СПб, 2006 – 465 с.

3. Сафронова, И.Н. Орнаментальные мотивы в дизайне костюма: учебное пособие / И.Н. Сафронова, М.О. Потехина, Л.В. Аксенова. – СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013 – 71 с.

4. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма. – М.: Советский художник, 1972 – 112 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья:РОЛЬ ОРНАМЕНТА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КОСТЮМА

Автор: Кодирова Зулфия Мурадовна Нематова Юлдуз Юсуповна

Дата: 26.04.2024

Номер свидетельства: 649712


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства