kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме: "Возможности социального педагога в формировании профессиональной ориентации у старшеклассников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

По мнению большинства учёных, выбор жизненного и профессионального пути учащимися начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого - ещё в школе. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях. Её решению может содействовать профессионально ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека.

Повышению эффективности профориентационной работы способствует деятельность социального педагога, психолога, учителей и классного руководителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Возможности социального педагога в формировании профессиональной ориентации у старшеклассников". »

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ



По мнению большинства учёных, выбор жизненного и профессионального пути учащимися начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого - ещё в школе. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях. Её решению может содействовать профессионально ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека.

Повышению эффективности профориентационной работы способствует деятельность социального педагога, психолога, учителей и классного руководителя.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Так, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

Одним из ведущих направлений для социального педагога является организация социально-значимой, культурно-досуговой деятельности учащихся с учетом специфики различных факторов социализации. Особую актуальность приобретает вопрос о выявлении механизмов охвата подростков социально-значимой деятельностью в силу различных причин оставшихся без должного педагогического воздействия. Таким механизмом может выступать укрепление и наращивание позитивного воспитательного потенциала досуговой деятельности. В сфере досуга у подростков появляется возможность самореализации, самовыражения в творческой деятельности, развиваются интересы, склонности, способности, воспитываются морально-этические качества личности. Бессодержательный досуг является ведущим фактором риска развития отрицательного образа жизни, поэтому занятия по интересам - это возможность профилактики девиантного поведения подростков. Именно педагогически запущенные дети и подростки нуждаются

в благополучных психолого-педагогических условиях для творческого и социально приемлемого самовыражения. Таких ребят нужно привлекать в трудовые объединения, спортивные секции, кружки и клубы, так как именно в сфере свободного времени (обучение и труд) формируется человек, складываются его потребности, происходит приобщение к тем или иным жизненным ценностям, первоначальное знакомство с миром профессий.
Воспитательный процесс, реализуемый через кружки и клубы различного направления, позволит:

  • организовать многообразную и разностороннюю деятельность учащихся, создать условия для развития собственного жизнетворчества;

  • создать необходимые и многосторонние отношения к окружающему миру профессий, сориентироваться в огромном числе разнообразных видов деятельности, попробовать свои силы в какой-либо профессии, "примерить" ее на себя;

  • использовать важнейшие социальные функции: общение со сверстниками и взрослыми с целью передачи опыта, мастерства;

оказать помощь учащемуся в развитии творческого потенциала, помочь самореализоваться в социуме.

В результате можно сделать вывод о том, что социальный педагог должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью. Социальный педагог — это проводник ребят по дороге к будущему. Он помогает подростку самосовершенствоваться и самореализовываться. Эта профессия несет в себе гуманность, помощь и поддержку, опеку и защиту.

Методы и формы работы социального педагога по профориентации.

Формы профориентационной работы:

Пассивные формы профориентации - школьные мероприятия:

  • в младших классах так называемые «Встречи с профессией»,

  • в старших — вечера встреч со специалистами.

  • беседы о профессиях,

  • приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,

  • проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление

  • стенды и витрины «Профессии».

23

  • посещения школьниками предприятий и учреждений.

  • создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях.

  • выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых.

Активные формы профориентации:

  • организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса,

  • вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.

  • развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.

  • занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.

  • консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.

  • профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом.

  • рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации.

  • издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте курсантов.

  • создание в ВУЗах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов.



24

  • профориентационная роль фильмов, созданных ведущими киностудиями страны: «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.

  • профориентационная работа центров занятости населения.

Официальные институты профессиональной ориентации (школа, военкомат, предприятия, учреждения, общественные организации).

Важный фактор подготовки молодежи к выбору профессии - воспитание в семье, семейные традиции.

Важной формой профессиональной ориентации выступает профессиональная консультация - система психолого-педагогического и медицинского изучения личности кандидата для поступления в учебные заведения с целью оказания ему помощи в его профессиональном самоопределении.

Методы профессиональной ориентации.

Профессиональное просвещение - информационно-справочные и просветительские методы:

  • профессиограммы (краткие описания профессий);

  • компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»;

  • профессиональная реклама и агитация;

  • дни открытых дверей в военных образовательных учреждениях профессионального образования и воинских частях;

  • выступления перед гражданской молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту (мастеров военного дела, классных специалистов, участников боевых действий);

  • лекции, военно-ориентационные уроки с молодежью;

  • учебные фильмы и видеофильмы;

  • выставки вооружений и военной техники.

Методы профессионального воспитания:

  • методы формирования у граждан необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);

  • методы организации познавательной и практической деятельности граждан (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);

  • методы стимулирования ориентации граждан на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);

  • методы контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности).

Результатом профессиональной ориентации является профессиональная направленность гражданина и его способность осуществлять осознанное

профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку профессии и специальности.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Важную роль в выборе будущей профессии играет деятельность социального педагога. Социальный педагог должен вести работу по созданию условий для полноценной социализации, развития и воспитания ребенка, содействовать его социальному и профессиональному самоопределению. Эти усилия сводятся к оказанию личности компетентной социально-педагогической помощи в поиске профессии для себя.

Работа социального педагога в школе ведется по плану работы школы на учебный год. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:

  • Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

  • Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча;

  • Предупреждает отсев учащихся из школы;

  • Поддерживает тесные связи с родителями;

  • Изучает социальные проблемы учеников;

  • Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

  • Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.

  • Проводит профориентационную работу с учащимися;

  • Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.

  • Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях;

  • Осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья.

Работа по профориентации учащихся старших классов проводиться в соответствии с планом по профориентационной работе на учебный год.

Социальный педагог призван помочь старшекласснику познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.

Для проведения оценки эффективности деятельности социального педагога по профориентационной работе в школе, проводят анкетирование учащихся.

Работа в рамках знакомства с профориентационной информацией и вдумчивым изучением собственных качеств позволяет учащимся сформировать интерес к определенным областям деятельности. Это лишний раз доказывает, что одной из важнейших составляющих предпрофильной подготовки является психолого-педагогическая поддержка процесса самоопределения учащихся, которая включает в себя взаимодействие педагогов и психологов на педагогических советах школы, организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, психологических классных часов с учащимися, психологического лектория для родителей учеников.

Социальный педагог должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью. Социальный педагог - это проводник ребят по дороге к будущему. Он помогает подростку самосовершенствоваться и самореализоваться. Эта профессия несет в себе гуманность, помощь и поддержку, опеку и защиту.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Захезина Светлана Борисовна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210632


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства