Исторически так сложилось, что в швейной промышленности возникло множество систем конструирования одежды. Подобное многообразие объясняется тем, что единых принципов создания нет. По своей сути, методы конструирования одежды считаются отражением практического опыта их авторов в качестве рекомендаций, касающихся использования взаимосвязей конструктивных точек и чертежных линий, а также приемов выстраивания лекала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Исторически так сложилось, что в швейной промышленности возникло множество систем конструирования одежды. Подобное многообразие объясняется тем, что единых принципов создания нет. По своей сути, методы конструирования одежды считаются отражением практического опыта их авторов в качестве рекомендаций, касающихся использования взаимосвязей конструктивных точек и чертежных линий, а также приемов выстраивания лекала.
Ключевая задача конструирования одежды заключается в разработке чертежей для индивидуальной либо типовой фигуры. Уникальные методики включают в себя:
содержание информации о готовом изделии либо фигуре;
методики обработки сведений в виде формул и технических расчетов для установления размеров конструктивных отрезков и деталей одежды;
методы построения и членения конструкции.
Наиболее простым и удобным способом выполнения точной выкройки считается метод наколки на манекене. Ему не требуется обучаться на протяжении долгого времени и запоминать сложные системы расчетов.
Метод наколки - метод моделирования одежды, в основе которого лежит творческий поиск объемной формы на манекене или на фигуре человека. При помощи данного метода моделирования можно воплотить в жизнь любые дизайнерские фантазии, разработать непревзойденные модели одежды, используя любые виды тканей.
В современном моделировании все больший интерес вызывает так называемый метод наколки. Особенностью этого метода является то, что ткань для изготовления швейного изделия не раскраивается по готовым лекалам. Модель формируется сразу из макетной или конкретной ткани непосредственно на манекене или фигуре человека при помощи булавок.
Моделируя изделие таким образом, можно наглядно воспроизвести задуманную модель — ее объем, форму, пропорциональные соотношения основных частей, расположение конструктивных линий и т.д.
При моделировании методом наколки очень повышается значение знания и использования пластических свойств различных материалов. Зачастую пластика ткани подсказывает модельеру ту или иную форму модели, становясь основным творческим импульсом при образовании одежды.
Целый лоскут ткани набрасывается на манекен, перепускается на переднюю его часть в зависимости от длины будущей модели, а вся оставшаяся ткань располагается сзади. Так определяются драпируемость ткани, характер получившихся складок (плавные, округлые или жесткие, торчащие), а также сминаемость, упругость, формоустойчивость ткани.
Затем ткань с манекена снимается и накалывается заново, но уже в другом направлении нити основы (долевой нити), например, под углом 45 градусов к ней, и ее свойства проверяются в новом положении. Зачастую успех модели определяется тем, насколько целесообразно и выразительно модельер использовал пластические свойства материала.
Определив оптимальное направление ткани, можно приступать непосредственно к наколке. Сначала накалывается передняя часть иделия, при этом булавки располагаются посередине переда — на линиях горловины, груди, талии, а также в высших точках груди. Нить основы должна располагаться строго вертикально (если моделью не предусмотрено другое направление). Затем формируется необходимый объем и создается форма изделия посредством накалывания ткани по линиям горловины и проймы, талии и бедер, закладывания верхней грудной вытачки. Если рукав модели цельнокроеный, то для наколки рукава используется ткань в области руки. Для наколки рукава втачного или реглана берется ткань, находящаяся сзади манекена.
Последовательность наколки может изменяться или дополняться рядом приемов в зависимости от формы и покроя модели. Полученная в результате форма зарисовывается, ткань снимается с манекена, булавки удаляются.
Особое внимание необходимо уделить расположению ткани при создании модели методом наколки из ткани с рисунком в полоску или клетку. Прежде чем моделировать изделие в данном случаем, нужно проверить, в каком направлении следует расположить рисунок, чтобы он был наиболее выразительным и сочетался с формой модели. Для этого на манекен накалывается ткань то в одном, то в другом направлении. Когда проект модели создан, наколки служит средством воплощения его в материале.
Наколку обычно выполняют, используя отдельные куски макетной ткани. Если же форма модели в значительной степени определяется пластическими свойствами материала, например, детали с драпировкой, то целесообразнее использовать конкретную ткань. Правда, расход ткани ни изделие при этом увеличивается. Кроме того, в этом случае от исполнителя наколки требуется высокое мастерство.
При выполнении наколки нужно точно соблюдать направление нитей основы и утка. Поэтому накалывание производится в строгой последовательности, позволяющей верно зафиксировать положение нитей.
Преимущества метода наколки на манекене
Муляжная методика конструирования одежды обладает многими достоинствами, отсутствующими у остальных систем кроя:
наколка позволяет учитывать тонкости телосложения, которые конструктивный метод не позволяет найти;
перед дизайнерами открываются новые возможности работы;
мастера смогут создавать уникальные наряды, пользуясь манекеном;
позволяет оценить пластичность материала, с которым предстоит работать.
Кроме того, время на создание лекала данным методом тратится гораздо меньше, нежели при использовании чертежного способа. Опытный глаз швеи мгновенно определяет по внешнему виду принцип создания дизайна – драпировкой либо графически.
Метод наколки применялся еще с древних времен, когда секреты мастерства передавались от мастеров к подмастерьям. Сегодня многие ателье и дома моды применяют в своей работе именно его. Подобный способ конструирования одежды позволяет создавать творческие шедевры на любую фигуру, включая самую нестандартную.