kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Система внеурочных занятий пресс-центра, направленных на развитие творческих способностей обучающихся 3-го класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья будет полезна для учителей начальных классов при организации внеурочной деятельности 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Система внеурочных занятий пресс-центра, направленных на развитие творческих способностей обучающихся 3-го класса"»

Система внеурочных занятий пресс-центра, направленных на развитие творческих способностей обучающихся 3-го класса

Балакина Е.О., студентка 4А группы

Пичка Е.Б., преподаватель психологических дисциплин


Вопросы развития творческих способностей у детей в последнее время приобретают все большую актуальность. В обществе снижается уровень развития творческих способностей и это приводит к тому, что ребенок не развивается всесторонне. Творчество личности в современных социально-экономических условиях является двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Как выяснилось, интеллектуала с высоким уровнем развития творческих способностей невозможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями. Творческий потенциал в значительной мере зависит от того, на сколько психолого-педагогическая наука вместе со школьной практикой может разрабатывать научно-обоснованную теорию и эффективную педагогическую технологию выявления и дальнейшего развития в процессе обучения творческих способностей школьников, управления процессом воспитания и самовоспитания творческой личности.

Чтобы сформировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый учитель должен знать особенности и применять современные организационные формы, пути и механизмы, обеспечивающие развитие творческих способностей детей, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей.

Проблема организации творчества, выявления и развития творческих способностей представлена в работах многих отечественных и зарубежных ученых (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, С. Гольдентрихт, О. Матюшкин, Я. Пономарев и др.). Результатом их многолетних исследований стали выводы, что творчество не является особым даром для избранных, оно, наоборот, есть свойство, которое распределяется между всем человечеством в большей или меньшей мере, а творческое мышление начинает работать у любого нормального человека, если сама жизнь, практика наталкивают ее на какие-то трудности, преграды, которые выступают в виде более или менее сложных задач.

Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подтвердил значимость целенаправленного, системного и систематичного решения задач развития творческих способностей младших школьников.

Анализ целевых ориентиров, обозначенных в актуальных нормативных документах, их сопоставление с реальной практикой школьной жизни позволяет сформулировать ряд противоречий:

- между требованиями современных нормативных документов к качеству подготовки выпускников НОО в области развития творческих способностей младших школьников и невысоким уровнем сформированности данных способностей у обучающихся начальных классов;

- между достаточно большим количеством теоретических и методических материалов, характеризующих особенности развития творческих способностей младших школьников, и недостаточно широким применением соответствующих методов и приемов при организации внеурочной деятельности в школе;

- между необходимостью планомерного и последовательного развития творческих способностей детей и недостаточным количеством методических разработок, предполагающих системную организацию внеурочных занятий, направленных на развитие дивергентного мышления, воображения.

В качестве педагогического средства, позволяющего вовлечь обучающихся в творческую деятельность во внеурочное время, можно рассматривать школьный пресс-центр. Пресс-центр – современное средство воспитания патриотизма, формирование активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе, развития творческих способностей. Пресс-центр можно рассматривать как средство совершенствования навыков литературного творчества учащихся и создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных пресс-центр – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание его – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого ученика есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и направить их на развитие творческих способностей? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов – создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.

Школьная газета, выступающая в качестве продукта работы школьного пресс – центра, служит средством развития творческих способностей учащихся. Специфика информационно-коммуникационных технологий требует непосредственного участия учащихся в создании, обработке и передаче информации. В этом процессе ученики легко усваивают нововведения и обладают более высоким уровнем знаний и умений, к процессу работы они подходят с творческой стороны.

Анализ учебно-методического комплекса «Школа России» педагогического опыта учителей – начальных классов; результатов исследований по данной теме подтвердили значимость и необходимость разработки системы занятий пресс-центра, способствующих развитию творческих способностей младших школьников.

Любая педагогическая деятельность начинается с цели. Целью системы занятий является развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Эффективное развитие творческих способностей детей во время реализации системы занятий детского пресс – центра возможно только в том случае, если педагог создает определенные условия. К их числу можно отнести применение педагогических технологий, направленных на развитие детского воображения и творческого мышления.

Последовательность занятий выстроена с учётом календарных дат. Поэтому на протяжении всего учебного года в систему включены занятия, направленные на оформление стенгазеты к праздничным дням. Так будут отрабатываться, и совершенствоваться следующие способности и умения: стремление проявить творчество и оригинальность при оформлении стенгазеты; написании статей; умение подбирать информацию в соответствии с темой, обрабатывать и структурировать ее.

Например, в начале учебного года запланировано вводное занятие на тему: «Что такое пресс-центр?». На занятиях дети будут создавать различные продукты: от макетов стенгазет до макетов журналов. Для развития умения рифмовать слова, складывать рифмованные строчки на занятиях используются следующие приемы: закончи фразу; придумай рифму к слову;игра «Слоговой аукцион»; игра «Конкурс одной строки». Совершенствование творческих способностей и воображения, создание условий для самовыражения возможно через применение таких методов и приемов, как «сочинительство сказки»; «выворачивание сказки наизнанку»; «сочинение сказки по началу или по концу», метод фокальных объектов, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, отдельные типовые приемы фантазирования, метод маленьких человечков, методы преодоления психологической инерции, системный оператор.

Для отслеживания динамики развития у детей младшего школьного возраста творческих способностей разработаны карты наблюдения, листы экспертной оценки, подобраны диагностические методики (методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая), тест П. Торренса на творческое мышление). Учитывая, что разнообразные методы педагогической диагностики имеют свои плюсы и минусы, необходимо их комплексное применение.

Таким образом, практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная система занятий школьного пресс – центра может быть использована учителями начальных классов как одно из условий формирования и развития творческих способностей школьников.


Список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. Пособие. М.: Академия, 2002.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М., 2010 г.

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://fgos.ru/

  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»// Интернет-портал «Российской газеты» зарегистрирован в Роскомнадзоре. 21.06.2012 г. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Балакина Елизавета Олеговна

Дата: 02.06.2020

Номер свидетельства: 552308

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства