kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Развитие образной памяти у учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости на уроках чтения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образная память у учащихся с легкой степенью умственной отсталости исследована достаточно разносторонне. Доминирующим итогом исследований образной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости является вывод о его преимущественной недостаточности по сравнению с другими видами памяти.

Эта недостаточность обнаруживается, в большей степени, во время заучивания материала, т.к. здесь преобладает механическая память. Дети с легкой степенью умственной отсталости, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, усваивают материал намного медленнее, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие образной памяти у учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости на уроках чтения." »

Папоян Т.В., учитель ГОУ

Омской области «Шербакульская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VIII вида»

Развитие образной памяти у учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости на уроках чтения.

В силу социокультурных причин младший школьник попадает в промежуток, когда развитие образной памяти приостанавливается, а логическая память еще не развита.

По мере созревания мозговых структур и определенных нервных механизмов, у ребенка появляются возможности самому управлять своим вниманием, а, следовательно, качество памяти улучшается; этому процессу можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих психических функций ребенка.

Образная память у учащихся с легкой степенью умственной отсталости исследована достаточно разносторонне. Доминирующим итогом исследований образной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости является вывод о его преимущественной недостаточности по сравнению с другими видами памяти.

Эта недостаточность обнаруживается, в большей степени, во время заучивания материала, т.к. здесь преобладает механическая память. Дети с легкой степенью умственной отсталости, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, усваивают материал намного медленнее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Что касается заданий, связанных с использованием образной памяти, то они выполняются детьми рассматриваемой группы на более низком уровне.

Такое значительное отставание в развитии образной памяти убедило нас в необходимости проводить специальную коррекционно - педагогическую работу. С целью повышения уровня развития образной памяти умственно отсталых школьников, на базе ГОУ «Шербакульская СКОШИ» нами была разработана и апробирована «Рабочая тетрадь по чтению» для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости, включающая в себя задания и упражнения, основанные на мнемических приемах запоминания.

Особенность упражнений и заданий в том, что они совместимы с учетом развития образной памяти во всех плоскостях: тактильные ощущения, слуховая образная память и развитие воображения, координация работы левого и правого полушарий, и направлены на решение следующих задач:

1. Снижение процента запоминания с помощью механической памяти.

2. Непосредственное совершенствование и развитие образной памяти младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости.

3. Создание положительного эмоционального фона.

Составляя систему упражнений и заданий, мы варьировали их в следующем диапазоне:

    • упражнения и задания на концентрацию внимания;

    • упражнения и задания на координацию работы левого и правого полушарий;

    • упражнения и задания на воображение и акцентированные ощущения;

    • упражнения и задания на развитие образной памяти;

    • упражнения и задания на развитие сенсорных ощущений.

«Рабочая тетрадь» включает в себя 34 занятия. Структура занятий следующая:

  1. Организационный момент (1-2 минуты).

  2. Основная часть (30 минут).

  3. Обобщающая и контрольная часть (8-9 минут)

Способы развития образной памяти способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение, творческие способности.

Чередование упражнений и заданий по развитию образной памяти рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая активность ребенка: улучшается его настроение, сбрасывается инертность самочувствия. В результате в коре головного мозга снижается инертность тормозного состояния и застойного возбуждения, достигается большая уравновешенность процессов возбуждения и торможения, изменяется и упорядочивается нервно-психическая активность мозга в целом.

На занятиях все дети успешны: правильно все, что они делают, при этом каждый делает по - своему, как может. Но у всех возникают эмоции, образы, каждый ребенок может уловить и научиться их произвольно регулировать.

Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми, пожалуй, невозможно, да и не обязательно. Сосредоточение внимания хотя бы на одном своем ощущении, или сравнение пары ощущений желательно и необходимо.

Дети тренируют способность произвольной (подвластной сознательным усилиям) регуляции возникновения и смены различных ассоциативных образов и эмоциональных ощущений.

В сюжет каждого занятия обязательно включаются минутки-упражнения на эмоциональный контакт и создание положительного эмоционального фона. Обычно они проводятся в рамках организационного момента в начале занятия или урока. Формы упражнений могут быть разнообразными.

В начале занятия обязательно проводятся задания, упражнения (1-2 минуты) на концентрацию внимания. Это позволяет в начале занятия сосредоточиться детям на рабочей нити, перекрыть возбуждения перемены, успокоиться.

На основной части занятия решаются следующие задачи:

    • развитие воображения, нестандартных ассоциативных представлений;

    • обучение классическим методам и приемам запоминания;

    • увеличение скорости запоминания, деятельность хранения, качества и детальности воспроизведения;

Ориентиром на время и объем проведения упражнений и заданий служат:

    • состояние активности работоспособности испытуемых;

    • уровень развития у испытуемых образной памяти.

В структуру занятий в обязательном порядке входит минута физических упражнений, которые будут соответствовать целям и задачам занятия. Ориентиром на проведение физ. минутки служит состояние утомления, снижение активности испытуемых.

Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Форма работы на занятиях разнообразна: групповая, индивидуальная, в парах.

«Рабочая тетрадь» разработана на основе базовой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» /Сборник 1. – 1-4 классы – М.: Владос – 2002. При подборе текстового материала нами была использована «Книга для чтения» /Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида// под ред. З.Н. Смирновой З.Н., Г.М. Гусевой. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.

При анализе результатов обследования учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости, в обучении которых использовалась данная тетрадь, отмечается положительная динамика. (Для диагностики уровня развития образной памяти использовались методики «Запомни рисунки» и «Запомни предложение» Р.С. Немова).

Таким образом, применение данной тетради на уроках чтения способствует развитию образной памяти у учащихся с легкой степенью умственной отсталости, что в, свою очередь, предполагает не только улучшение качества знаний, умении и навыков, но и в дальнейшем более успешную социализацию и интеграцию в общество.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Папоян Татьяна Викторовна

Дата: 26.05.2015

Номер свидетельства: 215322


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства