kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья:Техника управления автомобилем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скоротечность развития критических ситуаций требует мгновенной реакции водителя. Если водитель не готов к экстренным действиям или требуется какое-то время на подготовку, например на перенос руки или рук в оптимальный сектор рулевого колеса, то из-за дефицита времени критическая ситуация быстро перерастает в аварийную. Прогнозируя определенный маневр, водитель может заранее обеспечить необходимое положение рук, т. е. выполнить предварительный захват. Перенос одной руки осуществляется перехватыванием рулевого колеса или скольжением по его ободу; другая рука обеспечивает постоянный контакт.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья:Техника управления автомобилем. »



Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Кемеровский профессионально-технический техникум







Статья:

Техника управления автомобилем.




Подготовили преподаватели:

Тименцева Татьяна Александровна

Побединцев Антон Николаевич









г. Кемерово
2014




Техника управления автомобилем является единой для обеспечения безопасного движения в любых условиях, независимо от того, где находится ТС - в плотном ли потоке на городских улицах на загородной трассе или в условиях проселочных дорог. Однако, для каждых характерных условий окружающей обстановки есть определенные приемы и навыки, знание которых поможет водителю научиться ориентироваться в конкретных дорожных ситуациях.

Характерными условиями городского движения являются частый остановки и трогания с места, движение в условиях плотного потока, частые повороты и перестроения, значительное количество внешней информации, наличие наземного общественного транспорта и, что самое существенное, значительное число пешеходов.

Надо отметить, что пешеходы на перекрестке представляют серьезную опасность, их действия зачастую бывают неожиданными. Учитывая, что в большинстве случаев на пересекаемой улице пешеходы имеют преимущественное право движения, переходя улицу на зеленый сигнал светофора, пропускать их надо обязательно.

Главной причиной наездов на пешеходов является закрытый обзор: водитель обнаруживает пешехода только на расстоянии, не позволяющем осуществить даже экстренное торможение и предотвратить ДТП. Поэтому, приближаясь к нерегулируемым перекресткам, водителям нужно быть готовым, что из-за крупногабаритного ТС, закрывающего обзор, могут появиться пешеходы.

О чем говорит статья Правил дорожного движения 14.2:

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.

Скоротечность развития критических ситуаций требует мгновенной реакции водителя. Если водитель не готов к экстренным действиям или требуется какое-то время на подготовку, например на перенос руки или рук в оптимальный сектор рулевого колеса, то из-за дефицита времени критическая ситуация быстро перерастает в аварийную. Прогнозируя определенный маневр, водитель может заранее обеспечить необходимое положение рук, т. е. выполнить предварительный захват. Перенос одной руки осуществляется перехватыванием рулевого колеса или скольжением по его ободу; другая рука обеспечивает постоянный контакт.

Перед крутым поворотом водитель выполняет ряд предварительных действий, смещая руки на внутренний относительно траектории поворота боковой сектор рулевого колеса: в положение «12 - 4» при повороте направо или «8 - 12» - налево.

Перед скоростным движением задним ходом водитель смещает левую руку на рулевом колесе в положение «12» (ситуация 1 на рисунке), увеличивая обзор за счет разворота корпуса вправо.

Перед разворотом передним ходом на 180° с блокированием задних колес стояночным тормозом водитель переносит правую руку на рычаг ручного тормоза, а левую в положение «12» (ситуация 2 на рисунке).

Перед скоростным разворотом задним ходом на 180° («полицейский разворот») водитель смещает левую (правую) руку в нижний сектор (положение «6»), применяя глубокий захват (локоть при этом, направлен вверх) или нестандартный захват в нижнем секторе (положение «6») для готовности к скоростному вращению рулевого колеса на 360° без перехватывания (ситуация 3 на рисунке).

Существует и применяется - на практике ряд нестандартных действий, которые каждый водитель подбирает индивидуально для критической ситуации. Главными критериями выбора этих действий являются их целесообразность и эффективность. Они должны помогать, а не мешать выполнению сложных приемов.

Перед крутым поворотом или сложным маневром с большой амплитудой руления выполните подготовительные действия. Сместите одну из рук вниз по ободу рулевого колеса, чтобы исключить перехват его при повороте и чтобы в повороте обе руки заняли положение готовности к экстренным действиям

Рис. 5

Скоростное руление одной рукой

Профессионально подготовленный водитель обязан владеть техникой руления одной рукой, особенно левой, так как для преодоления некоторых критических ситуаций необходимо одновременно с рулением переключать передачи или включать на некоторое время стояночный тормоз для блокирования задних колес автомобиля. Кроме того, руление одной рукой повышает безопасность при скоростном движении и сложном маневрировании задним ходом, так как позволяет расширить сектор заднего обзора за счет разворота корпуса на 90° вправо.

Техника кругового руления одной рукой имеет следующие особенности (позиции 1-6 на верхнем рисунке). Исходное положение руки - на цифре «12» (по аналогии с циферблатом часов). После поворота рулевого колеса до положения руки на цифре «8» или «4» (в зависимости от направления вращения) водитель перехватывает рулевое колесо в нижнем секторе способом перекат через тыльную сторону кисти. Этот способ позволяет, не теряя контакта с рулевым колесом, развернуть кисть на 180°, чтобы перейти от тяги вниз к тяге вверх.

На автомобилях с горизонтальным расположением рулевого колеса (автобусы, некоторые грузовые автомобили) круговое руление выполняется способом переката через ладонь (позиции 1-5 на нижнем рисунке.)



В некоторых критических ситуациях при заносе и вращении автомобиля первый оборот лучше выполнить левой рукой, а правой включить понижающую передачу. Руление одной рукой поможет вам более безопасно маневрировать задним ходом, т.к., повернув корпус, вы увеличите сектор обзора.

Главное научится перекату руки в нижнем секторе. Этот прием позволит сохранить контакт с рулевым колесом при вращении.

Рис. 6

Конечно, выполнение переката не создает идеальных условий для контроля за рулевым колесом в нижнем секторе, так как возможно проскальзывание руки. Но все же это намного лучше, чем полная потеря контакта. Обеспечить большую безопасность приема и сократить 1 его время позволяет рывковый способ руления. Такой способ необходим, чтобы перекат происходил при инерционном вращении рулевого колеса, так как из-за недостаточного контакта руки с рулевым колесом исключается возможность максимальной тяги.

Круговое руление одной рукой является элементом некоторых приемов высшего мастерства. Приемы и способы их выполнения следующие:

стабилизация автомобиля при критическом заносе противодействие заносу обеспечивается скоростным рулением двумя руками, но первый оборот (поворот на 360°) желательно выполнить одной рукой, так как этот прием быстрее за счет меньшего числа перехватываний;

скоростной разворот автомобиля на 180° - одновременно с рулением водитель правой рукой включает и выключает стояночный тормоз, добиваясь этим скольжения задней оси и, как следствие этого, - вращения автомобиля;

стабилизация автомобиля при вращении на 360° дважды используется руление одной рукой. Вначале для разворота на 180° (см. предыдущий прием), а затем для «доворота» автомобиля вращением вокруг задних колес («полицейский разворот»).

Круговое руление одной рукой чаще всего сочетается с рулением двумя руками и позволяет обеспечить стабилизацию автомобиля в ситуациях, связанных с потерей его устойчивости.

Скоростное руление двумя руками

Надежность водителя в критических ситуациях, связанных с потерей устойчивости и управляемости автомобиля (снос, занос, вращение, опрокидывание), во многом определяется скоростью руления. При этом чем ниже квалификация водителя и его способности к прогнозированию критических ситуаций, тем большей скоростью реакции он должен обладать, чтобы скомпенсировать допущенную ошибку в управлении и стабилизировать автомобиль.

Та техника руления, которой сегодня обладают выпускники автошкол и большинство профессиональных «водителей-самоучек», не дает гарантии избежать ДТП при потере устойчивости автомобиля, хотя рациональная техника скоростного руления вполне доступна любому водителю и для ее изучения требуется минимальное время (6—8 учебных занятий).

Скоростное руление двумя руками имеет следующие особенности:

- оно выполняется на боковом секторе рулевого колеса обеими руками поочередно. Структура действий напоминает лазанье по канату;

- для руления используется сила мышц-сгибателей, наиболее сильных у любого человека;

- смена рук производится с помощью перекрестного захвата на боковом секторе рулевого колеса;

- высокая скорость руления обеспечивается непрерывной тягой и рывковым способом приложения усилий;

- у спортсменов экстракласса скорость руления может достигать 270 об/мин при частоте сердечных сокращений 180—200 ударов/мин.

При выполнении приема в направлении по часовой стрелке необходимо из исходного положения рук «10—2» или «9—З»:

- рывком повернуть рулевое колесо вправо двумя руками до положения «12—4»;

- продолжить вращение рулевого колеса левой рукой вправо до положения «4», одновременно перенести правую руку вверх в положение «12» и захватить рулевое колесо закрытым перекрестным захватом;

- продолжить вращение рулевого колеса правой рукой до положения «4», одновременно перенести левую руку в положение «12» и захватить руль закрытым перекрестным захватом.

Дальше надо продолжить вращение попеременно каждой рукой, чередуя рекомендуемые действия до поворота управляемых колес на требуемый угол.

Техника руления двумя руками может обеспечить любые экстренные маневры автомобиля, притом для этого не нужна максимальная скорость вращения рулевого колеса. Предельные скоростные возможности необходимы для компенсации допущенных ошибок, чтобы избежать тяжелых последствий критического заноса.

Высокая скорость руления двумя руками это гарантия вашей безопасности при заносе и вращении автомобиля и возможности скомпенсировать допущенную вами ошибку, следствием которой стала потеря устойчивости автомобиля. Самый “быстрый” способ это руление на боковом секторе рулевого колеса с перекрестным захватами.

Рис. 7

Уступающее руление как способ сохранения устойчивости автомобиля в заключительной фазе маневра

После крутого поворота автомобиль благодаря конструктивным особенностям передней подвески (кастору) самостабилизируется. Многие водители ослабляют захват рулевого колеса и позволяют ему “раскрутиться”. Этот неверный навык затем перерастает в прочную привычку и в конечном итоге приводит либо к ритмическому заносу, либо к невозможности в фазе выхода из поворота выполнить экстренный маневр.

Правильнее применять тормозящее (уступающее) руление двумя или одной рукой, не допуская проскальзывания рулевого колеса. Тогда в любой фазе выравнивания возможен повторный маневр или действия по стабилизации.

Техника выполнения приема следующая:

- уступающее руление двумя руками - поочередное подтормаживание рулевого колеса с применением для этого действий, аналогичных скоростному рулению на боковом секторе с перекрестными захватами;

- уступающее руление одной рукой - сопровождающие действия одной рукой, замедляющие и контролирующие скорость вращения рулевого колеса. Техника выполнения аналогична скоростному рулению одной рукой с перекатом через тыльную часть кисти;

- подтормаживание рулевого колеса одной рукой в статическом захвате применяется в исключительных случаях. Используя кисть руки как “суппорт дискового тормоза”, можно регулировать скорость самовыравнивания дозированным сжатием кисти.

Сохраняйте плотный постоянный контакт с рулевым колесом при любых маневрах, поворачивая его и выравнивая. Распускание рулевого колеса на выходе из поворота может привести к потере устойчивости автомобиля

Рис. 8

Вопрос №2 «Взаимодействие с другими участниками движения»

За рулем лучше не совершать ошибок - это известно всем Однако идеально управлять автомобилем способны очень немногие. По данным исследований, водитель за 15 мин движения в городе совершает в среднем от 5 до 10 ошибок. Конечно, их опасность различна, но каждая из этих погрешностей в определенной степени повышает вероятность совершения дорожно-транс-портного происшествия, а также общую напряженность труда водителя.

Большинство из совершаемых водителем ошибок остается им незамеченными, так как они благодаря компенсирующим действиям других водителей или удачному стечению обстоятельств не сразу выливаются в опасные ситуации или происшествия. В результате большого числа повторений ошибки закрепляются в устойчивый стиль поведения водителя и в конечном счете становятся причиной ДТП. Поэтому знать свои промахи в вождении, понимать их причины и предупредить их очень важно для каждого водителя.









Список используемой литературы

  1. Федеральный Закон от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации,1995, № 36, ст.1745.

  2. Бершадский В.Ф., Дудко Н.И., Дудко В.И. Основы управления механическими транспортными средствами и безопасность движения: Учебник для среднего профессионального образования. Изд. 2-е Издательство: Амалфея. 2007 г., 458 с.

  3. Шухман Ю. И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Серия: Учебник водителя. Издательство: За Рулем. 2010. 160 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Статья:Техника управления автомобилем.

Автор: Тименцева Татьяна Александровна, Побединцев Антон Николаевич

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126469


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства