kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Главная задача образования-воспитание любви к людям".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье "Главная задача образования-воспитание любви к людям" рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания на уроках физики, математики.Каждый преподаватель должен в процессе урока,во время проведения внеурочных мероприятий ставить цель- воспитание традиционных человеческих качеств:чести,чувства собственного достоинства,доброжелательного отношения к окружающим его людям.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Главная задача образования-воспитание любви к людям".»

Главная задача образования - воспитание любви к людям.

Сыздыкова Б.С.

Костанайский педагогический колледж.


Главная задача образования — это обеспечение пяти качеств в человеке:

любознательности, духа, не признающего поражения,

настойчивости в достижении цели, готовности к самоотречению и,

прежде всего, любви к людям.

Ганс Хан (нем. Hans Hahn;

27.09.1897 — 24.07.1934) — австрийский математик


«Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни. Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение-главная задача образования» А.Эйнштейн

Актуальность: Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения- приоритетные проблемы современной действительности, от решения которых напрямую зависит будущее страны.

Цель: воспитание нравственных чувств, чувства любви и долга к Родине.

Задачи: способствовать развитию творческих способностей;

способствовать формированию гуманного мировоззрения.


В начале 21 века вырисовываются три основных качества, востребованных государством, обществом и реально решаемых учителем: патриотизм; межнациональное и социальное согласие; умение преодолевать трудности.

Каждый предмет обладает уникальным, ценностно-смысловым потенциалом, который может быть актуализирован и плодотворно задействован. Духовно-нравственные ценности должны пронизывать весь образовательный процесс.

Как считал П.Ф.Каптерев: «Каждый учебный предмет может и должен быть так поставлен, чтобы в некоторой степени, хотя бы и небольшой, содействовал нравственному развитию обучающихся, так как каждому предмету при разумной постановке непременно присуща нравственно-воспитательная сила» [1]

Духовно-нравственное воспитание- это процесс формирования: 
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), 
нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), 

нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), 
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).   

Каждый учитель, опираясь на свой предмет, может существенным образом повлиять на душу человека.

А.Ф.Лосев так описывает свою встречу с геометрической теоремой: «Когда я понял, что сумма углов треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто своё личное, бесконечно родное, чего никто у меня не отнимет. И среди многочисленных волнений и мысли я нашёл в этом приют. Геометрия, если я её изучал и понял, - моя родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука…Знающая любовь и любящие знания всегда хоть чуть-чуть , но обязательно несут в себе стремление к небывалому» [2]

Внеурочная деятельность: конференции, викторины, интеллектуальные игры, проекты играют важную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения: создаются благоприятные условия для включения воспитанников в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности; развиваются творческие способности.

Например, при проведении викторины: «Поиски истины» использую афоризмы, высказывания из жизни известных философов, художников, учёных.
Приведу некоторые из них:

Один мудрец сказал: «Каждый человек носит на себе две сумы: Одну - спереди, а другую сзади. Что кладёт человек, по мнению мудреца в первую суму и, что во вторую?» (В первую кладёт чужие недостатки и пороки, а во вторую -свои собственные грехи.)
Однажды древнегреческого философа Диогена спросили: «Почему он не любит людей - ни плохих, ни хороших. Плохих за то, что творят зло, -ответил философ. А почему он не любил хороших?» (… хороших - за то, что позволяют им это делать.)
Высказывание всемирно известного классика персидско-таджикской поэзии, учёного, математика, астронома, поэта и философа Омара Хайяма:
«Мелкие люди обсуждают людей. Средние люди обсуждают события.
А, что обсуждают великие люди?» (Великие люди обсуждают идеи.)
Александр Македонский —великий полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти, перед тем, как отправиться в поход, разузнал об имущественном положении своих друзей, остававшихся в Македонии, и раздарил им свои владения и деньги. Один из приближённых спросил его:
«Ты раздал им всё, что имел, что же ты оставил себе?»
Что ответил А.Македонский? «Надежды!»
 Древнегреческий философ Диоген бродил среди бела дня по людным местам с фонарём со словами: ... Какие это слова? со словами: «Ищу Человека». 

Все эти примеры говорят о том, что вопросы нравственности всегда волновали людей.

Математика является не только областью знаний, но и существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира.

При изучении правильных многогранников стоит рассказать обучающимся о том, что еще в Древней Греции были известны все типы правильных многогранников.

При проведении интеллектуальной игры «Этот многогранный мир», обучающиеся выполняют модели правильных многогранников, также обращают внимание на то, что многогранники занимали определенное место в идеалистической картине мира древнегреческого философа Платона. Четыре  «сущности» олицетворялись следующими многогранниками: тетраэдр олицетворял «огонь», гексаэдр - «землю», октаэдр - «воздух», икосаэдр - «воду», додекаэдр-«все сущее», символизировал все мироздание, он почитался самым главным.

Казахский народ всегда отличался доброжелательным отношением к окружающему миру, гостеприимством. Рассказывают, что давным-давно, когда было еще совсем мало людей на свете, жил старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец и стал первым скотоводом в казахских степях.

Было у него три сына – верные и надежные помощники отцу в любом деле. Когда пришло время умирать, призвал старец сыновей к себе и сказал: «Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и живите дружно».

Поклонились ему сыновья, поблагодарили, но обратились с вопросом: «Не ослышались ли мы, отец? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?» Что ответил старец? Старец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явился в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку, обильное угощение. И если ваш гость из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля». Чтобы сохранить традиции и обычаи предков, чтобы сохранить нашу родину, мы должны «жить рационально с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех», стремится к достатку, а не роскоши, быть дружелюбными, доброжелательными и порядочными.

Нравственные переживания может вызвать и успешно решённая задача, эффектно поставленный эксперимент, рисунок.

Например, В.В.Кандинский изображал в своих картинах треугольник, разделив его на неравные части. «Треугольник, вершиной направленный вверх - это изображение духовной жизни человека и человечества»

Сюжет о том, как «Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись». Данный сюжет басни И.А.Крылова был осмыслен и с физической точки зрения. Басня утверждает, что «воз и ныне там», то есть равнодействующая всех сил равна нулю. Но студенты рассчитали, что тяга Лебедя направлена против сил тяжести, поэтому она уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем самым вес воза. Оставшиеся силы: тяга Рака и тяга Щуки направлены под углом друг другу и их равнодействующая не может быть равной нулю. Главная нравственная мысль: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»

Важной частью духовно-нравственного воспитания учащихся является патриотическое воспитание. Важность патриотического воспитания Президент Казахстана Н.А.Назарбаев в своём ежегодном Послании народу Казахстана отметил: «Фундамент казахстанского патриотизма - это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины». [4]

В науке формируется самосознание, которое потом переформируется в патриотизм.

Изучение достойных личностей - пример патриотизма.

При проведении внеурочного мероприятия по теме «Спорт» рассматриваем наряду с выполнением физических законов при выполнении прыжка, которую выполняла Казахстанская фристайлистка специализирующаяся в могуле, бронзовый призёр зимних Олимпийских игр 2018 года Ю. Е. Галышева и нравственную сторону: её активную жизненную позицию, любовь к Родине.













При проведении внеурочного мероприятия по теме «Космос» акцентирую внимание обучающихся на подвиг Т. А. Аубакирова, за который ему было присвоено звание Героя Советского Союза ещё до полёта в космос.

В одном из испытаний военного самолёта, самолёт загорелся.

Лётчик Т. А. Аубакиров получил приказ: катапультироваться.

Но приказ он не выполнил и, рискуя жизнью, произвёл посадку самолёта практически невредимым.

На таких примерах воспитываются идеалы служения Отечеству. 
Прекрасным примером для молодого поколения духовный и нравственный облик, верность науке, формирования волевых качеств является  жизнь И.Ньютона, А.Эйнштейна, М.В. Ломоносова, М Склодовской- Кюри и П.Кюри. А заповеди великого математика Пифагора живут и поражают сердца  людей своей мудростью и современностью до сих пор.

С докладами об учёных обучающиеся выступают на конференции «Сердца, отданные науке».   Данная работа помогает «нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации». [5]

Самым красноречивым показателем нравственной самостоятельности, добропорядочности и дальновидности служит окружающая нас природа.

Способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств, бережному отношению к окружающему миру, чувство любви к родной природе участие студентов в научно-практических конференциях с проектами: «Физика через призму живописи», «Произведения живописи как средство формирования представления о физической сущности природы».Работа над проектами дает им толчок для творческого саморазвития, создает условия для постоянного поиска новых идей. Работы «Иволга», (иволга-одна из самых красивых птиц Наурзумского государственного природного заповедника), «Осенний лес», «Зимний лес» (сосновый бор Аманкарагая ). С учётом законов преломления и отражения света выполнена работа «Рассвет» и др. Изучение физических явлений посредством живописи способствуют формированию научного мировоззрения.

Особая роль в деле духовно-нравственного воспитания принадлежит учителю. Для воспитания высокоразвитой личности от самого преподавателя требуется постоянное умственное и духовное самосовершенствование.

Во-первых, учитель, если он стремится быть полезным обществу, подрастающему поколению, постоянно должен заниматься не только воспитанием учащихся, но и в не меньшей мере самовоспитанием.

Во-вторых, должен постоянно заниматься самообразованием. В-третьих, учитель никогда не добьётся успеха, если будет жить по двойным стандартам: опошлять недалёкое прошлое и очернять действительность, злоупотреблять спиртным, курить, то есть проявлять элементы моральной деградации, а обучающихся убеждать не делать всего этого. Самое главное ,– это воспитание человеческих качеств, целеустремлённых, духовно богатых людей, живущих «не хлебом единым», [7] достойных граждан своей Родины.

В качестве вывода приведу слова профессора МГУ имени М.В.Ломоносова Сыздыковой Ж.С.:«Видимо, так заложено в генах человеческих, что в любые эпохи и времена: во времена прогресса и регресса, в дни мира и войны, человек, если он не потерял своего облика, думает о будущем, живёт для будущего, которое олицетворяют его дети. Их он стремится воспитать своими достойными преемниками, продолжателями своего рода. И всё же при этом мы порой забываем простую истину, которую когда-то извлёк на свет немецкий философ И.Кант: «…дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого» [1]

Литература:


1.Каптерев П.Ф.Избранные педагогические сочинения.М.,1982.

2. Ляпунова В. газета «Есиль» № 1 от 21 января

2002 г. Рубрика: Встреча с интересными людьми. Статья «О завтрашнем дне думать сегодня».

3.Лосев А.Ф.Страсть к диалектике.М.,1990.

4.Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана
«Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства»(Астана, 14 декабря 2012 года)

5.Назарбаев Н.А. Послание Президента Казахстана
«Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»
(г.Астана, 31 января 2017 года)

6.Сухомлинский В.А. Письма к сыну.-М.,1979.-С.35)

7. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения: в 2 т.- М., 1974. 

8.Шалабаев В.А. Дорога жизни.- Костанай, 2001г

































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Статья "Главная задача образования-воспитание любви к людям".

Автор: Сыздыкова Бакыт Сапарбековна

Дата: 17.12.2018

Номер свидетельства: 491135

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства