Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Проблемы мотивации танцора и пути их решения"»
Проблемы мотивации танцора и пути их решения
Второе место среди главных психологических трудностей хореографов занимает проблема мотивации танцора на тренировочный процесс. Первое место большинство хореографов отдают взаимоотношениям их и родителей.
Под мотивацией хореограф понимает желание тренироваться, желание достигать результата, желание делать танцевальную карьеру и желание эффективно решать текущие проблемы и задачи, неизбежно возникающие на этом пути. Все то, что определяет, насколько танцоры готовы отдаваться тренировочному процессу и танцевальной карьере всерьез. На наш взгляд, именно мотивация определяет успешность или не успешность танцора. Каждый из вас наверняка сталкивался с ситуацией, когда одаренный танцор, для которого созданы все условия, тренируется спустя рукава или вообще оставляет танцевальную карьеру. Вот именно такие случаи создает та или иная мотивация танцора.
Иногда хореографы принимают низкую мотивацию танцора за отсутствие у танцора условий для эффективных занятий, думая, что мотивация есть, но условия не позволяют. Это такие условия, как большая учебная нагрузка в школе, отсутствие денег, некому привезти на занятия и так далее. В связи с этим мы бы хотели в первую очередь озвучить настоящие признаки низкой мотивации танцора, которые помогут вам видеть, что происходит на самом деле с вашими танцорами.
Самое простое правило, позволяющее отследить разницу между мотивированным танцором и немотивированным – это известная поговорка «Кто хочет – тот ищет возможности, кто не хочет – тот ищет причины». Другими словами, если вы видите очень много причин, по которым танцор не может выполнять тренировочные требования и заниматься в необходимом режиме – это означает, что у него низкая мотивация. И наоборот: мотивированные танцоры, и их родители, находят возможность танцевать в самых сложных условиях.
Верно так же другое явление: чем больше тренер создает для танцора специальных (подходящих, благоприятных) условий, тем больше это означает, что высокая мотивация есть у самого тренера, и это дает повод танцору бессознательно снижать мотивацию, отказываться от усилий для достижения целей.
Здесь мы хотим подчеркнуть, что любые психологические модели поведения обладают следующей закономерностью: если в одном месте чего-то очень много, то в другом этого же очень мало. Общая масса остается всегда одинаковой.
Итак, вот те признаки, по которым мы можем говорить о немотивированности танцоров:
1. Танцор плохо слышит ваши слова, либо слышит с опозданием, часто отвлекается на посторонние явления: чужие разговоры, присутствующих людей, возникающие звуки и так далее. Это так же может означать, что его мотивация танцевать связана не с тем, чтобы он любит танцевальный спорт, а, скорее, с тем, что он любит то, что дает танцевальный спорт: престиж, высокую оценку окружающих, особое мнение значимых для него людей. 2. Движения танцора отличаются вялостью, низкий уровень энергии в теле – самый верный признак низкой мотивации. Тело никогда не врет. 3. Танцор не задает уточняющих вопросов (это может происходить и по другой причине – из-за желания танцора казаться очень понятливым, умным, продвинутым). 4.Танцор регулярно опаздывает на занятия. 5. Забывчивость танцора, проявляющаяся как в танцевальной информации, так и в других явлениях: забывание тренировочных вещей, тренировочных заданий, правил поведения и так далее. Существуют и другие причины, из-за которых танцор якобы не может выйти на турнир, прийти на тренировку, выполнить тренировочное требование и так далее. Если вы видите наличие в поведении танцора несколько из перечисленных признаков – это точно означает низкую мотивацию танцора.
Прежде, чем заниматься повышением мотивации танцора, следует определить причину низкой мотивации. Это важно постольку, поскольку есть причины, которые вы не сможете изменить – когда танцами, например, хочет заниматься мама, а ребенок вынужден ходить из-за этого на тренировки. Тогда, возможно, лучшим выбором будет помочь ребенку и его родителям осознать его немотивированность с тем, чтобы он оставил танцы. Мы считаем такой вариант поведения хореографа не только гуманным, но и полезным как для самого танцора, так и для коллектива. Однако, если перед вами стоит задача удержать как можно больше ребят в объединении – забудьте об этом варианте, он подходит только для тех хореографов, которые ориентированы исключительно на высокие результаты танцоров, и количество занимающихся в объединении не играет для такого хореографа важной роли.
В широком обществе существует стереотип, что психологическая помощь необходима человеку только в острых, кризисных ситуациях. Должна заметить, что танцевальный спорт – это хроническая острая кризисная ситуация для всех ее участников, это некоторый образ жизни, который точно калечит психику человека, если у него еще не сложилась собственная устойчивая, гармоничная основа для восприятия происходящего в жизни вообще. И точно эта ситуация может сильно развивать и гармонизировать, если у человека есть возможность опереться на адекватное мировоззрение и психологическую поддержку. Мы не считаем, что в современном обществе очень много мам и пап, обладающих психологической мудростью именно для такой поддержки и мировоззрения в танцевальной среде, поэтому советуем вам, как людям заинтересованным, использовать возможности современной психологии и психотерапии для максимального развития ваших танцоров, ваших коллективов и вашей личной стратегии. Постоянное психологическое сопровождение в такой среде, как хореография – это такое же эффективное средство, как и постоянные тренировки в тренировочном зале. В конце концов, хореография – это не борьба тел, это борьба характеров, воли, харизматических качеств спортсменов.