Статья по теме: "Возможности социального педагога в формировании профессиональной ориентации у старшеклассников".
Статья по теме: "Возможности социального педагога в формировании профессиональной ориентации у старшеклассников".
По мнению большинства учёных, выбор жизненного и профессионального пути учащимися начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого - ещё в школе. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях. Её решению может содействовать профессионально ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека.
Повышению эффективности профориентационной работы способствует деятельность социального педагога, психолога, учителей и классного руководителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Возможности социального педагога в формировании профессиональной ориентации у старшеклассников". »
ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
По мнению большинства учёных, выбор жизненного и профессионального пути учащимися начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого - ещё в школе. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях. Её решению может содействовать профессионально ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека.
Повышению эффективности профориентационной работы способствует деятельность социального педагога, психолога, учителей и классного руководителя.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Так, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
Одним из ведущих направлений для социального педагога является организация социально-значимой, культурно-досуговой деятельности учащихся с учетом специфики различных факторов социализации. Особую актуальность приобретает вопрос о выявлении механизмов охвата подростков социально-значимой деятельностью в силу различных причин оставшихся без должного педагогического воздействия. Таким механизмом может выступать укрепление и наращивание позитивного воспитательного потенциала досуговой деятельности. В сфере досуга у подростков появляется возможность самореализации, самовыражения в творческой деятельности, развиваются интересы, склонности, способности, воспитываются морально-этические качества личности. Бессодержательный досуг является ведущим фактором риска развития отрицательного образа жизни, поэтому занятия по интересам - это возможность профилактики девиантного поведения подростков. Именно педагогически запущенные дети и подростки нуждаются
в благополучных психолого-педагогических условиях для творческого и социально приемлемого самовыражения. Таких ребят нужно привлекать в трудовые объединения, спортивные секции, кружки и клубы, так как именно в сфере свободного времени (обучение и труд) формируется человек, складываются его потребности, происходит приобщение к тем или иным жизненным ценностям, первоначальное знакомство с миром профессий. Воспитательный процесс, реализуемый через кружки и клубы различного направления, позволит:
организовать многообразную и разностороннюю деятельность учащихся, создать условия для развития собственного жизнетворчества;
создать необходимые и многосторонние отношения к окружающему миру профессий, сориентироваться в огромном числе разнообразных видов деятельности, попробовать свои силы в какой-либо профессии, "примерить" ее на себя;
использовать важнейшие социальные функции: общение со сверстниками и взрослыми с целью передачи опыта, мастерства;
оказать помощь учащемуся в развитии творческого потенциала, помочь самореализоваться в социуме.
В результате можно сделать вывод о том, что социальный педагог должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью. Социальный педагог — это проводник ребят по дороге к будущему. Он помогает подростку самосовершенствоваться и самореализовываться. Эта профессия несет в себе гуманность, помощь и поддержку, опеку и защиту.
Методы и формы работы социального педагога по профориентации.
Формы профориентационной работы:
Пассивные формы профориентации - школьные мероприятия:
в младших классах так называемые «Встречи с профессией»,
в старших — вечера встреч со специалистами.
беседы о профессиях,
приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,
проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление
стенды и витрины «Профессии».
23
посещения школьниками предприятий и учреждений.
создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях.
выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых.
Активные формы профориентации:
организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса,
вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.
развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.
занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.
консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.
профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом.
рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации.
издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте курсантов.
создание в ВУЗах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов.
24
профориентационная роль фильмов, созданных ведущими киностудиями страны: «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.
профориентационная работа центров занятости населения.
Официальные институты профессиональной ориентации (школа, военкомат, предприятия, учреждения, общественные организации).
Важный фактор подготовки молодежи к выбору профессии - воспитание в семье, семейные традиции.
Важной формой профессиональной ориентации выступаетпрофессиональная консультация - система психолого-педагогического и медицинского изучения личности кандидата для поступления в учебные заведения с целью оказания ему помощи в его профессиональном самоопределении.
Методы профессиональной ориентации.
Профессиональное просвещение - информационно-справочные и просветительские методы:
профессиограммы (краткие описания профессий);
компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»;
профессиональная реклама и агитация;
дни открытых дверей в военных образовательных учреждениях профессионального образования и воинских частях;
выступления перед гражданской молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту (мастеров военного дела, классных специалистов, участников боевых действий);
лекции, военно-ориентационные уроки с молодежью;
учебные фильмы и видеофильмы;
выставки вооружений и военной техники.
Методы профессионального воспитания:
методы формирования у граждан необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);
методы организации познавательной и практической деятельности граждан (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);
методы стимулирования ориентации граждан на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);
методы контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности).
Результатом профессиональной ориентации является профессиональная направленность гражданина и его способность осуществлять осознанное
профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку профессии и специальности.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Важную роль в выборе будущей профессии играет деятельность социального педагога. Социальный педагог должен вести работу по созданию условий для полноценной социализации, развития и воспитания ребенка, содействовать его социальному и профессиональному самоопределению. Эти усилия сводятся к оказанию личности компетентной социально-педагогической помощи в поиске профессии для себя.
Работасоциального педагога в школе ведется по плану работы школы на учебный год. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:
Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча;
Предупреждает отсев учащихся из школы;
Поддерживает тесные связи с родителями;
Изучает социальные проблемы учеников;
Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.
Проводит профориентационную работу с учащимися;
Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях;
Осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья.
Работа по профориентации учащихся старших классов проводиться в соответствии с планом по профориентационной работе на учебный год.
Социальный педагог призван помочь старшекласснику познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.
Для проведения оценки эффективности деятельности социального педагога по профориентационной работе в школе, проводят анкетирование учащихся.
Работа в рамках знакомства с профориентационной информацией и вдумчивым изучением собственных качеств позволяет учащимся сформировать интерес к определенным областям деятельности. Это лишний раз доказывает, что одной из важнейших составляющих предпрофильной подготовки является психолого-педагогическая поддержка процесса самоопределения учащихся, которая включает в себя взаимодействие педагогов и психологов на педагогических советах школы, организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, психологических классных часов с учащимися, психологического лектория для родителей учеников.
Социальный педагог должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью. Социальный педагог - это проводник ребят по дороге к будущему. Он помогает подростку самосовершенствоваться и самореализоваться. Эта профессия несет в себе гуманность, помощь и поддержку, опеку и защиту.