Сплочение детского хореографического коллектива – важный инструмент в работе с обучающимися и их родителями
Сплочение детского хореографического коллектива – важный инструмент в работе с обучающимися и их родителями
Одним из важного инструмента в работе с обучающимися и их родителями является работа по сплочению детского коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сплочение детского хореографического коллектива – важный инструмент в работе с обучающимися и их родителями»
Сплочение детского хореографического коллектива –
важный инструмент в работе с обучающимися и их родителями
Бурцева Галина Павловна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Одним из важного инструмента в работе с обучающимися и их родителями является работа по сплочению детского коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Главной целью хореографического коллектива является возможность реализовать свой творческий потенциал и раскрыть свои способности профессионально под руководством педагога.
Хореографический коллектив выполняет свое социально-педагогическое назначение в том случае, если решает две основные задачи: 1) обучение исполнительскому мастерству участников студии, формирование их творческих навыков и умений, эстетического вкуса: 2) формирование нравственной культуры каждого обучающегося.
Танцевальный коллектив «Ритм» МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска» объединяет девочек с 6 до 17 лет, увлеченных танцевальным искусством и стремящихся овладеть основными профессиональными навыками танцора. В коллективе, образованном в 1991 году, обучение ведется по дополнительной общеразвивающей программе «Ритм», рассчитанной на 7 лет обучения. Основной целью обучения является формирование у детей интереса к танцевальному искусству как к средству творческого самовыражения. Обучение по данной программе способствует развитию художественных, психомоторных, социальных способностей (пластичность, координация, артистичность, импровизация), формирует способность работать в коллективе.
С первых дней существования коллектива, его руководителем ведется целенаправленная работа по приобщению обучающихся к миру танца, командообразованию детского коллектива. Работа с детьми приносит огромное удовольствие. Они талантливые, исполнительные и организованные, в ответственные дни перед выступлениями, приуроченным к значимым датам, такими как День знаний, День любимого города, День Победы, День защитника Отечества и т.д. Танцевальный коллектив «Ритм» востребован на творческих площадках города Курска, радует сердца зрителей яркими выступлениями, заряжает своей неиссякаемой энергией и дарит хорошее настроение. Выступления и соревнования в городских, Всероссийских, Международных хореографических конкурсах и фестивалях не только дают возможность продемонстрировать детям свое мастерство, но и помогают укрепить уверенность в себе, способствуют командной работе и прививают любовь к танцу. «Ритм» неоднократно был награжден специальными дипломами: «За артистизм» (конкурс-фестиваль «Золотой дельфин», г. Севастополь), «За стилистическое разнообразие» (фестиваль «Поющая омега», г. Евпатория), «Поднятие настроения» (Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Открытое сердце», г.Курск) и др. Педагог вместе со своими обучающимися находится в постоянном творческом поиске, пополняя репертуарный багаж коллектива новыми танцевальными номерами различных направлений: эстрадный, современный, патриотический и народно-стилизованный танец. Большой популярностью у зрителя пользуются танцевальные композиции коллектива: «Ой, вишня моя», «С Россией в сердце» «Поутру», «Эллюзия дождя», Крылатая фантазия», «Салют, Победы!», «Космический десант», «Русские красавицы», «Сказка месяца». Ежегодно старшая группа готовит тематические театрализованные танцевальные номера к новогоднему эстрадному шоу-представлению.
Подготовка к выступлению или конкурсу требует значительной самоотдачи и упорного труда, и дети, участвующие в этих мероприятиях, учатся ставить цели, правильно распоряжаться своим временем.
Формирование командного духа происходит постепенно: педагог привлекает участников коллектива к решению различных задач и организационных вопросов. Это помогает подружить детей друг с другом и научить их эмпатии, толерантности друг к другу, развивает взаимопомощь и взаимовыручку. При возникновении ссор педагогом применяются стратегии эффективного выхода из конфликтных ситуаций, используются компромиссные решения.
Командообразование способствует сближению внутри коллектива, сохранению контингента обучающихся, установлению доверия между детьми и педагогом. Творческая жизнь в коллективе протекает под девизом: «Будь в ритме танца, будь в ритме жизни».
Хореография - это не только способ эмоционального самовыражения и коммуникации, социализации, но и способ гармонизации физической и духовной жизни. В работе с танцевальным коллективом «Ритм» применяются игровые, словесные методы (беседа, лекция), просмотр видео материалов, мультмедиа, тематические презентации, досуговые и познавательные коллективно-творческие дела. Применяемые методы направлены на снятие мышечных зажимов, снижение физического и психического напряжения, создание благоприятной атмосферы в детском коллективе.
На протяжении всего периода обучения педагог изучает индивидуальные способности и склонности детей для дальнейшего распределения ролей в постановке танцевальных программ. В результате педагогически организованной деятельности начинает происходить постепенное сплочение детского коллектива.
От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда. Поэтому задачей руководителя является: установление доброжелательных отношений между обучающимися, соблюдение дисциплины, установление конструктивных взаимоотношений с родителями, активизация детской инициативности, повышение творческой социальной мотивации, мотивации на достижение коллективных целей.
В процессе работы с обучающимися иногда возникают конфликтные ситуации: «желание выступать в первой линии» или «иметь сольную партию», проявление завышенной самооценки своих способностей. Применение приемов урегулирования конфликтов помогает педагогу найти компромиссные решения.
В коллективе стали традиционными проводимые ежегодно мероприятия, направленные на сплочение коллектива: совместные выезды на природу и базы отдыха, где лидеры коллектива распределяют роли и правила игры-импровизации между присутствующими, огоньки и дискотеки, где «зажигают» между собой в танцевальных батлах, посещение отчетных и праздничных концертов профессиональных танцевальных коллективов, поездки на Всероссийские и Международные конкурсы с познавательной и интересной программой экскурсий, развлекательной вечерней программой после выступлений и участие в мастер-классах профессиональных хореографов и специалистов в современном стиле танца. Надолго останется в памяти незабываемое участие коллектива во Всероссийском флешмобе «Русь танцевальная» и региональном рекордном флешмобе «Тимоня» в День любимого города.
Концертные и конкурсные мероприятия вырабатывают такие качества, как взаимовыручка, поддержка, самоконтроль, сопереживание, забота о младших, ответственность, самостоятельность, командный дух. На протяжении последних лет танцевальный коллектив становился победителем и лауреатом многих конкурсов: Всероссийский конкурс Традиция-современность-движение», хореографический конкурс-фестиваль «Сказки на Неве», г. Санкт-Петербург, Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Открытое сердце», г. Курск, Всероссийский открытый конкурс-фестиваль детского и молодежного творчества «Гордость соловьиного края», г. Курск, Международный многожанровый конкурс «Окно в искусство», г. Курск, Международный фестиваль-конкурс «Жар-Птица России», г. Москва, Международный многожанровый конкурс «Золотой дельфин», г. Севастополь, Международный конкурс-фестиваль «Широка страна моя родная», г. Москва, Международный конкурс-фестиваль «Поющая омега», г. Евпатория, Международный фестиваль-конкурс «Огни рождественской Москвы», г. Москва, Международный конкурс-фестиваль хореографического искусства «Седьмой континент», г. Курск, Международный конкурс по современной хореографии «Гравитация», г. Воронеж, Международный многожанровый конкурс-фестиваль «Время первых», г Курск и др.
Практика показывает, что ко 2-3 годам обучения завершается процесс формирования детского коллектива. Каждый ребенок осознает, какую роль он играет в процессе получения наград на конкурсах, соревнованиях и выступлениях. За это время в коллективе появляется «летопись» или «галерея» событий жизни объединения. В социальной сети «Вконтакте» действует группа «Ритм», где отражаются события из творческой жизни и досуга хореографического коллектива. Это объединение детей, где главной идеей является возможность реализовать свой творческий потенциал и творческие желания, развиваться духовно и профессионально. В коллективе есть выпускники, которые по завершению посещения занятий объединения, связали карьеру с танцем или исполнительским искусством.
В результате совместной работы педагога, обучающихся и родителей формируется единая дружная команда обучающихся танцевального коллектива «Ритм».
Организованная таким образом практика командообразования способствует быстрому сплочению хореографического коллектива, достижению высоких результатов и всестороннему развитию личности детей.