kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Формирование проекной культуры педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для педагогов коррекционных школ

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование проекной культуры педагога"»

Пояснительная записка.

Переработанная программа по личностному развитию и основам социализации составлена на основе:

  1. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме.  Авторы: Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычева, Е.Ю.Селиванова, В.В.Титова.

  2. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении./Авт.-сост. Р.П.Карлина.

  3. Справочник воспитателя (классного руководителя). Автор-составитель Е.М.Матвеева.

     Личностное развитие и основы социализации являются одним из направлений воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В условиях школ-интернатов формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни. Дети, выросшие вне семьи, отличаются предрасположенностью к дисгармоничному развитию.

Учитывая,  характерные особенности воспитанников вся система воспитательной коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную  общественную жизнь и приносить пользу обществу.

При проведении внеклассных занятий по этому направлению необходимо

всю совокупность воспитательных средств  направлять на выработку у

каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни,

достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало  

просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник

должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть

способным на разумный  выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет

о личности, способной на управление своим поведением с опорой на

существующие стандарты, нормы и законы общества.

 Формы организации внеклассных занятий  могут быть разнообразными: игровые, творческие, ситуативные, психологические, состязательные, позволяющие учащимся познать собственное «я», осознать свое место в школьном коллективе, а затем и в жизни.

В процессе реализации программы могут быть использованы  разнообразные формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация мультимедийных презентаций, встреча с представителями отдельных профессий, интеллектуальные игры, экскурсии на предприятия службы быта, магазины, в поликлиники,  различные учреждения. 

Воспитанники   будут вести специальные тетради, в которых фиксируются темы занятия, выполняются творческие задания.  А  также воспитанники по своему желанию будут вести записи личного характера, которые будут обсуждаться в индивидуальном порядке.

Цель программы: создание оптимальных условий способствующих личностному развитию  и социализации воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья  в современном сообществе людей (социуме).

Задачи:

-сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру  в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои;

-углубить и разнообразить  применения правил этикета в повседневной жизни;

- развивать навыки общения со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями;

- воспитывать моральные качества; толерантность и уважительное отношение к окружающим.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

-сочувствовать другим, оказывать поддержку;

-адекватно реагировать на свой успех и неудачу;

-хранить свое достоинство в любых ситуациях;

-осознавать себя как самостоятельная личность, часть коллектива, часть общества;

-воспитывать сознательное отношение к своим поступкам.

Принципы реализации программы:

- системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных внеклассных занятий);

- преемственность (каждый следующий этап  базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»);

- возрастное соответствие (предлагаемая  тематика занятий  учитывает возможности воспитанников  данного возраста);

- наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, в ходе занятий смена видов деятельности);

- принцип мотивации (предполагающий наличие побуждения, стремления у воспитанника к достижению цели, поставленной перед ним);

- принцип развития и коррекции высших психических функций (обязательное включение в занятия специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции).

Содержание программы

Программа рассчитана на шесть   лет обучения с воспитанниками 11 – 13 лет и состоит из следующих этапов:

 1 год обучения -       11– 12 лет (5 класс)

 2 год обучения -       12 – 13лет (6 класс)

 1 год – 34 часа

2 год –  34 часа

Первый год обучения

Цель обучения - помочь умственно отсталому ребенку выделить,

осмыслить и обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению.

Задачи:

-формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации воспитанников;

-повышать уровень общего развития воспитанников;         

-развивать навыки общения со сверстниками, младшими воспитанниками, учителями, воспитателями, родителями;

-воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Тематическое планирование 5 класс

Месяц

Название  раздела

Тема занятий

Программное содержание

Сентябрь

I.Культура общения.

1.Я -пятиклассник.

Развитие основ самосознания и самооценки. Коррекция сознания детей по отношению к себе и другим.



2.Мои одноклассники.

Продолжать знакомить воспитанников с правилами и

обязанностями общежития.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.



3.Мы все такие разные.

Развивать умения различать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях, чувства уверенности в себе. Коррекция эмоциональной сферы.



4. Вот школа – дом, где мы живём.

Учить воспитанников дружно жить в коллективе, поддерживать дружеские отношения не только с друзьями, но и со всеми одноклассниками и старшими людьми.

Октябрь

II.Я и мои товарищи.

1. С кем бы ты хотел дружить?

Формировать у воспитанников такие качества, как умение дружить, беречь дружбу. Учить разделять радости и печали своих друзей.



2.Как товарищи заботятся друг о друге.

На основе примеров из литературных произведений и личных наблюдений жизненного опыта воспитанников показать как товарищи должны заботиться друг о друге. Воспитывать быть  чуткими и добрыми.



3.Вместе тесно, а врозь скучно.

Учить воспитанников уважительно относиться друг другу. Развивать умения понимать друг друга.



4.Мы все нужны друг другу.

Формирование дружеских, партнерских отношений между воспитанниками. Коррекция самооценки поведения детей по отношению друг другу.

Ноябрь

III.Я и мой характер.

1.Ты и твое имя.

В ходе выполнений заданий творческого характера обогатить знания воспитанников о собственных именах. Развивать коммуникативные навыки и умения работать в группах. Содействовать расширению кругозора.



2.Мой знак зодиака.

Познакомить воспитанников со значением гороскопа. Активизировать познавательную деятельность.



3.Хорошие черты моего характера.

Развитие навыков самооценки. Коррекция личностной сферы.



4.Учусь себя оценивать. Тренинг.

Развивать у воспитанников способность анализировать свое поведение, сравнивая  его с общепринятыми нормами.

Декабрь

IV.Нелегко жить дружно.

1.Дружба начинается с улыбки.

Закрепить понятия «друг», «дружба». Учить понимать и оценивать поступки других. Воспитывать добрые взаимоотношения между воспитанниками.



2.Уроки дружбы.

Расширять и углублять представления воспитанников о доброжелательном отношении к окружающим их  людям. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищами, которая может быть выражена  в сочувствии.



3.Хороший ли я друг? (Обсуждение конфликтных ситуаций).

Развитие навыков самооценки. Коррекция поведения по отношению друг другу.



4.Друг познается в беде.

Способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы. Развивать самосознание и чувство эмпатии.

Январь

V.Конфликты, способы их разрешения.

1.О жадности и жадинах.

Учить анализировать свои поступки и поступки товарищей. Формировать представления о доброте и честности.



2.Можно и не ссориться.

Учить воспитанников стараться избегать ссор. Развивать умения управлять своими эмоциями.

Февраль


3.Сказкотерапия. Чтение и анализ сказки: «Цветок кактуса».

На основе сказки рассмотреть негативное отношение к отрицательным качествам человека.



4.Доброе слово  и кошке приятно.

Воспитывать культуру речевого общения воспитанников.



5.Надо ли уметь извиняться?

Углубить представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.



6.Способы разрешения конфликтов. (Выбор ситуаций).

Рассмотреть с воспитанниками конфликтные ситуации из жизни класса. Коррекция и развитие межличностных отношений.

Март

VI. Как вести себя в общественных местах.

1.Школа вежливых наук. (Заседание клуба «Семь чудес»).

Продолжать знакомить воспитанников с правилами культурного поведения и вежливого общения между собой и в общественных местах.



2.Культура поведения на переменах.

Уточнить знания воспитанников о понятии «поведение», о правилах для учащихся. Учить правильно использовать свободное время. Воспитывать дисциплинированность.



3.Правила поведения в столовой.

Объяснить воспитанникам правила хорошего тона за столом.



4.Как вести себя в городском транспорте.

Продолжать знакомить воспитанников с правилами поведения в городском транспорте. Коррекция безопасного поведения.

Апрель


5.По улице мостовой.

Познакомить воспитанников со значением слова «улица». Прививать этические нормы поведения в общественных местах.



6.Экскурия в городскую библиотеку.

Закрепить знания воспитанников о правилах поведения в общественных местах.


VII.Гостеприимство

1.Милости просим

(инсценировка ситуаций по теме).

Продолжать знакомить воспитанников с правилами гостеприимства.



2.Красота на столе.

Учить правильно пользоваться столовыми приборами. Коррекция хороших манер за столом.

Май


3.Традиции гостеприимства.

Познакомить воспитанников с историей возникновения традиций гостеприимства.



4. Мы в гостях. Сюжетно-ролевая игра.

С помощью игры уточнить  и закрепить знания воспитанников о гостеприимстве.


VIII.Вежливость - закон для всех.

1.Волшебные слова.

Учить воспитанников употреблять в речи вежливые слова. Развивать навыки речевого этикета.



2.Ежели вы вежливы. Беседа.

Сформировать у воспитанников понимание важности вежливого отношения к окружающим людям.

Основные требования к знаниям и умениям.

К концу года воспитанники должны знать:

-правила поведения в общественных местах;

-о способах разрешения конфликтов;

- традиции гостеприимства;

-название столовых приборов;

-вежливые слова и слова благодарности.

К концу года воспитанники должны уметь:

- правильно вести себя в общественных местах;

- эстетично принимать пищу;

- использовать в речи доступные возрасту стереотипы общения в различных ситуациях (приветствия и прощания, благодарность и извинения);

-видеть положительное в общении (сотрудничество, взаимопомощь, справедливость в разрешении конфликтов).

Второй год обучения

Цель обучения - сплочение классного коллектива; создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого воспитанника с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта

Задачи:

-формирование классного коллектива как воспитательной системы;

-диагностика, регулирование и коррекция личностного развития воспитанников;

- продолжать учить воспитанников  строить бесконфликтные отношения друг с другом;

- воспитывать доброе  отношение к жизни, умение находить в ней радость и желание творить добро.

Тематическое планирование 6 класс

Месяц

Название  раздела

Тема занятий

Программное содержание

Сентябрь

I.Люди существуют друг для друга.

1.Как вести себя среди людей. Мастерская общения.

Помочь воспитанникам понять ценность общения. Раскрыть содержание понятия «общение».
Показать значение общения в жизни человека.



2.Мы все нужны друг другу.

Коррекция самооценки и поведения по отношению друг другу.



3.Помни о тех, с кем ты живешь. Беседа.

Развитие сочувствия, сопереживания. Коррекция межличностных отношений.



4. « Кодекс школьной чести» Дискуссионный час о взаимоотношениях педагогов и воспитанников.

Учить воспитанников дружно жить в коллективе, поддерживать дружеские отношения не только с друзьями, но и со всеми одноклассниками и старшими людьми, помогать младшим.

Октябрь

II.Хорошее и плохое в человеке.

1. Совесть – это наш внутренний судья. Практикум.

Решение проблемных ситуаций из личных наблюдений детей.



2.Беседа о чуткости.

Познакомить воспитанников с понятием  «чуткость».

 Развивать и корригировать мировоззрение взглядов, суждений.

Содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания.



3.Бескорыстие и великодушие.

Раскрыть значение понятия  «бескорыстный человек». Корригировать речь, мышление, память. Воспитывать потребность в бескорыстном служении обществу.



4.Внимание и забота.

Развитие уважения к сверстникам и взрослым, чувства эмпатии. Коррекция эмоциональной сферы.

Ноябрь


5.Обиды и их причины.

Уточнить и обобщить знания воспитанников о понятии «обида» и причинах ее возникновения. На основе игровых упражнений («Воздушный шарик», «Извинение») познакомить воспитанников со способами управления негативными эмоциями. Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг другу.



6.Жадность и ее причины.

На основе примеров из литературных произведений раскрыть понятие «жадность», «причины жадности». Развивать умения рассуждать. Воспитывать положительные черты характера.



7.Любопытство и любознательность.

Воспитание желания преодолевать в себе негативные черты характера. Коррекция недостатков характера.



8.Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений.

Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, совесть.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Декабрь

III.Поговорим откровенно.

1.Если друг оказался вдруг.

Совершенствовать  навыки общения. Способствовать преодолению барьеров в общении.



2.Мальчик с девочкой дружил. Час общения.

Дать воспитанникам представление о разнице характеров, интересов и увлечений мальчиков и девочек, о взаимоуважении как основе отношений.



3.Влюбленность? Дружба? Любовь?

Диспут с использованием тестов.

Дать знания воспитанникам о таких понятиях, как влюбленность, любовь.

 Формировать уважительное отношение мальчика  к девочке и девочки к мальчику.

Воспитывать у учащихся отношение любви как к высшему чувству человека.



4.Приятно ли со мной общаться? Игра-ситуация.

Показать необходимость взаимных интересов при установлении дружеских отношений между людьми. Развивать умения разрешать конфликты, связанные с решением общих проблем.

Январь

IV. Я, ты, он, она - вместе  классная семья.

1.Как правильно дружить.

Способствовать общению воспитанников без ссор и конфликтов. Воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.



2.Если вместе мы друзья, зла не будет никогда.

Развитие чувства ответственности и взаимопомощи. Воспитание чувства видения прекрасного вокруг, уважения друг к другу, дружелюбия.

Февраль


3.Чем мы обязаны друг другу.

Углубить представления воспитанников  об общечеловеческих ценностях.  Формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность. Воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.



4.Как товарищи заботятся друг о друге.

 Помочь воспитанникам разобраться в себе.

Сформировать твердые понятия о товариществе и дружбе.



5.Какой я сам  друг и товарищ?

Определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию. Провести самооценку воспитанниками собственных качеств и мотивировать желание самоизменения.



6.Самый классный класс.

Уточнить знания воспитанников каким должен быть классный коллектив и отношения одноклассников  друг другу. Способствовать сплочению классного коллектива.

Март

V. Мое внутреннее я.

1. Кто я? Какой я?

Формировать адекватную самооценку. Воспитывать умение слушать и слышать от других о своих недостатках и достоинствах.



2.Я дома, я - в школе, я - среди друзей.

 Формирование навыков общения. Принятие себя и другого как личности.



3. Оцени себя. Игровое тестирование.

Развитие навыков самооценки, чувства уверенности в себе. Коррекция волевой сферы.



4. Мои «хочу», и мои «могу».

Формирование ответственности за свои поступки. Контроль своих действий. Различие позитива и негатива. Принятие себя и другого как личности.

Апрель

VI. Я - член общества, я люблю трудиться.

1.Труд в жизни человека.

Расширить представление воспитанников  о значении труда  в жизни человека. Продолжать развивать навыки самообслуживания. Воспитывать уважение и любовь к труду и людям труда.



2.Любой труд в почете.

Показать значение трудовой деятельности в жизни человека. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.



3. Почему все должны трудиться

Расширить представление воспитанников о значении труда в жизни общества. Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.



4.Я в мире профессий.

Развивать кругозор

воспитанников. Обогатить словарный запас учащихся. Воспитать уважение к различным профессиям.

Май


5. Кем быть, каким быть.

Расширять знания о профессиях. Развивать общий кругозор воспитанников. Ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждой профессии.



6. Профессии, которые можно освоить в школе-интернате.

Формирование знаний воспитанников о рабочих профессиях. Развитие интереса, связанного с выбором профессий. Воспитание устойчивого положительного отношения к труду.



7.Профессиоведческий турнир.

Расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях. Воспитывать интерес к рабочим профессиям, труду.



8.Путешествие по городу мастеров. Игровая программа.

 Выяснить уровень знаний учащихся о профессиях. Расширить знания воспитанников о мире профессий. Формировать интерес к профессиям.

Воспитывать любовь к труду.

К концу года воспитанники должны знать:

-о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру;

-правила дружбы;

-о роли труда в жизни человека;

-о культуре поведения и общения.

К концу года воспитанники должны уметь:

- строить бесконфликтное отношение друг с другом;

-самостоятельно принимать решения в ситуации нравственного выбора;

-приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям;

-этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.

Литература

1. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах./Авт.-сост. Н.М.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2007.-249 с.

2.Система воспитательной работы в коррекционном учреждении./Авт.-сост. Р.П.Карлина.- Волгоград. Учитель, 2012.- 311 с.

3.Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е.М. Матвеева. Волгоград: Учитель, 2013. – 137 с.

4.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме./Авт.-сост. Е.Д.Худенко; Г.Ф.Гаврилычева. М.: АРКТИ, 2006, 312 с.

5. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00226922_1.html.

6. http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d0605.htm.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Формирование проекной культуры педагога"

Автор: Моисеева Светлана Александровна

Дата: 08.08.2020

Номер свидетельства: 555459

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства